Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12)подпись перевозчика или действующего от его имени лица;

13)иные данные, включенные по соглашению сторон в коно самент.

Коносамент по желанию отправителя может быть выдан сразу

внескольких экземплярах, которые являются оригиналами. После выдачи груза на основании первого из предъявленных ори гиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

В транспортном законодательстве дается перечень докумен тов, при наличии которых возникает право на предъявление пре тензии перевозчику. Накладная представляется при претензии к железной дороге в случаях недостачи, порчи или повреждения груза, просрочки в доставке груза и задержки в его выдаче.

ЛЕКЦИЯ № 15. Средства индивидуализации товаров

В условиях насыщения товарного рынка все большее значение приобретает товарный знак. Товарный знак регулируется Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520 I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Товарный знак или знак обслуживания — это обозначение, которое способствует различению товара или услуги одних юридических или физических лиц от товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарного знака можно регистриро вать словесные, изобразительные, объемные и другие обозначе ния и их комбинации на имя юридического лица, а также физи ческого лица. Регистрация товарного знака производится в лю бом цвете и цветосочетании. Звук также может быть признан товарным знаком. Функции товарного знака:

1)выделение товара среди однородных товаров;

2)указание на источник происхождения товара;

3)указание на определенное качество товара;

4)рекламирование данного товара.

Выделяют виды товарных знаков:

1)зарегистрированные;

2)общеизвестные;

3)индивидуальные или коллективные.

Зарегистрированный товарный знак — знак, прошедший офи циальный порядок регистрации.

Общеизвестные товарные знаки — знаки, незарегистрирован ные, но в результате их интенсивного использования ставшие широко известными среди потребителей в отношении товаров данного вида.

Индивидуальный товарный знак — знак, исключительное право пользования и распоряжения которым принадлежит одному лицу, зарегистрировавшему товарный знак на свое имя. В Рос сийской Федерации не предусмотрена возможность совладения товарным знаком несколькими лицами. В соответствии с между народными договорами объединения лиц, создание и деятельность

40


которых не противоречит законодательству, вправе зарегист рировать в России коллективный товарный знак, который пред назначен для обеспечения товаров, производимых и обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками. Такой товарный знак принадлежит объединению лиц и не яв ляется объектом прав каждого отдельного участника.

По форме выражения товарные знаки бывают:

1)словесные;

2)изобразительные;

3)объемные.

Словесные товарные знаки подразделяются на знаки:

1)в виде слов естественного языка;

2)в виде искусственного образования слов.

Изобразительные товарные знаки — изображение живых су

ществ, предметов, природных и иных объектов, фигуры на плос кости.

Объемные — трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий.

Комбинированные товарные знаки содержат комбинации элементов различного вида товарных знаков. К другим обозначе ниям могут относиться звуковые, световые и иные обозначения.

Лицу может быть отказано в регистрации товарного знака. Су ществуют относительные и абсолютные отказы в регистрации товарного знака. Абсолютные обусловлены свойствами обозначе ния и связаны с содержанием товарного знака:

1)обозначения, не обладающие различительной способно стью;

2)ложные или способные ввести в заблуждение потребите лей относительно самого товара либо его изготовителя;

3)противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

4)словосочетания, являющиеся общепринятыми символами и терминами;

5)названия известных художественных произведений без согласия их авторов;

6)обозначения, представляющие отдельные буквы, цифры, не имеющие графического обозначения, сочетания, не обра зующие композиции;

7)общепринятые наименования, представляющие простые указания товаров;

41

8)обозначения, характеризующие товары. Это такие обозна чения, которые указывают на их вид, качество, количество, свойство;

9)обозначения, которые состоят из элементов, представляю щих гербы, флаги, сокращенное или полное наименование международных организаций;

10)обозначения, тождественные или сходные до степени сли чения со специальными обозначениями и изображениями, наименованиями особо ценных объектов культурного насле дия, с изображениями культурных ценностей, хранящихся в частных коллекциях;

11)обозначения, содержащие элементы, которые охраняются в одном из государств — участников договора, в качестве обоз начений, идентифицирующих вина и спиртные напитки, про исходящие с его территории и имеющие особые качества

и другие характеристики, которые определяют их происхож дение, если товарный знак вина или спиртного напитка не происходит с территории данного объекта.

