ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие турпакета является одним из основных понятий в туристской индустрии.

Турпакет представляет собой взаимосвязанную совокупность различного рода услуг по обслуживанию туристов.

В состав турпакета обычно входят:

• пункт назначения (дестинация);

• средства доставки туристов до места назначения;

• трансфер - доставка туриста от места прибытия (аэропорта, морского порта, вокзала) в отель или другое место проживания и обратно к месту отправления;

• места размещения (отель, мотель, кемпинг и т. п.) И питания;

• развлечения (необязательная составляющая).

Производители услуг, составляющих турпакет, могут предлагать их туристу различными способами. Обычно это делается через туроператоров, брокеров, турагентов. Ни один бизнес не выживет, если предлагаемая им продукция не будет иметь спроса, т.е. не будет доступна тем, кто хочет и может заплатить за нее. Пути, по которым продукция доходит до покупателей от производителей, называются каналами распределения, и таких каналов имеется множество. Искусство руководителя предприятия заключается в том, чтобы изыскать и использовать наиболее эффективный и удобный канал распределения имеющейся у него продукции.

Традиционный канал распределения выглядит следующим образом: производитель - оптовый продавец - розничный продавец - покупатель. Производители продают свою продукцию оптовикам. Оптовики перепродают ее малыми партиями розничным торговцам, т. е. передают в торговую сеть (как правило, они сами редко занимаются распределением продукции среди покупателей). Розничные торговцы перепродают продукцию еще более мелкими партиями или единичными образцами непосредственно покупателям. Конечно, существует множество вариаций, так как сами производители могут продавать свою продукцию непосредственно потребителям через сеть розничной торговли, или некоторые крупные розничные торговцы покупают продукцию непосредственно у производителей, минуя оптовиков.

Туристский кругооборот. Термин туристский кругооборот обозначает комплекс экономических отношений между основными компонентами туристской индустрии, между туристскими предприятиями и туристом напрямую или косвенно, включая потоки туристских продуктов и потоки платежей.

Следует заметить, что, не считая прямых и косвенных обменов между туркомпаниями и туристами, существуют обмены между туристами и другими компаниями, что не может быть представлено на схеме упрощенного туристского кругооборота.


Потоки туристских товаров и услуг от Фирм-производителей и потоки платежей являются непрерывными, происходят в любое время и не всегда бывают одинаковы по размеру. Количество происходящих обменов может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от активности производственной деятельности туркомпаний.

Поскольку продукция туризма неосязаема и часто состоит из набора различных услуг, канал распределения продукции туризма не так четко виден, как в сфере материального производства. Розничные продавцы товаров широкого потребления закупают значительную партию товаров непосредственно у производителя или у оптового продавца. Этот товар складируется на какое-то время, а затем перепродается небольшими партиями или поштучно потребителям. Таким образом, розничные продавцы являются собственниками какой-либо партии товара от момента покупки до момента продажи потребителям. В отличие от них турагенты не закупают продукцию впрок и не складируют ее для следующей перепродажи. Турагент, получив запрос от потенциального клиента о желании приобрести тур (отправиться в путешествие), связывается с туроператором или напрямую с транспортными компаниями, гостиницами и по поручению клиента решает все организационные вопросы данной поездки. Таким образом, ни на какой стадии своей деятельности турагент не выступает собственником продукции.

Производители индустрии туризма обеспечивают транспортировку туристов различными видами транспорта, размещение в гостиницах и соответствующее обслуживание (включая питание), а также создают возможности для посещения достопримечательностей.

Оптовыми продавцами индустрии туризма выступают туроператоры и брокеры, поскольку они закупают или резервируют различную продукцию туризма в больших количествах, например билеты на самолет, номера в гостиницах, экскурсии и т.д. Различие между ними состоит в ТОМ, что туроператоры объединяют все это в один турпродукт, готовый ДЛЯ продажи покупателям непосредственно или через розничных продавцов, а брокер перепродает их по отдельности или небольшими блоками. В действительности туроператоры как бы создают новую составную продукцию, скомпонованную из нескольких отдельных продуктов, и в этом смысле их можно считать производителями. Туроператором обычно является крупная туристическая компания.

Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они покупают в больших количествах различные туристские продукты, например места в самолетах, комнаты в отелях и другие услуги, затем формируют пакеты и продают их прямо или косвенно различным пользователям.


Туроператор покупает услуги и затем продает их с целью получения прибыли либо в пакетах небольшими партиями, либо по необходимости раздельно. В первом случае, когда формируется пакет, туроператор выступает в роли производителя туристских продуктов - турпакетов.

Во втором случае, когда туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это случается, когда туроператор покупает у производителя больше туристских продуктов, чем необходимо для формирования туристского пакета.

В некоторых случаях туроператоры могут продавать отдельные услуги по оптовым ценам тем людям, которые хотят сформировать свой индивидуальный пакет. Иногда эта услуга, например проживание в отеле, может предлагаться по цене ниже той, которую заплатил туроператор, и даже предлагаться бесплатно. Например, для привлечения туристов в межсезонье проживание в отеле может предлагаться бесплатно, а все остальные составляющие турпакета (питание, проезд, экскурсии) оплачиваются. Тем самым обеспечивается привлекательность турпакета для потенциальных туристов. Для туроператоров такая ценовая политика все равно экономически выгодна, так как, покупая туристские услуги в больших количествах, они имеют значительные скидки.

