ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 0
и видами деятельности, составом и численностью участников. По темпам и широте распространения на планете, выживаемости в различных условиях, сплоченности и организованности членов нет других структур, равных кооперации. Ее сила, надежность и авторитет – в дисциплине и взаимопонимании, ясном представлении целей и задач, сформированных в классических кооперативных принципах.
В современных условиях совершается переход от рационализации форм кооперации труда (в виде различных организаций), основанной на разделении труда и накопленным опытом, к всестороннему применению современных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы и разделения труда с образованием ассоциативных структур и альянсов, реструктуризация комплексов, перехода к формам кооперации «с внутренними рынками», тенденции к сокращению промежуточных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.
Настроение сегодняшнего поколения – это такое настроение, которое предпочитает видеть целостный образ или общую картину. В России этот процесс только зарождается. От отдельных проектов к системному управлению обществом еще только определяются подходы, но они уже настойчиво пробивают себе дорогу.
Например, концепция создания агропромышленных парков, разработанная в ОВАО «Росагролизинг», которая подразумевает объединение на одной площадке всех мелких товаропроизводителей, переработчиков и торговлю сельскохозяйственной продукцией. Это попытка создать конкурентоспособную рыночную структуру на кооперативной основе.
Теоретически при идентификации систем рассматривают три вещи: простые элементы, составляющие систему, целое, образованное этими элементами и существующие взаимоотношения, связывающие части вместе. Схема математического инструмента управления проектами представляет собой визуальное изображение этих трех вещей: производство, переработка и реализация готового продукта. Каждая задача или действие являются частью целого. Все действия вместе взятые, составляют проект или целое по реализации потребителю ранее разрозненных, мелких партий, реализуемых ранее посредниками, и превращение данной структуры в реального конкурента на аграрном рынке. Данное явление наблюдается почти во всех сферах экономики и чаще всего называется «кластеризацией».
Кластер – ассоциативная организация самостоятельных предприятий различных форм собственности, участвующих в создании и реализации конечного продукта (товара), основанная на разделении, кооперации и интеграции труда и капитала.
Разделение труда
Кооперация |
|
Интеграция |
|
Кластеризация |
|
|
|
|
|
Рис. 1. Схема диалектического развития кооперации и разделения труда
Главным свойством кластера, как организации будущего, становится постоянное приспособление к динамичной внешней среде. Как адаптирующийся
276
механизм, организация будет меняться в соответствии с изменениями внешних условий и объективных требований к ней. Обобщение происходящих процессов и наметившихся тенденций показывает, что на первый план выдвигаются такие черты организаций, как большая гибкость, приверженность индивидуумам, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации.
Кластер, как организация с готовностью принимает изменения. При этом преобразованиям подвергаются не второстепенные элементы организации, а ее существенное ядро – структуры, процессы, методы. Динамика организационных изменений зависит от темпов развития техники и технологии, условий развития бизнеса. Приносящая успех гибкость должна стать частью организационной культуры, особенно по мере того, как компания будет осознавать свою внутреннюю способность к конкуренции. Это происходит, когда индивидуумы верят и привержены ценностям гибкой организации.
В кластерной организации явно выраженная приверженность индивидуумам. Традиционный социальный контракт, являющийся главным условием работы индивидуума, в разных модификациях предполагает рост оплаты труда, определенный уровень ответственности и гарантии безопасности работников. Новый социальный контракт, вероятно будет основан на приверженности индивиду. С одной стороны, организация дает ставку на результаты, а не на работу. С другой стороны, индивидуум руководствуется стремлением к интересной работе и профессиональному росту независимо от того, происходит ли это в одной организации или в ряде организаций. Организация – кластер преодолеет это противоречие интересов.
Новая корпоративная модель, развитие кооперации между конкурентами, поставщиками и потребителями меняет традиционные представления о границе кластера. Профессиональные знания и умения каждого партнера (участника кластера) позволят создать «лучшую во всем» организацию, в которой любая функция и процесс реализуются как бы на мировом уровне, что невозможно достичь в отдельном предприятии. В результате повышается эффективность производства, возникает обстановка доверия и ответственности. Партнерство здесь менее формально. В кластер объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых предприятий не существуют. Информационные сети помогают устанавливать связи между предприятиями. Учитывая процессы организационного развития, которые в разных сочетаниях уже осуществляются в настоящее время, можно предположить, что в будущем получат распространение структуры, образующие горизонтальные корпорации, характеризующиеся отмеченными выше особенностями.
Умения, связанные с групповым подходом, являются базовыми для успешной работы команды. Это означает, что организация должна обучать персонал необходимым навыкам. В зависимости от ситуации работники могут быть лидерами в одной команде, а затем – подчиненными в другой; роли будут предопределяться характером работы. Индивидуальные усилия будут по-прежнему необходимы и желательны, но только в той мере, в какой они вносят вклад в работу всей команды. Функционирование в разных ролях требует от работника овладения полным набором новых умений, которые не характерны для традиционной организации. Особенно это относится к сельскому хозяйству, где перечень работ очень разно-
277
образен, и не повторяются часто в течение года. Работники должны быть адаптированы, целеустремленными и способными работать в команде.