К относительным условиям отказа от регистрации товарного знака относятся:

1)если такой товарный знак уже зарегистрирован другим лицом;

2)если этот товарный знак тождественен или похож на уже имеющиеся товарные знаки.

Под использованием товарного знака понимается его примене

ние на упаковках, товарах обладателем товарного знака или лицом на основании лицензионного договора. Можно использо вать товарный знак на вывесках, рекламе. Использование товар ного знака — это не только право, но и обязанность. Регистрация товарного знака прекращается в случае неиспользования товар ного знака в течение 5 лет непрерывно с даты регистрации. Лицензионный договор (договор франчайзинга) является осно ванием для уступления права на товарный знак другому лицу.

Использование товарного знака прекращается:

1)в связи с истечением срока действия регистрации товарно го знака;

2)на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его использованием на товарах, не обладающих еди ными качествами;

42



3)на основании принятого решения о досрочном прекраще нии использования товарного знака в связи с его неиспользо ванием;

4)на основании решения Роспатента о досрочном прекраще нии товарного знака в случае ликвидации организации;

5)в случае отказа от товарного знака правообладателя;

6)на основании решения, которое принято Палатой по патентным спорам на основании заявления любого лица о до срочном прекращении правовой охраны товарного знака при переходе зарегистрированного товарного знака во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Наименование места происхождения товара — обозначение,

представляющее собой или содержащее современное либо исто рическое название страны, населенного пункта, местности или иного географического объекта, или производное от такого наиме нования, которые стали известны вследствие его использования для обозначения товаров, особые свойства которого исключи тельно или главным образом определены характерными для дан ного географического объекта природными условиями, людски ми факторами либо и тем, и другим одновременно. Отличие

наименования места происхождения товара от товарного знака:

1)обладателем товарного знака может стать юридическое лицо, обладателями наименования места происхождения това ра могут быть сколько угодно юридических лиц, которые осу ществляют свою деятельность в данном конкретном регионе;

2)охрана наименования места происхождения товара осу ществляется бессрочно;

3)наименование места происхождения товара нельзя пере дать по лицензионному договору (договору франчайзинга).

Использование наименования места происхождения товара пре7

кращается:

1)при исчезновении характерных для данного региона ус ловий;

2)при невозможности использования при изменении харак теристики товара.

ЛЕКЦИЯ № 16. Рынок и его правовая характеристика

Рынок — это сфера предпринимательской деятельности, осу ществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю продавцу территории или за ее пределами. Черты

рынка:

1)наличие специфического объекта рынка — однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка — объемы оборота товара;

2)наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою дея тельность на профессиональной основе;

3)территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):

а) международные рынки; б) республиканские рынки; в) местные рынки.

Товарный рынок имеет свою структуру — совокупность звеньев,

которые участвуют в продвижении товаров от производителей

кпотребителям, и инфраструктуру — совокупность звеньев, кото рые, непосредственно не продвигая товар от производителей

кпотребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элемен

тами структуры товарного рынка являются:

1)изготовители товара;

2)оптовые торговые и иные посреднические организации;

3)организации розничной торговли;

4)потребители.

44


Инфраструктура товарного рынка состоит из:

1)торговых посредников — организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодей ствие предприятий изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;

2)информационного обеспечения — организаций, обеспечи вающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно тех нического назначения;

3)товароупаковочной индустрии — производственных струк тур и нормативно организационных мероприятий, обеспечи вающих повышение конкурентоспособности товара и эффек тивности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стан дартов;

4)транспортного обеспечения — всех видов транспорта, обес печивающих движение товара и доставку его потребителям;

5)финансово кредитного обеспечения — организаций, обес печивающих платежно расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;

6)организационного обеспечения — организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;

7)нормативно правового обеспечения — системы федераль ных законов, указов и распоряжений Президента РФ, поста новлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регули рующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Рынок характеризуется как совершенный, когда:

1)все товары данного вида объективно однородны в отноше нии их качества, внешнего вида и упаковки и цена однознач но сопоставима с определенным товаром;

2)условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продав цов и покупателей, отсутствуют какие либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;

3)рынок прозрачен, т. е. продавцы и покупатели обладают возможностью полного обзора рынка, получения достоверной

45