Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Ес ли же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовер шенный рынок. Большое неравенство условий создается рекла мой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упа ковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения.

Существуют следующие формы рынков:

1)полиполия — существует много продавцов и много поку пателей;

2)олигопсония — много продавцов и несколько покупателей;

3)монопсония — много продавцов и один покупатель;

4)олигополия — несколько продавцов и много покупателей;

5)двусторонняя олигополия — несколько продавцов и не сколько покупателей;

6)ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель;

7)монополия — один продавец и много покупателей;

8)ограниченная монополия — один продавец и несколько покупателей;

9)двусторонняя монополия — один продавец и один покупа тель.

Нормативно7правовое обеспечение функционирования товарных

рынков обеспечивается путем:

1)разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации опто вой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонару шений;

2)разработки изменений в законы и иные нормативные пра вовые акты, регламентирующие деятельность участников тор говых рынков;

3)разработки нормативно методических документов по сер тификации и стандартизации продукции;

4)разработки методических документов по торговой и снаб женческо сбытовой деятельности.

46


ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России

Товарный рынок в России находится в стадии своего станов ления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на пер воначальном этапе перехода от командно административной экономической системы к развитым рыночным отношениям.

Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:

1)отсутствие четкой системы сбыта. Многие производствен ные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а все сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;

2)недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности. При развитом торговом рынке оптовые посреднические организа ции часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;

3)слабое развитие розничных торговых сетей. В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями, в результате чего большое количество това ра и денег зависло в неподконтрольных производителю посред нических и розничных организациях, так и не дойдя до потре бителя.

Для преодоления несовершенства торгового рынка в России

необходимо проведение следующих мер:

1) планирование производства с учетом возможности сбыта будущих товаров;

47

2)создание разветвленной сети профессиональных оптовых посреднических организаций;

3)создание контролируемых розничных торговых сетей;

4)формирование информационного обеспечения товарных рынков;

5)развитие тароупаковочной индустрии;

6)развитие транспортного обслуживания товарных рынков;

7)нормативно правовое обеспечение функционирования товарных рынков;

8)укрупнение партий поставок;

9)обеспечение условий передвижения и хранения товара с минимальными потерями; 10)создание сети организаций, осуществляющих платежно

расчетные операции и кредитование при передвижении то варов;

11)внедрение современных форм управления рыночной инфраструктурой;

12)организация подготовки и переподготовки кадров;

13)повышение уровня культуры рыночных отношений;

14)устранение склонности контрагентов к нарушению взаим ных обязательств;

15)упразднение значительного влияния криминальных струк тур;

16)равномерное расположение посреднических организаций на территории России;

17)устранение раздробленности рынка транспортно экспеди ционных услуг;

18)обеспечение сохранности грузов.


ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производи телей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка яв7

ляются:

1)изготовители товара;

2)оптовые торговые и иные посреднические организации;

3)организации розничной торговли;

4)потребители.

Изготовитель товара — организация независимо от ее органи зационно правовой формы, а также индивидуальный предпри ниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использо вания. Стороны оптовой торговли называются контрагентами.

Виды оптовой торговли:

1)по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торго вом заведении;

2)по времени передачи товара — по предварительным зака зам, с немедленной передачей товара;

3)по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;

4)по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки. Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг

покупателям, осуществляемые для личного, семейного использо вания, не связанного с предпринимательской деятельностью.

49

Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.

Виды розничной торговли:

1)продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;

2)продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по ката логу или по описанию;

3)продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о про давце, продукции и действиях, которые необходимо совер шить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;

4)продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или

приобрести либо заказывающий, приобретающий или исполь зующий товары исключительно для личных, семейных, домаш них и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринима тельской деятельности.

2.Правовое обеспечение развития товарного рынка

Внастоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, кото рые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:

1) ФЗ «О рекламе»;

2) ФЗ «О защите конкуренции»; 3) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74 ФЗ (ВК РФ);

4) Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200 ФЗ (ЛК РФ); 5) ГК РФ. Часть четвертая (вступает в силу с 1 января 2008 г.). Продолжается процесс совершенствования технического регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по разви

тию товарного рынка пришелся на 2002—2004 гг.

50


ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен

1. Правовое регулирование ценообразования

Цена — одна из ключевых характеристик товара. Цена — количество денег, которое покупатель платит, а продавец полу чает за единицу товара. Прежде всего, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в дан ном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос — это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена — количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение — это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара — это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена — историческая категория, возникшая в про цессе обмена товарами.

Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производи теля и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятель ства, что производитель и продавец, реализуя товар по опреде ленной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответствен но, формула цены, определяемой на основе затратного подхода,

имеет вид:

Ц = С + Пр

где Ц — цена товара; С — себестоимость товара (издержки производства);

Пр — прибыль, получаемая производителем (продавцом). Для определения цены товара можно использовать уравнение

Ирвинга Фишера:

М ґ О = Т ґ Ц

51

Следовательно:

Ц= М ґ О / Т

Ц— цена единицы товара;

М — масса денег в обращении; О — скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое

совершает за год денежная единица; Т — количество проданного и купленного товара.

Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования

цен на товары:

1)установление налогов, акцизов, пошлин;

2)установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);

3)установление предельной надбавки на лекарства опреде ленного перечня;

4)государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;

5)налоговый контроль за определенными сделками. Прове ряют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогопла тельщиками по однородным товарам в рубежах непродолжи тельного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.

2.Виды цен

Цены можно классифицировать:

1)по предназначению товара: а) оптовые; б) розничные;

2)по способу образования: а) договорная; б) свободная.

Оптовая цена — цена продажи изготовителем оптовым поку пателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.

52