Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если завещатель указал в завещании на части неделимой ве­щи, предназначенные каждому из наследников в натуре, то неизбежно возникает вопрос, какова судьба этого завещания. Ведь не­делимой признается вещь, раздел которой в натуре без изменения ее назначения невозможен (ст. 133 ГК). Не говоря уже о том, что раздел неделимой вещи в натуре ведет к ее обесценению, такой раздел изменяет и назначение этой вещи. Например, если бы была разрезана картина И. Репина «Заседание Государственного Сове­та», то от целостности восприятия картины в ее нынешнем виде не осталось бы и следа.

Таким образом, раздел неделимой вещи в натуре, с какой бы стороны к нему ни подойти, в конечном счете противоречил бы как подлинной воле завещателя, так и интересам самих наследни­ков. В то же время нельзя не считаться в том, что воля завещателя была направлена на то, чтобы неделимая вещь перешла к назна­ченным им наследникам. Если бы завещание было признано не­действительным со ссылкой на то, что неделимую вещь разделить в натуре нельзя, то это нарушило бы волю завещателя. Именно поэтому законодатель, не становясь на путь признания завещания недействительным, истолковал его в том смысле, что неделимая вещь должна считаться завещанной в долях, соответствующих сто­имости этих частей, но завещанной лишь тем наследникам, кото­рым части этой вещи предназначались в натуре. Порядок пользо­вания наследниками неделимой вещью может быть установлен в соответствии с предназначенными им в завещании частями этой вещи. Например, завещатель половину скульптуры завещал одно­му наследнику, а двум другим по одной четверти. Распоряжение завещателя нужно истолковать в том смысле, что поскольку заве­щанные части неравны, то как доступ наследников к скульптуре и извлечение из нее доходов, так и несение связанных с нею за­трат и обременении должны распределяться между наследниками соразмерно завещанным частям.

При согласии на то наследников указанный порядок установ­ления долей и определения пользования неделимой вещью может быть закреплен в свидетельстве о праве на наследство. В случае же спора между наследниками их доли и порядок пользования неде­лимой вещью определяются судом.


§ 2. Форма и порядок совершения завещания

Общие правила о форме и порядке совершения завещания. Заве­щание — акт распоряжения имуществом на случай смерти. Этот акт социально значим не только для самого завещателя, который путем его совершения как бы подводит предварительный итог прожитой жизни, но и для других лиц, в первую очередь тех, кому имущество завещано. Он достаточно значим и для общества в це­лом, которому далеко не безразлично, как после смерти завещателя будут обеспечены близкие ему лица, в чьи руки попадет пред­приятие, которое при жизни завещателя приносило изрядный до­ход в казну, что произойдет с земельным участком, который принадлежал завещателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения, и т. д. Словом, и общество в целом и его граждане заинтересованы в том, чтобы подлинная воля завещателя и форма ее выражения полностью соответствова­ли друг другу. Не менее важно, чтобы и после смерти завещателя достоверность их закрепления в соответствующем документе не вызывала сомнений. Именно поэтому новый ГК содержит развер­нутые правила о форме и порядке совершения завещаний. Как и прежнее законодательство, новый ГК требует, чтобы всякое заве­щание, независимо от того, в каких обстоятельствах оно соверша­ется, кем удостоверяется и какого имущества касается, было обле­чено в письменную форму, не признавая юридической силы за ус­тными завещаниями, т. е. завещаниями на словах. В виде общего правила предусмотрено, что завещание, составленное в письмен­ной форме, должно быть удостоверено нотариусом или должност­ным лицом, которому по закону предоставлено право совершения нотариальных действий. Помимо нотариально удостоверенных за­вещаний, допускается совершение завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным, а также завещательных распоря­жений вкладчика своим счетом в банке. Предусмотрены также так называемые закрытые завещания и завещания в чрезвычайных об­стоятельствах, причем как те, так и другие прежнему законода­тельству известны не были. Закрепляя завещания, приравнивае­мые к нотариально удостоверенным, завещательные распоряже­ния вкладчика своим счетом в банке и завещания в чрезвычайных обстоятельствах, законодатель детально определяет условия, при которых указанные завещания могут быть совершены, порядок и форму их совершения. Что же касается так называемых закры­тых завещаний, то в законе регламентированы правила о форме и порядке их совершения с учетом специфики этих завещаний. Закрытые завещания, в отличие от всех ранее названных, удосто­верению не подлежат, но нотариус обязан выдать завещателю до­кумент, подтверждающий принятие завещания.


