Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5342

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

центр, органом управления школой стал Шотл. департамент просвещения, устанавливался возраст обязат. обучения (5—13 лет), местным органам нар. образования вменялось в обязанность открывать гос. ср. школы, создавались вечерние школы для подростков. Законом 1901 возраст обязат. обучения был прод лен до 14 лет, в 1945 — до 15, в 1969 — до 16 лет.

Руководство совр. уч. заведениями осуществляет Департамент образования, к-рый разрабатывает единые программы экзаменов за ср. школу, а в ряде случаев — программы школы по годам обучения. Шк. система строится по образцу английской, однако в шотл. нач. школе срок обучения 7 лет, а в средней — 6. Осн. тип ср. школы — объединенная школа. Частные школы играют незначит. роль (2% уч-ся).

Во 2 и пол. 80 х гг. имелось св. 560 дошк. учреждений (св. 38 тыс. детей), 2,4 тыс. нач. школ (св. 430 тыс. уч ся), св. 440 ср. школ (св. 340 тыс. уч-ся). Ср. проф. образование осуществляется в дневных (49) и вечерних (111) колледжах на базе неполной ср. школы. Высш. проф. образование дают центр, ин-ты (15) на базе полной ср. школы (аналогичны англ, политехн. ин-там). Общее число уч ся дневных колледжей и центр, ин-тов системы проф. образования св. 86 тыс. Подготовка учителей осуществляется в пяти 3-летних пед. колледжах (св. 3 тыс. студентов). Мужчины-учителя получают, как правило, университетское образование

Имеется 8 ун-тов (48,3 тыс. студентов), крупнейшие — Эдинбургский (осн. в 1583, 10,1 тыс. студентов), Абердин-ский (1495; 5,7 тыс. студентов), ун-т г. Глазго (1451, св. 10 тыс. студентов).

Н. и, работа в области педагогики координируется Шотт. советом пед. исследований. Ученые педагоги — Дж. Нис-бет (Абердин) и Н. Энтуистл (Эдинбург) занимаются проблемами методологии и методов пед. исследований. Теоретич. основы организации нар. образования и вопросы оснащения уч. процесса изучает К. Ричмонд (Глазго). Крупным н.-и, учреждением является Шотл. ин-т педагогики (Эдинбург), издающий «Scottish Educational Journal» («Шотландский пед. журнал»).

Северная Ирландия. В ср. века просвещение в Сев. Ирландии развивалось в тех же формах, чго и в Англии. В период Реформации элементарное образование осуществлялось в приходских школах, открывавшихся преим. протестантскими религ. орг-ция-ми, а в кон. 17—18 вв. и отд. лицами. Ср. образование давали грамматич. школы, «английские» школы и частные обще-образоват. академии. Нар. образование в Ольстере, как и в др. частях Ирландии, впервые стало субсидироваться гос-вом в 30 х гг. 19 в.; тогда же брит, парламент для создания единого управления образованием учредил Совет семи уполномоченных нац. образования. В 1892 был принят акт об образовании в Ирландии, в соответствии с к-рым вводилось обязат. обучение детей от 6 до 14 лет. В 90-х гг. быт создан Департамент с.-х. и техн. образования. В 1921 с вхождением Сев. Ирландии в состав Соединенного королевства центр, органом стал Департамент образования Сев. Ирландии. В 1923 был принят закон, установивший пре-емств. систему школ. Законом 1947 соз-


135

дана система шк. образования по образцу английской. В 1976 был принят законопроект, предусматривающий постепенный переход к объединенным школам. Совр. ср. звено образования состоит из 7 летней грамматической и 5 летней промежуточной школы. Переход на систему объединенных школ затруднен в связи с преобладанием мелких школ.

Во 2 и пол 80 х гг. имелось 86 дошк. учреждений (4,5 тыс. детей), св. 980 нач. школ (182 тыс. уч ся). Работало св. 250 ср. школ (св. 152 тыс. уч-ся). Система последующего образования представлена 38 учреждениями (св. 1,1 тыс. уч ся). Образование взрослых осуществляется при ун-тах, политехн. ин те, а также при Ассоциации образования рабочих.

Подготовка учителей ведется в двух 3-летних пед. колледжах, в техн. колледже в Лондондерри и в ун-тах (всего ок. 1,2 тыс. студентов). Пед. исследования координируются Советом пед исследований Сев. Ирландии.

Университетское образование осуществляется в Королевском ун те в Белфасте (осн. в 1845; 8 тыс. студентов) и в Ольстерском ун те в Колрейне (образован в 1984 из Нового ун-та Ольстера, осн. в 1965, и Ольстерского политехн ин-та, осн. в 1971), где насчитывается 15 тыс. студентов.