Существует четыре основных типа туроператоров.Туроператоры массового рынка - это наиболее известный тип операторов. Они продают турпакеты на хорошо известные курорты. Перевозка клиентов осуществляется регулярными или чартерными рейсами.

Туроператоры, специализирующиеся на определенном направлении, менее известны, однако гораздо более многочисленны. Они могут быть разделены на пять категорий:

а) туроператоры, предлагающие пакеты для определенной клиентуры: молодежи, пенсионеров, ученых, бизнесменов, семейные туры и т.д.

б) туроператоры, предлагающие пакетные туры на определенные направления, например в Англию, Францию, Венгрию, Швейцарию, Австрию;

в) туроператоры, предлагающие проживание в определенных местах, например в домах отдыха;

г) туроператоры, перевозящие свою клиентуру на определенном виде транспорта, например корабле, поезде, самолете;

д) туроператоры, предлагающие специфические туры, например сафари в Кении, горный туризм, альпинизм.

Туроператоры внутреннего рынка продают турпакеты внутри страны проживания, что означает, что туры размещаются внутри страны.


Туроператоры внешнего рынка создают пакеты и продают их в разные страны, и особенно в те страны, из которых приезжает большое количество туристов. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают как принимающая сторона. Другие специализируются исключительно на встрече и перевозке туристов в отели, а также предлагают услуги эскорта. Третьи предлагают целый ряд услуг, которые включают в себя переговоры с компаниями, имеющими автобусы и отели, переговоры и организацию образовательных туров, организацию питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп, например жителей арабских стран, японцев и т.д. Для зарубежных туроператоров это экономически намного выгоднее, чем самостоятельная организация турпакета, поскольку местные (внутренние) туроператоры на внутреннем рынке производителей туруслуг имеют больше возможностей при формировании наилучших цен на туруслуги.

Другим типом оптового продавца в индустрии туризма является брокер. Брокером может быть как предприятие, так и отдельная личность, которые осуществляют оптовые покупки или резервирование, к примеру, билетов на авиарейсы, а также мест в гостиницах, добиваясь тем самым значительного снижения цен. Затем брокер перепродает компоненты по отдельности или небольшими блоками турфирмам, которые в свою очередь составляют свои турпакеты.

Розничными продавцами в индустрии туризма выступают турагенты (турагентства). Они ведут переговоры и покупают турпакеты или отдельные туристские услуги по поручению своих клиентов. Турагенты получают вознаграждение от туроператоров за каждую сделку. Турагенты могут также составлять свои собственные пакетные туры из различных компонентов, купленных у брокеров.

Тем не менее в тех случаях, когда туроператоры получают заявки непосредственно от отдельных клиентов, они избавляются от посредников и оставляют себе те суммы, которые они должны были бы выплатить посредникам (турагентам) в качестве комиссионных. Таким образом, туроператоры могут действовать как в качестве оптовиков, так и в качестве розничных продавцов, если это не регламентировано законом. В целом туроператоры полагаются на посредничество турагентов, выплачивая им часть своего дохода в качестве комиссии. Широко распространена практика, когда туроператоры при заключении договоров с турагентам оговаривают определенное гарантированное количество сделок, которые турагенты должны обязательно реализовать для получения комиссионных.


Для того чтобы иметь возможность продать отдельные виды туристских услуг (билеты на транспорт, номера в гостинице и др.), турагентство заключает с соответствующими транспортными, гостиничными и прочими предприятиями агентские соглашения, на основе которых получает лицензию на продажу или франшизу. Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым производителем этих услуг. При реализации отдельных видов услуг на базе лицензии турагентство обычно получает определенную комиссию от производителя услуг. В случае оказания туристу разрозненных услуг по его выбору турагентство может взимать с него определенные (торговые) наценки к розничным ценам производителя услуг. Услуги информационного характера турагентство обычно предоставляет бесплатно.

Турагентства по своему положению могут быть двух категорий: независимые, т. е. не связанные с другими фирмами, и зависимые, выступающие в форме дочерних компаний или филиалов туроператорских фирм, монополий туристской индустрии, торговых фирм, банков, страховых обществ и других компаний.

Независимость туррагентств практически проявляется только в отсутствии контроля над капиталом фирмы со стороны других фирм.

Осуществление деятельности на основе лицензии или франшизы обычно постепенно лишает турагентства хозяйственной самостоятельности, поскольку их предоставление, как правило, сопровождается выдачей обязательства не вступать в деловые отношения с другими фирмами.

Таким образом, большинство туррагентств находятся в сфере влияния крупных туристских оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм. В последние годы в связи с усилением конкуренции со стороны монополий туристской индустрии и крупных туроператоров наблюдается процесс разорения мелких туррагентств или поглощения их крупными фирмами.

Авиалинии и круизные линии принимают заявки непосредственно от индивидуальных лиц и от турагентов, а некоторые крупные авиа- и круизные линии организуют свои пакетные туры, которые они продают туристам как непосредственно, так и через турагентов.

Классы обслуживания. В связи с тем, что туристский продукт является комплексным, состоящим из набора разнообразных услуг, имеющих свои особенные внутренние градации (гостиницы, транспорт, питание и др.), при продаже его туристу возникает проблема обозначения класса реализуемого продукта (комплекса услуг). Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ обслуживания не существует ни у нас в стране, ни на международном рынке. Поэтому туроператоры и турагенты при продвижении и продаже туристского продукта уровень обслуживания по туру условно обозначают следующими категориями: «люкс», первый класс, туристский класс, экономический класс.