Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Розничная цена — цена, по которой товар продается населению в розницу. Она складывается из оптовой цены товара и наценки розничных продавцов. Договорная цена устанавливается соглаше нием сторон. Изменение цены после заключения договора воз можно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Если в возмезд ном договоре цена не установлена и не может быть определена исходя из условий договора, то исполнение договора должно обеспечиваться ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Свободная цена устанав ливается продавцом с учетом конъюнктуры спроса и предложе ния на рынке идентичных товаров.

ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки

1. Деятельность оптовых ярмарок

Оптовая ярмарка — самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех производителей продавцов и покупателей. Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с целью заключения договоров купли продажи по выстав ляемым образцам и формирования региональных, межрегио нальных и межгосударственных хозяйственных связей.

В настоящее время правовой статус ярмарок и процедура их проведения не урегулированы отдельным законом. Традиционно

ярмарки организуются следующим образом:

1)центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет;

2)в ярмарочный комитет входят представители органов управ ления промышленности и торговли;

3)комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки — дирекцию, арбитраж, отделы;

4)дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки, определяет сроки про ведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взно сов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий, анонсирует проведение ярмарки в СМИ. После всего этого в течение определенного срока в определен

ном месте проводится работа ярмарки, в ходе которой устанавли ваются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями, в сжатые сроки устанавли ваются многочисленные договорно хозяйственные связи, реша ются вопросы сбыта и снабжения, осуществляется купля прода жа товара, демонстрируются образцы большого количества товаров самых разных отраслей экономики.

54


Задачами оптовых ярмарок являются:

1)усиление влияния торговли на формирование планов произ водства товаров;

2)воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров;

3)внедрение в производство новых изделий;

4)снабжение розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций и с учетом покупательского спроса.

Признаки оптовых ярмарок:

1)эпизодический характер;

2)предварительно установленные сроки проведения ярмарок;

3)определенное место проведения ярмарки;

4)ведение торговли в форме гласного публичного торга;

5)торговля товарами осуществляется по образцам, стандар там, сертификатам, каталогам и описаниям.

По масштабу своей деятельности оптовые ярмарки могут быть:

1)международные;

2)общероссийские;

3)региональные;

4)местные;

5)отраслевые;

6)межотраслевые.

По товарной специализации ярмарки делятся на:

1)универсальные;

2)специализированные.

2.Выставки

Выставка — это публичная демонстрация достижения тех или иных отраслей материальной или духовной сферы общества, основная цель которой — обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы. Функ ции выставки заключаются в том, что на выставках проводятся маркетинговые исследования в конкретном сегменте рынка, презентации собственной продукции, обмен информацией между юридическими лицами, а также заключаются договоры по сбыту своей продукции, технологии производства товаров.

Выставки классифицируются:

55

1)по географическому составу экспонатов;

2)по тематическому (отраслевому) признаку;

3)по значимости мероприятия для экономики;

4)по времени функционирования: а) постоянные; б) временные;

5)по территории:

а) национальные; б) международные;

6)общеотраслевые и специализированные.

Субъектами выставочно7ярмарочной деятельности являются:

1)экспонент — представитель продукции, действующий с целью поиска ее покупателей либо поиска партнеров для совместной деятельности; государство участвует в выставочной деятель ности в качестве экспонента оружия;

2)выставочное предприятие (организатор) — юридическое лицо, которое занимается организацией и проведением выста вок либо отдельных экспозиций;

3)посетители — это специалисты, которые преследуют свои профессиональные или коммерческие интересы. Организаторами направляется информация о проведении

выставки, которая называется безотзывной офертой. Она носит адресный характер и сообщается в прессе, в нее включаются все существенные условия. Участие в выставке осуществляется на основании заявки, оформление которой называется акцептом. Экспонент обязан уплатить обязательный регистрационный сбор. При отказе от участия сбор возврату не подлежит. Предме том договора является выставочная площадь. Выставочное предприятие представляет экспоненту на период монтажа, демонтажа, работы оборудование в состоянии, пригодном для использования в указанных целях. Приемка и сдача арендуемой площади оформляется актами, которые подписываются уполно моченными на то лицами сторон.

