Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5344

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпускается пед. библиография: «Magyar pedagögiai irodalom» («Венг. пед. литература», с 1973), издан«Pedagögiai Lexikon» («Пед. лексикон», под ред. Ш. Надя, т. 1—4, 1976—79).

Науч.-пед. периодич. издания: «Pedagögiai szemle» («Пед. обозрение»),«Közneveles» («Обществ, воспитание»),«Felsöoktatäsi szemle» («Обзор высш. образования»),«Övodai neveles» («Дошк. воспитание») и метод, журналы по отд. предметам.

Лит.: Гомоннай В. В., Нар. образование в Венгрии, М., 1972; Мансфельд Д. П., Школа и образование в ВНР, в кн.: Школа европ. стран социализма, М., 1976; его же. Общее образование в ВНР, М., 1985;A magyar neveles törtenete, köt. l, Bdpst, 1988;Meszaros I.,Az iskolaügy törtenete Magyarorszägon 996—1777között, Bdpst, 1981; его же,Közepszintü iskoläink kro-nologiäja es topogräfiäja 996—1948,Bdpst, 1988;KöteS., Közoktatäs es pedagögia az abszolutizmus es a dualizmus koräban (1849 — 1918),Bdpst, 1975;Jöboru M., A. köz-

138

neveles a Horthy-korszakban, Bdpst, 1972;H o r v a t h M., A nepi demokräcia közokta-täsi rendszere (1945—1948),Bdpst, 1975; №a g уS., Maba nyülö törtenelem: a harmin-cas evek pedagögiai iränyai, Bdpst, 1988.

Ш. Кётэ.

 

ВЕНЕСУЭЛА (Venezuela), Республика Венесуэла, гос-во на С. Юж. Америки. Пл. 916,4 тыс. км2. Нас. 19,3 млн. чел. (1989). Офиц. яз. — испанский. Столица — Каракас.

Первые нач. школы (церковные) были открыты миссионерами после 1560. По указу исп. короля Филиппа IIв!592 учреждён семинарский колледж чеапта Роса», открытие к-poro состоялось только в 1696. В 1721 колледж преобразован в" ун-т (ныне Центр, ун-т В.), ставший позже организац. ядром нац. шк. системы. В 1809 в стране насчитывалось 13 школ, в т. ч. 11 частных.

В период освободительной войны 1810- 1830 большое влияние на распространение просветит, идей оказала деятельность С. Боливара, рассматривавшего образование как сферу ответственности государства. В 1821 Учредительный конгресс Колумбии, в к-рую входили провинции Венесуэла и Новая Гранада, принял декрет об обязат. обучении детей 6—12 лет; в столицах обеих провинций создавались гос. колледжи, нач. школы — в населённых пунктах с числом жителей не менее 100 чел. В колледжах после курса нач. школы вводилось преподавание исп. грамматики, лат. языка, основ риторики и философии, математики; было расширено жен. образование.

В 1-й трети 19 в. венесуэльское просвещение развивалось под влиянием А. Бельо. При его участии в 1826 был издан закон об организации и порядке управления нар. образованием Венесуэлы, в 1843- первый Кодекс нар. образования страны. Однако длит, период гражд. войн, анархии, борьбы за земельную собственность между представителями феод, верхушки надолго задержал реализацию проектов прогрессивных венесуэльских деятелей. В 1870 был принят декрет о всеобщем и бесплатном образовании, в 1893 — об обязат. нач. обучении. В 1-й трети 20 в. (до 1935) в период диктатурыX. В. Го-меса система образования находилась в катастрофич. состоянии: 70% взрослого населения оставалось неграмотным, уч. заведения всех типов посещало лишь 11% молодёжи в возрасте 7—24 лет. Положение начало улучшаться лишь в кон. 50-х гг. За период 1958—69 общее число учащихся выросло с 846 тыс. до 2,6 млн. чел. В 1959 при Мин-ве образования было создано Бюро интегрального планирования, с помощью к-рого разработаны первые планы развития гос. системы уч. заведений в стране, пересмотрены уч. программы, вводились новые методы преподавания. По Конституции 1961 всем гражданам было обеспечено право на об разование. Обучение в гос. уч. заведениях стало бесплатным на всех ступенях, кроме высш. и ср. специального. Государство обязалось поддерживать частное образование.


В 1980 вступил в силу «Органич. закон об образовании», подтвердивший принцип бесплатности обучения во всех гос. уч. заведениях (за исключением вузов), внес ший изменения в структуру нар. образо вания, провозгласив обязательность 9-летнего обучения.

Современная система образования включает дошк. учреждения для дется

3—6 лет, обязат. 9-летнюю школу (7- 15 лет), общеобразоват. средние и ср. специальные школы, высшие уч. заведения. Расходы на образование составляли 6,8% ВНП (кон. 80-х гг.). Св. 90% населения старше 15 лет считается грамотным.