Лит Аранский В С Лапчинская В П, Система вар. образования в Англии, M 1961 Лапчинская В П, Ср общеобразоват школа совр Англии, M, 1977, БарбаригаА А Федорова Н В Британские ун ты, M, 1979, Бар барига А А. Среднее и среднее спец образование в совр Англии, К — Одесса, 1985, С а и м о и Б Общество и образование, пер с англ, M, 19_89, Barnard H, A short history of English education From 1760 to 1944 L 1947, С u r t i s S, History of education in Great Bntam L 1957, S i m o n B, Studies m the history of education, [v 1—4], L 1960—74, Educational research in Brita m ed by H J Butcher and H B. Pont v. 1—3, L, [1968—72], Lawson J. Sil-v e r H, A social history of education in England L -N Y, [1973], E v ans K, The development and structure of the English edu-cational system [L 1975], The educational System of Scotland Edinburgh, 1977, Rieh m o n d W K, Education in Britain since 1944, L, 1978, Directory of technical and fur-ther education, L, 198018, Bowen J, A history of western education v. 1—3, L, 1972—81, Richmond WK, The litera ture of education A critical bibliography 1945—1970, L, [1972], Maclure J S Educational documents England and Wales 1816 to the present day, L 19855, Holmes B, McLean M, The curriculum A com-parative perspective, L, 1989

В II Лапчинская

 

ВЕНГРИЯ (Magyarorszäg), Венгерская Республика, гос-во в Центр. Европе. Пл. 93 тыс. км2. Нас. ок. 10,4 млн. чел. (1989), св. 96% — венгры. Офиц. язык — венгерский. Столица — Будапешт.

Первая школа возникла (ок. 996) в монастыре бенедиктинского ордена на горе Св. Мартина (венг. Паннонхаль-ма). В И в. в архиепископствах и епископатах было организовано 10 соборных школ. В них готовили священников и обучали на лат. яз. детей знати семи свободным иск-вам. Королем Иштваном был издан указ, согласно к-рому каждые 10 населенных пунктов обязаны построить церковь, при к-рой действовала приходская школа. С 12 в. открывались цеховые и торговые школы, ставшие позднее городскими. В кон. 12 в. при Вес-премском соборе появилась первая духов-


ная семинария. В последующие столетия в соответствии с указаниями церк. советов (синодов) число школ возросло, сложилась 3-ступенчатая структура обучения в них. 1-я ступень — чтение и пение, к-рые дополнялись толкованием лат. текстов и знакомством с литургич. ритуалами; 2-я — грамматика и письмо, математика с основами астрономии и геометрии; 3-я — знания по философии, теологии, юриспруденции. Дети из высш. слоев получали необходимые знания, в т. ч. военные, в рамках домашнего обучения.

С 14 в. начал формироваться слой светской интеллигенции. С этим процессом связана организация в 1367 первого ун-та в г. Печ, в 1395 — ун-та в Старой Буде (оба просуществовали недолго).

Большое воздействие на развитие шк. обучения оказала эпоха Возрождения. В это время произошло разделение ступеней образования на начальное, среднее и высшее. С 15 в. создавались гор. школы, в программы к-рых было введено изучение произведений греч. и лат. классики. Венг. гуманизм достиг своего расцвета в период правления короля Матья-ша Хуньяди (2-я пол. 15 в.). В г. Пожонь (ныне Братислава, Словакия) в 1465 был открыт ун-т по образцу болонского, к-рый, как и его предшественники, просуществовал недолго.

В 1-й пол. 16 в. задунайская часть В. подпала под османское иго, на 150 лет задержавшее развитие нац. просвещения. В зап. и сев. частях королевства укрепились Габсбурги. На формирование шк. систем в этих землях влияла борьба между сторонниками и противниками Реформации. Со 2-й пол. 16 в. мн. католич. школы в городах и поселениях гор. типа стали протестантскими. Реформация способствовала расцвету лат. школы, в к-рой утверждался гуманистич. тип образования, а также усилению роли венг. яз., на к-ром впервые появились печатные книги религ. и светского содержания. Протестантские ср. школы в гг. Шарошпа-так, Дебрецен, Пап и др. стали центрами учёности; вокруг них сосредоточивались гор. и сел. школы.

Орден иезуитов, стремясь вытеснить протестантизм из сферы просвещения, создал широкую сеть своих гимназий (где в курс обучения были введены математика, естеств. науки, нац. и общая история), а также т. н. малые сел. школы с обучением на родном языке. В 1635 в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия) осн. иезуитский ун-т (наряду с филол. и теологич. ф-тами в 1642 открылся юридический). К кон. 16 в. и у протестантов, и у католиков окончательно сформировалось ядро шк. системы — католич. или протестантская коллегия, гл. ступенью в к-рой стала гимназия. Программа предусматривала курсы грамматики, поэтики и риторики, а на ст. ступени — философии и теологии. В католич. гимназии эта ступень образования была более дифференцированной и более широкой по содержанию. Средняя школа этого типа просуществовала в Венгрии до 19 в.


В зависимом от Османской империи Трансильванском княжестве, где сосуществовало неск. религий, Реформация и Контрреформация также оказали влияние на шк. обучение. Значит, развитие школ происходило в 1-й пол. 17 в., когда был издан закон о свободном обучении детей крепостных крестьян. Школа

в Дьюлафехерваре (ныне Алба-Юлия, Румыния) преобразована (1622) в академию [с 1662 в Надьэнеде (ныне Аюд, Румыния)], куда были приглашены знаменитые учёные, в т. ч. иностранные. Здесь вёл пед. деятельность венг. просветитель Я. Апацаи-Чере.