Существенными условиями договора выставочно7ярмарочного обслуживания являются:

1)сроки проведения выставки;

2)предоставление площади, которая подразделяется на не оборудованную и оборудованную стену под ключ. Определя ется минимальный размер сдаваемой в аренду площади, при

56


этом выставочная площадь, не занятая экспонентом за 24 ч до открытия выставки, рассматривается как свободная; 3) страхование выставочным предприятием сдаваемых в арен

ду помещений, осуществляемое за счет экспонента. Это обязательное условие.

Экспонент обязан:

1)обеспечить доступ к экспонатам выставки;

2)сохранить экспонаты, которые не могут быть вынесены или убраны, проданы до окончания выставки.

Экспонент осуществляет все виды рекламной деятельности,

но только в пределах арендуемого стенда и в соответствии с тема тикой выставки. Если экспонент отказывается от дополнитель ных услуг, то он обязан возместить сумму расходов, а при отказе от заказанного персонала — выплачивает неустойку. Экспонент имеет право сократить площадь выставки либо отказаться от участия в ней, при этом он обязан оплатить неустойку:

1)если он отказался за 2 месяца до начала выставки — 50%;

2)если он отказался за 1 месяц до начала выставки — 100%. Демонтаж выставки должен быть осуществлен в договорные

сроки, в противном случае выставочное предприятие освобож дает выставочную площадь за счет экспонента, не неся при этом ответственности за причиненный экспоненту ущерб, и взыски вает неустойку в трехкратном размере арендной платы.

Организатор выставки:

1)в указанный срок предоставляет площадь или стенд;

2)самостоятельно проводит инженерные и другие виды услуг, работ;

3)страхует сданные в аренду площади;

4)обеспечивает временную охрану.

Если изменяются сроки проведения выставки или выставка отменена, а организатор предупредил об этом за 3 месяца, то он освобождается от ответственности. Также выставочное пред приятие не несет ответственности в случае обстоятельств форс мажора.

ЛЕКЦИЯ № 21. Дилерская деятельность

Дилерская деятельность представляет собой совершение сде лок купли продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи опреде ленных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным лицом, осуществляю щим такую деятельность (ст. 4 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Дилер осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Дилер имеет право объявлять минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также существенные усло вия договора купли продажи ценных бумаг, сроки, в течение которых действуют объявленные в договоре цены. Дилером может быть только коммерческая организация, которая является юридическим лицом. Существенным условием в договорах купли продажи ценных бумаг, заключаемых дилером, является цена. Договор купли продажи ценных бумаг дилер обязан заключить на публично объявленных им условиях, являющихся, по су ществу, публичной офертой.

Если дилер не оговаривает в оферте такие условия, как мини мальное и максимальное количество покупаемых или продавае мых ценных бумаг и срок, в течение которого действуют объяв ленные им цены, то он обязан заключить договор по этим условиям в том виде, как они предложены клиентом. Уклонение дилера от заключения договора приводит к тому, что ему может быть предъявлен иск о понуждении заключения договора или о возмещении причиненных клиенту убытков. Сделки, осуществ ляемые по поручению клиентов на основании договоров комис сии и поручения, подлежат приоритетному исполнению по срав нению с дилерскими операциями брокера.

Структура дилерской сети состоит из подразделений, связанных

спроцессом исполнения и учета сделки:

1)торговый отдел, занимающийся заключением сделок по ценным бумагам от имени компании и по поручению ее клиен

58


тов. На торговый отдел возлагается минимум учетных и рас четных операций, поскольку они передаются бэк офису;

2)бэк офис, имеющий основной задачей подготовку доку ментов, составляющих неотъемлемую часть сделки: подтвер ждение сделки, договор купли продажи, передаточное распо ряжение для перерегистрации прав собственности;

3)бухгалтерия, в задачу которой входит учет, проведение опе раций, непосредственно связанных с торговлей ценными бумагами. Бухгалтерия составляет финансовую отчетность в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета и осуществляет обычные, характерные для любого предприя тия хозяйственные процессы.

