Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
и собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1)специальных и оперативных служб;
2)оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3)федеральной почтовой связи;
4)предназначенных для перевозки опасных грузов. Распрост ранение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распрост раняемой с использованием транспортных средств, не допус кается.
Реклама алкогольной продукции не должна:
1)содержать утверждение о том, что употребление алкоголь ной продукции имеет важное значение для достижения общест венного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
2)осуждать воздержание от употребления алкогольной про дукции;
3)содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна;
4)содержать упоминание о том, что употребление алкоголь ной продукции является одним из способов утоления жажды;
5)обращаться к несовершеннолетним;
6)использовать образы несовершеннолетних;
7)размещаться на первой и последней страницах газет, обложках журналов;
8)размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях;
9)размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования;
10)размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно курортных, оздоровительных, военных организа циях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, кон цертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, плане тариях и на расстоянии ближе, чем 100 м от таких сооружений. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного
143
употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (простран ства). Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе,
также не размещается:
1)в телепрограммах с 7 до 22 ч местного времени и в ра диопрограммах с 9 до 24 ч местного времени;
2)при кино и видеообслуживании с 7 до 20 ч местного времени;
3)в средствах массовой информации, специализирующих ся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Схожие особенности у рекламы алкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с рекламой табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.
Реклама лекарственных средств не должна:
1)обращаться к несовершеннолетним;
2)содержать ссылки на конкретные случаи излечения от забо леваний в результате применения объекта рекламирования;
3)содержать выражение благодарности в связи с использова нием объекта рекламирования;
4)создавать представление о преимуществах объекта рекла мирования путем ссылки на факт проведения исследований;
5)содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо рас стройств здоровья;
6)способствовать созданию у здорового человека впечатле ния о необходимости применения объекта рекламирования;
7)создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8)гарантировать положительное действие объекта реклами рования, его безопасность, эффективность и отсутствие по бочных действий;
9)представлять объект рекламирования в качестве биологи чески активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10)содержать утверждение о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантирована его естественным происхождениям. Реклама лекарственных средств должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
144
Особенности рекламы существуют в отношении отдельных видов товаров, таких как:
1)биологически активных добавок, продуктов детского пи тания;
2)продукции военного назначения и оружия;
3)основанных на риске игр, пари;
4)финансовых услуг;
5)ценных бумаг;
6)услуг по заключению договоров ренты, в том числе догово ра пожизненного содержания с иждивением.
ЛЕКЦИЯ № 49. Ненадлежащая реклама
Ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая тре бованиям законодательства РФ. Реклама должна быть добросо вестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама,
которая:
1)содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другим изготовителем или реализуются другими продавцами;
2)порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3)представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или зна ком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4)является актом недобросовестной конкуренции в соответст вии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соот7
ветствующие действительности требования:
1)о преимуществах рекламируемого товара перед находящи мися в обороте товарами, которые произведены другими изго товителями или реализуются другими продавцами;
2)о любых характеристиках товара, в том числе о его приро де, составе и способе, дате изготовления, назначении, потре бительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответ ствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
146
3)об ассортименте и комплектации товаров, а также о воз можности их приобретения в определенном месте или в тече ние определенного срока;
4)о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок;
5)об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6)о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7)об исключительных правах на результаты интеллектуаль ной деятельности;
8)о правах на использование официальных государственных символов и символов международных организаций;
9)об официальном или общественном признании, о получе нии медалей, призов, дипломов или иных наград;
10)о рекомендациях физических или юридических лиц отно сительно объекта рекламирования либо о его одобрении фи зическими и юридическими лицами;
11)о результатах исследований и испытаний;
12)о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13)о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар и др.
Реклама не должна:
1)побуждать к совершению противоправных действий;
2)призывать к насилию и жестокости;
3)иметь сходство с дорожными знаками;
4)формировать негативное отношение к лицам, не поль зующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не допускаются:
1)использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2)указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти, органами местного само управления либо их должностными лицами;
3)демонстрация процессов курения и потребления алкоголь ной продукции;
147
4)использование образов медицинских работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг;
5)указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6)указание на лечебные свойства.
Врекламе не допускаются использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выраже ний, в том числе в отношении пола, расы, национальности, про фессии, специальной категории, возраста, официальных государст венных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия.