В 18 в. положение в сфере образования было тесно связано с нац.-освободит, движением и полит, тенденциями к централизации империи Габсбургов. В сер. 18 в. светская власть осознала просвещение задачей гос-ва и стремилась поставить его под гос. управление. Этой цели служил первый, изданный в 1777 королевский указ «Рацио эдукационис» («Всеобщий кодекс воспитания»), к-рый модернизировал организацию (были созданы, в частности, уч. округа) и содержание образования. Хотя в указе не предписывалась обязательность обучения, но констатировалось, что обучение следует распространять «на всех граждан». Основу шк. системы составляла нац. нар. школа (сельская и городская), где обучение велось на родном языке. На её основе было возможно получение ср. образования в гимназиях 2 типов — грамматич. школе (3 года обучения) и высш. классах (2 года). Высш. образование давали королевские академии и ун-ты. Образцовые школы, к-рые были организованы в каждом уч. округе, готовили учителей. Указ 1777 отвергал релнг. нетерпимость, предписывал учащимся независимо от их религ. убеждений получать гражд. воспитание. Процесс обучения строился на принципе полезности. В ср. школе лат. яз. сохранил за собой ведущее место, но изучался и немецкий, к-рый был языком адм. управления, а также служил средством общения между людьми разл. национальностей (преподавался уже в нач. школе). Венг. яз. не был обязат. предметом в ср. школе. Уч. программа нач. и ср. школы включала предметы т. н. реального цикла: математику, естествознание, а также географию и историю, в т. ч. венгерскую. В указе содержались предписания по регламентации внутр. распорядка в школе и воспитания. Указ не был признан протестантским населением В.

Во 2-й пол. 18 в. значительно расширилась сфера высш. образования. В Надь-сомбатском ун-те, взятом гос-вом под свой контроль, был открыт мед. ф-т; ун-т переведён в Буду. Были организованы, в т. ч. на базе прежних проф. уч. заведений, гос. академия, первая с.-х. академия «Гергикон» (1797; Кестхей и др.). Для Трансильвании в 1781 был издан спец. королевский указ (Norma Regia). В конце века были созданы совм. школы для учащихся, придерживавшихся разл. вероисповеданий.


В 1806 издан 2-й указ «Рацио эдукационис»: программа нач. школы расширена, введена плата за обучение в ср. школе. Развернулось обществ, движение за развитие нац. системы образования, в результате к-рого в 1844 был принят закон о преподавании на венг. яз. в ср. школе, расширено издание на родном языке уч. лит-ры. После подавления Революции 1848—49 повысилась роль австр. администрации в шк. деле и усилилось влияние римско-католич. церкви на содержание шк. обучения. Осн. внимание уделялось ср. школе. Были созданы 8-летние гимназии и 6-летние реальные училища, в них введено предметное обучение.

136

В 1868 принят закон об обязат. обучении детей 6—12 лет, нар. школа объявлена бесплатной (фактически с 1908). Над школами установлен гос. контроль, но в соответствии с планом гражд. воспитания, выдвинутым И. Этвёшем (1867), поддерживалась частная инициатива в создании школ. Частные школы должны были учитывать гос. требования к содержанию и организации уч. процесса. Дети 12—15 лет посещали 3-летнюю повторительную школу (ок. 10 ч в неделю). В конце века эти школы преобразованы в уч. заведения с с.-х. уклоном. Созданы промежуточные гор. 6-летние гражд. школы. В 1883 издан закон о ср. школе, по к-рому срок обучения в гражд. школе снижен до 4 лет, утверждены 2 типа 8-летних ср. школ: гимназия (окончание давало право поступления в ун-т) и реальное уч-ще (окончание давало право поступления в отраслевой вуз). В 1884 издан закон о школах проф. (ремесл.) ученичества. В 90-х гг. начали открываться повышенные пром. и торговые школы. Основаны новые ун-ты (в т. ч. в Дебрецене), академии (сельскохозяйственная и иск-в). Политехникум был преобразован в Политехн. ун-т (1872).

После провозглашения В. республикой (1918) принято решение о коренной реформе шк. системы: нач. 8-летнее обучение провозглашено основой для последующего общего (5 лет) и профессионального (4 года) образования, предполагалась дальнейшая специализация в высш. школе. В период существования Венг. сов. республики (1919) были национализированы церк.-приходские школы, отменено обязат. изучение закона Божьего.

В 1920—45 фактически сохранилась исторически сложившаяся система образования, утверждённая в 1868. Параллельно с нар. школой существовали гражд. школа и мл. классы гимназии. Закон об обязат. обучении не выполнялся, ок. 10% детей, обязанных учиться, не было записано в школу. В 1940 был принят закон о постепенном превращении нар. школ в 8-летние. Однако, несмотря на это, развитие нар. образования отставало от потребностей страны. Большинство школ (65%) были церк.-приходскими, значит, часть однокомплектными. К 12-летнему возрасту 6-й кл. заканчивало лишь 20% уч-ся. Муж. нар. уч-ща перешли на 4-годичноа обучение.