Таким образом, завещания подлежат удостоверению нотариу­сами и лицами, на которых в силу закона возложено совершение нотариальных действий (п. 1 ст. 1124, п. 7 ст. 1125 ГК); лицами, уполномоченными на удостоверение завещаний, приравниваемых к нотариальным (ст. 1127 ГК); служащими соответствующего бан­ка (п. 2 ст. 1128ГК).

На завещании должны быть указаны место и дата его удосто­верения. Условия, при которых удостоверению в последующем подлежит завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельст­вах, определены в ст. 1129 ГК.

Несоблюдение правил о письменной форме завещания и его удостоверении уполномоченными на то законом лицами влечет недействительность завещания, которое в этих случаях относится к числу ничтожных сделок. Завещание квалифицируется законом в качестве ничтожной сделки, хотя бы оно и было совершено в простой письменной форме, но не удостоверено уполномочен­ным лицом. Исключения на сей счет сделаны лишь для закрытых завещаний (п. 4 ст. 1124 и ст. 1126 ГК) и завещаний, совершенных в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 1129 ГК). Что же касается за­вещаний, совершенных на словах, то об их недействительности речи не идет, их просто нет.

Новый ГК, пожалуй, впервые в законодательстве о наследова­нии послеоктябрьского (1917г.) периода уделяет значительное внимание роли свидетелей в производстве по наследственным де­лам, возлагая на них целый ряд обязанностей. Прежде всего, на свидетелей в полной мере распространяется обязанность хранить тайну завещания, т. е. до открытия наследства не разглашать све­дения о содержании, совершении, изменении или отмене завеща­ния. Ее нарушение может повлечь применение к свидетелю пре­дусмотренных законом способов защиты гражданских прав, в том числе и мер ответственности (см. абз. 2 ст. 1123 ГК).

Далее, закон определяет круг лиц, которые не могут быть сви­детелями, а также лиц, которые не могут подписывать завещание вместо завещателя. Круг этих лиц совпадает (см. п. 2 ст. 1124 ГК).

В случаях, прямо предусмотренных законом, присутствие сви­детеля при составлении, подписании, удостоверении завещания и (или) при передаче его нотариусу или иному уполномоченному на удостоверение завещания лицу является обязательным. Случаи эти предусмотрены в пп. 3 и 4 ст. 1126, п. 2 ст. 1127, абз. 2 п. 1 ст. 1129 ГК. В остальных случаях при составлении и удостовере­нии завещаний свидетель может присутствовать по желанию заве­щателя. Если свидетель подписывает завещание наряду с завеща­телем (см. абз. 2 п. 4 ст. 1125, абз. 1 п. 2 ст. 1127 ГК), то он должен быть ознакомлен с содержанием завещания. От свидетеля нельзя требовать, чтобы он «подмахнул» завещание вслепую. Вместе с тем завещатель имеет право выбора свидетеля (свидетелей) и тогда, когда присутствие свидетеля при составлении, удостове­рении завещаний или передаче их нотариусу является обязатель­ным.


В п. 2 ст. 1124 ГК очерчен круг лиц, которые не могут быть свидетелями и не могут подписывать завещание вместо завещате­ля. Указанные лица не могут быть свидетелями не только тогда, когда присутствие свидетеля является обязательным, но и тогда, когда свидетель присутствует по желанию завещателя. Они не мо­гут также и подписывать завещание по просьбе завещателя вместо самого завещателя. При этом подписание завещания вместо заве­щателя следует отличать от подписания завещания вместе с заве­щателем, В первом случае лицо, подписывающее завещание, явля­ется рукоприкладчиком (см. абз. 2 п. 3 ст. 1125 ГК), во втором — свидетелем (см. абз. 2 п. 4 ст. 1126, абз. 1 п. 2 ст. 1127 ГК).