ЛЕКЦИЯ № 22. Правовое регулирование торгов. Субъекты торгов

1. Правовое регулирование торгов

Торги — один из способов заключения договоров, которые направлены на продажу имущества, за исключением договоров, выполнение которых на торгах несовместимо с их сутью. Сущ ность торгов в том, что договор заключается организатором тор гов с лицом, выигравшим торги. Торги — это урегулированный правом механизм, направленный на наиболее эффективное опре деление собственника имущества или имущественного права. В широком смысле торги понимаются как весь механизм заклю чения договора, а в узком смысле как процедура выявления побе дителя среди субъектов, желающих вступить в договор и подавших заявки на участие в торгах. Основная цель торгов — обеспечение как публичных, так и частных интересов. Государство стремится эффективно реализовать имущество, а в конкурентной борьбе наиболее выгодно приобрести определенное имущество или права в своих интересах.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

На аукционе торги выигрывает то лицо, которое предложило наиболее высокую цену. В конкурсе выигравшим считается лицо, предложившее лучшие условия, которые определятся заключе нием конкурсной комиссии. Такая комиссия заранее назначается организатором торгов. Форму торгов устанавливает собственник продаваемой вещи или обладатель реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Виды торгов:

1)открытые торги — наиболее предпочтительный вид кон курса;

2)закрытые аукционы или конкурсы — проводятся не для всех и только тогда, когда предметом поставки являются това ры для нужд обороны и безопасности либо имущество, которое реализуется и относится к ограниченно оборотоспособному;

60


3)одноэтапные или двухэтапные. При двухэтапных торгах на первом этапе ведутся переговоры с поставщиками и опреде ляются их возможности, и все поставщики подают заявки без указания цен на предмет торгов. По результатам первого этапа могут вноситься изменения в документацию. На втором этапе участники подают заявки с указанием цен.

Основания проведения торгов:

1)приватизация государственного и муниципального иму щества;

2)поставки товаров для государственных нужд;

3)приобретение государственного или муниципального земельного участка или заключение договора аренды на такой участок;

4)размещение заказов на строительство, предусматриваю щее выбор подрядчика (подрядные торги);

5)распределение экспортных квот;

6)получение лицензии по законодательству о связи на оказа ние услуг связи, если доступность радиоспектра ограничена на данной территории;

7)банкротство предприятия;

8)реализация заложенного имущества.

Юридические лица осуществляют торги для удовлетворения своих внутрихозяйственных нужд.

2. Субъекты торгов

Субъекты торгов:

1)собственник вещи;

2)обладатель имущественного права;

3)специализированная организация, которая действует на основании договора с собственником и может выступать от его или от своего имени.

При торгах на право продажи земельного участка продавцом

выступает орган государственной власти или орган местного само управления. Эти органы также выступают от своего имени. В слу чае банкротства организации от ее имени на торгах выступает внешний управляющий на основании решения комитета креди торов, который может обратиться в специализированную органи зацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Данная организации не должна являться заинтересованным лицом в от

61

ношении как должника, так и внешнего управляющего. Реали зация заложенного имущества, проводимая в форме аукциона, имеет целью продажу заложенного имущества и осуществляется специализированной организацией, выбранной залогодержате лем. Аукцион по продаже заложенного имущества должен быть обязательно открытым. Аукционы и конкурсы о праве пользова ния недрами проводятся Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

В конкурсе или аукционе могут принимать участие два или более лиц.

Для проведения торгов создается комиссия, в компетенцию кото7 рой входят:

1)проведение независимой оценки объекта торгов;

2)определение победителя торгов;

3)извещение о проведении торгов;

4)оформление протокола о результатах торгов;

5)принятие решения о признании торгов несостоявшимися.

Для участия в торгах не допускаются:

1)организации, находящиеся в стадии ликвидации, реорга низации или банкротства;

2)сообщившие о себе недостоверные сведения;

3)не имеющие соответствующей лицензии;

4)несоответствующие иным предъявляемым требованиям.