Общее руководство осуществляет Мин-во образования, состоящее из следующих департаментов: нач. и ср. образования, высш. образования; образования взрослых; управления. В разработке планов и законопроектов по образованию активное участие принимает Нац. совет ун-тов; руководство дошк. учреждениями осуществляет Нац. ин-т ребёнка.

По данным на 1989/90 уч. г., 1,4 тыс. дошк. учреждений посещало 549 тыс. детей, работало 23 тыс. воспитателей (ок. */2 дет. садов — частные).

В соответствии с законом 1980 была проведена реорганизация обязат. обучения: 9-летняя основная школа включила быв. 6-летнюю нач. школу и 3-летний базовый цикл ср. школы. По окончании её уч-ся получают сертификат об окончании полной, а при обучении лишь в течение 6 лет — неполной основной школы. В 1989/90 уч. г. в 13 тыс. нач. школ обучалось 2,9 млн. учащихся, работало 112 тыс. преподавателей, общий охват обязательным обучением составлял 86%.

Полное ср. образование дают 2-летние гуманитарные школы, по окончании к-рых уч-ся получают диплом бакалавра; 2-летние коммерч. или 3-летние пед. уч-ща (диплом уч-ся даёт право поступления в вузы); 3-летние ср. техн. пром. и с.-х. школы. В ср. уч. заведениях всех типов обучалось 1058 тыс. уч-ся, работало 62 тыс. преподавателей.

Профессиональная подготовка подростков 13—18 лет, к-рые не продолжают обучение в школах, осуществляется в 2-летних проф.-тех. уч-шах, где они получают общеобразоват. знания и практич. навыки, необходимые для работы на произ-ве.

Для ликвидации неграмотности взрослых ещё в 1959 при M ин-ве образования был основан Нац. ин-т кооперативного обучения, к-рый имеет неск. тысяч краткосрочных курсов, находящихся в ведении уч. заведений, предприятий, муниципалитетов. В течение 2 лет они дают знания в объёме осн. школы и проф.-тех. навыки. В кон. 80-х гг. на них занималось ок. 400 тыс. чел. Кроме того, с 1976 действует Открытый ун-т (Каракас; в 1989/90 уч. г. он насчитывал 29 тыс. слушателей).


В систему высшего образования входят ун-ты (гос. и частные), ин-ты и колледжи высш. типа. В 1989/90 уч. г. в них насчитывалось 467 тыс. студентов. Крупнейшие ун-ты: Центр, ун-т В. в Каракасе (осн. в 1725; 11 ф-тов, св. 50 тыс. студентов, н.-и, ин-ты); Ун-т штата Карабобо в Валенсии (1852; 5 ф-тов, ок. 45,0 тыс. студентов); Андский ун-т в Мериде (1785; статус ун-та с 1810; 10 ф-тов, св. 35,3 тыс. студентов); като-лич. ун-т «Андрее Белы» в Каракасе (1953; 4 ф-та, 9,0 тыс. студентов; 12 школ, н.-и, ин-ты).

Подготовка пед. кадров для школ 1-й ступени ведётся в 3-летних пед. уч-щах, для ср. школ — в пед. ун-тах в Каракасе, Баркисимето, Ма-ракае и Матурине (на базе пед. уч-ща или ср. уч. заведения гуманитарного профиля) и на соответствующих ф-тах ун-тов (срок обучения 4 года), в к-рых в

К. Н. Вентцель,

1989/90 уч. г. насчитывалось около 50 тыс. студентов. Для повышения квалификации преподавателей основных школ работают специализиров. уч. заведения и курсы.

Науч. работу в области образования ведут: пед. ун-т «Либертадор» (в Каракасе), Нац. совет ун-тов (публикует ежеквартально информац. бюллетень); Латино-амер. группа по изучению реформ и совершенствованию образования, гл. обр. высшего (осн. в 1958; публикует ежеквартально «Universitas»); Региональный центр по высш. образованию (осн. в 1978 под эгидой ЮНЕСКО; публикует 3 раза в год«Educacion Superior» — «Высшее образование»); Латиноамер. ин-т по изучению проблем заочного образования (осн. в 1980).

ЛитБеляев В. П.. Школа и ун-т, в кн.: Культура Венесуэлы, Ми984; F с г-m in M., Momentes historicos de la educatiön venezolana, Caracas, 1973; La revolucion educa-tiva, Caracas, 1976; Nuevos aportes a la refor-ma educativa, Caracas, 1974; Fernandez H. R., Referencias para el estudio de las ideas educativas en Venezuela, Caracas, 1988; R o d-riguez T. Nacarid, La educaciön basi-ca en Venezuela, Caracas, 1989.