Однако ни рукоприкладчик, ни свидетель не может рассматри­ваться в качестве представителя завещателя, поскольку завещание должно быть совершено гражданином только лично, совершение завещания через представителя законом вообще не допускается.

Если при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу или иному удостоверяющему за­вещание лицу присутствие свидетеля обязательно, то его отсутст­вие влечет недействительность завещания, т. е. констатацию того, что завещание является ничтожной сделкой. Если же свидетель не соответствует требованиям, установленным законом, то это может являться основанием для признания завещания недействительным как оспоримой сделки. Допустим, что присутствие свидетеля было обязательным. Свидетель присутствовал, но при составлении и удостоверении завещания не был дееспособным в полном объе­ме, например не достиг восемнадцати лет. Должно ли завещание, составленное и удостоверенное в присутствии такого свидетеля, квалифицироваться как ничтожная или как оспоримая сделка? Поскольку свидетель при составлении и удостоверении завещания присутствовал, то хотя он и не достиг определенного законом воз­раста, указанное обстоятельство может служить основанием для квалификации судом завещания недействительным как оспори­мой сделки. При этом решению суда о признании завещания не­действительным придается обратная сила.

Аналогичные положения должны применяться и при соверше­нии закрытых завещаний, хотя они и не подлежат удостоверению, а их содержание свидетелям, которые должны присутствовать при передаче завещания нотариусу, неизвестно. Иными словами, если завещание передавалось нотариусу в присутствии лишь одного свидетеля, его следует отнести к ничтожным сделкам, а если двух свидетелей, но один из них на момент передачи завещания не был полностью дееспособен — к оспоримым сделкам.


Нотариально удостоверенные и приравниваемые к ним завеща­ния. К нотариально удостоверенным завещаниям, что явствует уже из самого их названия, относятся лишь завещания, удостоверен­ные нотариусом, а также завещания, удостоверенные должност­ными лицами органов местного самоуправления Российской Фе­дерации и должностными лицами консульских учреждений Рос­сийской Федерации за границей, когда указанным должностным лицам законом предоставлено право совершения нотариальных действий (ст. 1125 ГК).

При наличии предусмотренных законом условий завещатель, который для выражения своей воли имеет право воспользоваться завещанием, приравниваемым к нотариально удостоверенному, может выразить желание для совершения завещания пригласить нотариуса, чтобы придать этой воле большую обеспеченность, быть уверенным в том, что она не будет искажена. Если имеется разумная возможность желание завещателя выполнить, то лица, которым предоставлено право удостоверить завещание, обязаны принять все меры для приглашения к завещателю нотариуса. Это желание завещатель может выразить и после того, как завещание, приравниваемое к нотариальному, совершено, хотя бы в завеща­нии, удостоверенном нотариусом, он слово в слово повторил ра­нее совершенное завещание. Если же в новом завещании он преж­нее завещание отменил или изменил, то наступают последствия, предусмотренные ст. ИЗО ГК. Что же касается завещания в чрез­вычайных обстоятельствах, то оно утрачивает силу, если завеща­тель в течение месяца после прекращения этих обстоятельств не воспользуется возможностью совершить завещание в какой-либо иной форме, предусмотренной ст. 1124 —1128 ГК, а значит, и в форме нотариально удостоверенного завещания. При этом заве­щатель не лишен права в одной из этих форм, а значит, и в форме нотариально удостоверенного завещания воспроизвести, отменить или изменить ранее составленное в чрезвычайных обстоятельствах завещание. Если же в течение указанного месячного срока заве­щатель ни одной из этих возможностей не воспользуется, то заве­щание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, утрачивает силу. В тех же случаях, когда завещатель скончался до истечения указанного месячного срока, не успев переоформить завещание, наступают последствия, предусмотренные п. 3 ст. 1129 ГК.

Наконец, завещательное распоряжение денежными средства­ми в банке, совершенное в банке и удостоверенное уполномочен­ными на то банковскими служащими, также может быть перекры­то завещанием, которое гражданин совершил позднее в одной из форм, предусмотренных ст. 1124—1127 ГК, в том числе и в форме нотариально удостоверенного завещания.


Смотрите также файлы