Сила кооперации – в ее внутренней конкурентоспособности, которая основывается на знаниях и опыте ее персонала. Организация, основанная на кооперации, мобилизует весь свой потенциал, обеспечивает рациональную его организацию и использование в соответствии с требованиями клиентов, рынка. Не ориентированные на рынок функции не будут обеспечиваться ресурсами и финансироваться. Одним из ключевых конкурентных качеств считается способность адаптироваться к потребностям клиентов и предоставлять им инновационные услуги – организационные, технологические или структурные.
Библиографический список
1.Василенко М.П.Основы интеграции сельскохозяйственного и промышленного труда.
М.: Мысль, 1975.
2.Зотова «Фамильная ферма», Российская газета, 23.03.2010.
3.Маркс К. Капитал. Т.1. - Госполитиздат, 1953.
4.Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – 2- е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999.
5.Огородников «Парк лизингового периода», Российская газета, 15.12.2009.
6.Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. Том 4 Контроль как функция управления. М.: ВИПК энерго, 1992.
7.http: www. ilo. ru
УДК 33:336.67
М.К. Юшкова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА И ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Важнейший для предприятия вид стратегии − финансово-инвестиционная стратегия. Под ней понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор, приоритеты и размеры использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств. В зависимости от сферы принятия стратегических решений они различаются на: технические, маркетинговые, социальные и управленческие (табл. 1).
Совокупность стратегических решений в выше перечисленных сферах, представленных во времени и подчиненных определенной цели или задаче обра-
зует проект стратегического развития предприятия. Определение источников финансового обеспечения стратегического проекта по соответствующим направлениям и целям позволяет разработать инвестиционный проект.
В рамках финансово-инвестиционной стратегии принято выделять основные направления инвестиционной деятельности предприятия: инвестиции на поддержание простого воспроизводства; вложения в капитальное строительство; инвестиции на прирост оборотных средств; финансирование инновационных разработок. В соответствии с направлениями на предприятии может быть реализован не один инвестиционный проект.
Кроме того, инвестиционные проекты по разным направлениям могут быть увязаны между собой. Для примера, в Пермском крае реализуется программа поддержки сельскохозяйственного производства в рамках которой был принят
278
проект «Пермская картошка». Данный проект был запущен в 2006-2007 годах в ряде районов края.
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
Содержание инвестиционных стратегий региона и предприятия |
|
|||||||
в зависимости от принятия стратегических решений |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технические |
Маркетинговые |
|
Социальные |
Управленческие |
||||
Оснащение предпри- |
Проведение исследо- |
Разработка и реализа- |
Постоянная оценка |
|||||
ятий более современ- |
ваний на предмет |
|
ция социальной про- |
руководством управ- |
||||
ными техническими |
производства новых |
граммы развития кол- |
ленческих решений на |
|||||
средствами и обору- |
видов продукции |
|
лектива предприятия |
эффективность |
||||
дованием |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбор направлений |
Определение и созда- |
Создание корпоратив- |
Совершенствование |
|||||
инновационного раз- |
ние каналов сбыта |
|
ных ценностей – « со- |
структурного по- |
||||
вития |
|
|
|
циального капитала» |
строения предприятия |
|||
Выявление на основе |
Создание эффектив- |
Разработка программ |
Оценка возможностей |
|||||
исследований потреб- |
ной долгосрочной |
|
мотивации и поощре- |
карьерного роста со- |
||||
ности в техническом и |
программы продвиже- |
ния |
трудников предпри- |
|||||
технологическом со- |
ния продукции на |
|
|
|
|
ятия |
|
|
вершенствовании |
рынке |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработка ценовой |
Создание условий для |
|
|
||||
|
политики |
|
воспроизводства ре- |
|
|
|||
|
|
|
|
сурсного потенциала |
|
|
||
Результативность принятого проекта «Пермская картошка» характеризует- |
||||||||
ся приведенными данными в таблицах 2, 3. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
Сельскохозяйственные посадки под картофелем, тыс. га |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Край, район |
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
2000 |
|
2005 |
|
2006 |
|
2007 |
2008 |
|
|
|
|
|
|||||
Пермский край |
55,7 |
|
46,6 |
|
43,5 |
|
42,2 |
41,4 |
Суксунский |
1,4 |
|
1,5 |
|
1,6 |
|
1,7 |
1,7 |
Краснокамский |
1,3 |
|
1,2 |
|
1,2 |
|
1,2 |
1,2 |
Кунгурский |
5,3 |
|
3,2 |
|
3,0 |
|
3,0 |
2,7 |
Пермский |
4,0 |
|
3,7 |
|
3,4 |
|
3,2 |
3,2 |
Повышение уровня интенсификации обеспечило результативность производства картофеля. Урожайность − показатель характеризующий комплекс условий, в том числе и условий финансового обеспечения реализации принятой программы.
В качестве методов финансирования инвестиционных проектов для сельскохозяйственных предприятий Пермского края могут рассматриваться:
-самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
-акционирование, а также иные формы долевого финансирования;
-кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);
-лизинг;
-бюджетное финансирование;
-проектное финансирование;
279