Э. Г. Ермольева.

 

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, — 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин-те (1875—76) и Петерб. ун-те (1876—77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. С 1919 в Воронеже: преподавал в пед. техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. образования. С 1922 в Москве, на пенсии.

В кн. «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2, 1911—12) В. выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравств. идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитат. задачи; политическую, задача к-рой — изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравств. совершенствования личности.


Пед. взгляды В. развивались в русле педоцентризма. Совм. с членами комиссии по организации семейных школ Пед. об-ва при Моск. ун-те (О. В.Кайданова, И. И.Горбунов-Посадов, M. M. Клеч-ковский, Н. В.Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Гл. задача воспитания — развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Гл. средство нравств., умственного и физич. развития — творческий производит, труд. В. детально разработал принципы организации воспитат.-образоват. учрежде-

139

ния — Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906—09).

После Февр. революции 1917 социальный переворот мыслил в единстве с пед. революцией, к-рую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом» (19173), «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (1918) обосновал принцип автономии школы от гос-ва, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитат. учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.

В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание дет. орг-ций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наиб, критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудит, порядке. Не учитывалось, что В. имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

После Окт. революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917—22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей пед. концепции, к-рую назвали вредной и реакц. утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922), отошёл от активной пед. деятельности. В 20—30-е гг. труды В. посвящены развитию гуманистич. традиций отеч. философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высш. нравств. идеалам [неопубл. работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве» (1926), «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества» (1937)].


Разрабатывал новое направление в воспитании — космич. педагогику, высш. цель к-рой — полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собств. нравств. религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался В. как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравств. императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Мн. идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образоват. деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве сов. школы.

С о ч.: Осн. задачи нравств. воспитания, М., 1896; Борьба за свободную школу, М., 1906; Этика и педагогика творч. личности, т. 1 — 2, Ми911 —12; Как создать свободную школу. (Дом свободного ребенка), M., 19233; Новые пути воспитания и образования детей,M., 19232; Теория свободного воспитания и идеальный дет. сад, П. —M., 19234; Освобождение ребенка,M., 19233.

Лит.: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 — 1947). [Некролог], НШ, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель — виднейший представитель свободного воспитания (1857—1947), СП, 1964,4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные рус. педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; М и — х а и л о в а М. В., Дом свободного ребенка, СП, 1983, № 4.

М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский.

 

ВЕРДЖЕРИО (Vergerio) Пьетро (Пьер) Паоло Старший (1370, Каподистрия, ныне г. Копер, Словения, — 1444, Будапешт), итал. гуманист. Образование получил в грамматич. школе в Падуе, затем во Флоренции. Преподавал в Болонском и Падуанском ун-тах. После 1405 перешёл на службу в папскую курию, с 1417 в Венгрии, где сыграл видную роль в развитии гуманизма. Писал на этич. и полит, темы. Автор первой, дошедшей до нас гуманистич. комедии «Павел» (1388- 1390), написанной «для исправления нравов юношей». Испытал влияние пед. идей Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. Осн. пед. сочинение — трактат «О благородных нравах и свободных науках» (ок. 1402, до 1600 выдержал 40 изд.), в к-ром впервые систематически изложены принципы гуманистич. педагогики. Обучение и воспитание, по В., взаимосвязаны и имеют социальную направленность — формирование человека-гражданина; они отличаются светским характером, дань религии — только в требованиях практич. благочестия. В. отступил от традиц. системы семи свободных иск-в, выделял в процессе обучения гуманитарные дисциплины (моральную философию, историю, риторику), называя их гражданскими и придавая им решающую роль в образовании; грамматику и логику считал важными, но подсобными по отношению к первым. Высоко ценил ес-теств. науки. Исходя из представлений о гармонич. развитии личности, признавал важность физич. воспитания и рекомендовал активные виды отдыха (подвижные игры, прыжки, охоту, прогулки верхом и пешком, танцы). Особые физич. упражнения для подготовки будущего воина (антич. пятиборье, верховая езда, плавание и др.) считал необходимыми только для физически крепких подростков. Обращал внимание на возрастные особенности детей, связывая их с физиологией. Предлагал учитывать в воспитании и обучении природные склонности детей и их индивидуальные особенности. Рекомендовал разумное использование и чередование похвалы и порицания; подчёркивал роль примера выдающихся людей в воспитании. В. — сторонник шк. образования. Указывал на необходимость дозировки уч. материала, систематичности в обучении, правильного распределения уч. времени, на пользу бесед об изучаемых предметах с соучениками. Мн. идеи В. были развиты итал. и др. европ. гуманистами, реализованы на практике педагогами эпохи Возрождения.