Не допускается использование в радио , теле , видео , аудио
икинопродукции или в другой продукции распространение скрытой рекламы.
Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназна ченных для обучения детей по программам начального общего
иосновного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.
Вцелях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта, в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2) побуждение детей к тому, чтобы они убедили родителей
или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у несовершеннолетних искаженного представле
ния о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создание у детей впечатления о том, что обладание рекла мируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовер
шеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) формирование у несовершеннолетних комплекса непол ноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Не допускается реклама:
1) товаров, производство и (или) реализация которых запре щена законодательством РФ;
148
2)наркотических средств, психотропных веществ и их пре курсоров;
3)взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиро технических изделий;
4)органов и (или) тканей человека в качестве объекта купли продажи;
5)товаров, в случае отсутствия государственной регистрации;
6)товаров, подлежащих обязательной сертификации, в слу чае отсутствия такой сертификации;
7)товаров, на производство или реализацию которых тре буется получение лицензий или иных специальных разреше ний (в случае отсутствия таких разрешений).
ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров
Договор — это соглашение двух или нескольких лиц об уста новлении, изменении и прекращении гражданских прав и обя занностей. Договор является основным видом сделок. Значение
договоров:
1)это одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;
2)они опосредуют движение объектов гражданских прав от одних лиц к другим;
3)позволяют выявить истинные потребности в определен ных товарах. Основной принцип заключения договора — сво бода договора. Стороны вольны заключать или не заключать договор. Стороны могут заключить договор, предусмотрен ный законом, а также прямо не предусмотренный законом, но и не запрещенный им. Стороны вправе заключить смешанный договор, т. е. содержащий элементы разных видов договоров. Стороны свободны в выборе условий договора. Под содержа нием договора понимаются взаимные права и обязанности сторон. Условия договора бывают существенные, обычные и случайные. К существенным условиям относится условие, определяющее предмет договора, а также условия, которые определены как таковые в законе или определенные самими сторонами. Обычные условия договора устанавливаются зако нодательством диспозитивно. Случайные условия договора характерны для данного индивидуального договора.
Все договоры можно классифицировать:
1)по моменту возникновения прав и обязанностей:
а) конценсуальные — заключаются по взаимному согласию сторон; б) реальные — для заключения необходимо передать пред
мет договора;
2)односторонние и двусторонние (многосторонние);
3)возмездные и безвозмездные;
4)по субъекту, в пользу которого заключен договор:
150
а) договоры в пользу их участников; б) договоры в пользу третьих лиц;
5)в зависимости от юридической направленности: а) основной; б) предварительный;
в) публичный договор;
6)договор присоединения.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором приз нается договор, заключенный коммерческой организацией и уста навливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по харак теру своей деятельности должна осуществлять в отношении каж дого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транс портом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)
Особой разновидностью договора является коммерческий договор. Особенность коммерческого договора состоит в том, что такой договор:
1)имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (ком мерческой) деятельностью;
2)имеет специальную цель — установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере тор говли или содействия торговле.
Все коммерческие договоры можно классифицировать на
следующие:
1)реализационные;
2)посреднические;
3)договоры, содействующие торговле;
4)организационные.
Реализационные договоры регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предпри нимательских и хозяйственных нужд. К ним относятся договоры:
1)оптовой купли продажи, по которому одна сторона (про давец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ);
2)поставки, по которому поставщик продавец, осуществ ляющий предпринимательскую деятельность, обязуется пере
151
дать в обусловленный срок или сроки производимые или заку паемые им товары покупателю для использования в предпри нимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использо ванием (ст. 506 ГК РФ);
3)мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;
4)товарного кредита, по которому предусмотрена обязан ность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовым признаками;
5)контрактации сельскохозяйственной продукции, по кото рому производитель сельскохозяйственной продукции обязует ся передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст венную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).
Посреднические договоры регулируют отношения по совер
шению одним лицом в интересах другого лица действий по пово ду товара. К указанным договорам относятся:
1)договор поручения, по которому одна сторона (поверен ный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;
2)договор комиссии, по которому одна сторона (комиссио нер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
3)договор консигнации;
4)договор коммерческой концессии (франшизы), по которо му одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предприниматель ской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информа цию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания (ст. 1027 ГК РФ) и т. д.
Договорами, содействующими торговле, являются договоры на:
1)создание рекламной продукции;
152