Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Ес ли же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовер шенный рынок. Большое неравенство условий создается рекла мой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упа ковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения.
Существуют следующие формы рынков:
1)полиполия — существует много продавцов и много поку пателей;
2)олигопсония — много продавцов и несколько покупателей;
3)монопсония — много продавцов и один покупатель;
4)олигополия — несколько продавцов и много покупателей;
5)двусторонняя олигополия — несколько продавцов и не сколько покупателей;
6)ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель;
7)монополия — один продавец и много покупателей;
8)ограниченная монополия — один продавец и несколько покупателей;
9)двусторонняя монополия — один продавец и один покупа тель.
Нормативно7правовое обеспечение функционирования товарных
рынков обеспечивается путем:
1)разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации опто вой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонару шений;
2)разработки изменений в законы и иные нормативные пра вовые акты, регламентирующие деятельность участников тор говых рынков;
3)разработки нормативно методических документов по сер тификации и стандартизации продукции;
4)разработки методических документов по торговой и снаб женческо сбытовой деятельности.
46
ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России
Товарный рынок в России находится в стадии своего станов ления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на пер воначальном этапе перехода от командно административной экономической системы к развитым рыночным отношениям.
Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:
1)отсутствие четкой системы сбыта. Многие производствен ные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а все сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;
2)недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности. При развитом торговом рынке оптовые посреднические организа ции часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;
3)слабое развитие розничных торговых сетей. В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями, в результате чего большое количество това ра и денег зависло в неподконтрольных производителю посред нических и розничных организациях, так и не дойдя до потре бителя.
Для преодоления несовершенства торгового рынка в России
необходимо проведение следующих мер:
1) планирование производства с учетом возможности сбыта будущих товаров;
47
2)создание разветвленной сети профессиональных оптовых посреднических организаций;
3)создание контролируемых розничных торговых сетей;
4)формирование информационного обеспечения товарных рынков;
5)развитие тароупаковочной индустрии;
6)развитие транспортного обслуживания товарных рынков;
7)нормативно правовое обеспечение функционирования товарных рынков;
8)укрупнение партий поставок;
9)обеспечение условий передвижения и хранения товара с минимальными потерями; 10)создание сети организаций, осуществляющих платежно
расчетные операции и кредитование при передвижении то варов;
11)внедрение современных форм управления рыночной инфраструктурой;
12)организация подготовки и переподготовки кадров;
13)повышение уровня культуры рыночных отношений;
14)устранение склонности контрагентов к нарушению взаим ных обязательств;
15)упразднение значительного влияния криминальных струк тур;
16)равномерное расположение посреднических организаций на территории России;
17)устранение раздробленности рынка транспортно экспеди ционных услуг;
18)обеспечение сохранности грузов.
ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка
1. Структура товарного рынка
Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производи телей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка яв7
ляются:
1)изготовители товара;
2)оптовые торговые и иные посреднические организации;
3)организации розничной торговли;
4)потребители.
Изготовитель товара — организация независимо от ее органи зационно правовой формы, а также индивидуальный предпри ниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).
Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использо вания. Стороны оптовой торговли называются контрагентами.
Виды оптовой торговли:
1)по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торго вом заведении;
2)по времени передачи товара — по предварительным зака зам, с немедленной передачей товара;
3)по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;
4)по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки. Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг
покупателям, осуществляемые для личного, семейного использо вания, не связанного с предпринимательской деятельностью.
49
Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.
Виды розничной торговли:
1)продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;
2)продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по ката логу или по описанию;
3)продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о про давце, продукции и действиях, которые необходимо совер шить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;
4)продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или исполь зующий товары исключительно для личных, семейных, домаш них и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринима тельской деятельности.
2.Правовое обеспечение развития товарного рынка
Внастоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, кото рые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:
1) ФЗ «О рекламе»;
2) ФЗ «О защите конкуренции»; 3) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74 ФЗ (ВК РФ);
4) Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200 ФЗ (ЛК РФ); 5) ГК РФ. Часть четвертая (вступает в силу с 1 января 2008 г.). Продолжается процесс совершенствования технического регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по разви
тию товарного рынка пришелся на 2002—2004 гг.
50
ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен
1. Правовое регулирование ценообразования
Цена — одна из ключевых характеристик товара. Цена — количество денег, которое покупатель платит, а продавец полу чает за единицу товара. Прежде всего, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в дан ном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос — это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена — количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение — это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара — это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена — историческая категория, возникшая в про цессе обмена товарами.
Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производи теля и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятель ства, что производитель и продавец, реализуя товар по опреде ленной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответствен но, формула цены, определяемой на основе затратного подхода,
имеет вид:
Ц = С + Пр
где Ц — цена товара; С — себестоимость товара (издержки производства);
Пр — прибыль, получаемая производителем (продавцом). Для определения цены товара можно использовать уравнение
Ирвинга Фишера:
М ґ О = Т ґ Ц
51
Следовательно:
Ц= М ґ О / Т
Ц— цена единицы товара;
М — масса денег в обращении; О — скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое
совершает за год денежная единица; Т — количество проданного и купленного товара.
Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования
цен на товары:
1)установление налогов, акцизов, пошлин;
2)установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);
3)установление предельной надбавки на лекарства опреде ленного перечня;
4)государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;
5)налоговый контроль за определенными сделками. Прове ряют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогопла тельщиками по однородным товарам в рубежах непродолжи тельного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.
2.Виды цен
Цены можно классифицировать:
1)по предназначению товара: а) оптовые; б) розничные;
2)по способу образования: а) договорная; б) свободная.
Оптовая цена — цена продажи изготовителем оптовым поку пателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.
52