Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состав наследственного правоотношения образуют те элемен­ты, из которых это правоотношение складывается. К ним отно­сятся его субъекты, содержание и предмет (объект). Обратимся к их анализу, оставляя в стороне моменты, которые уже были рас­смотрены. Начнем с субъектов наследственного правоотношения. К таковым относятся, прежде всего, наследники, призванные к наследованию. Сам наследодатель субъектом наследственного правоотношения не является, поскольку его нет в живых. В мо­мент смерти прекратилась его правоспособность, а вместе с нею и возможность быть субъектом в каком-либо конкретном правоотношении. Казалось бы, определить круг наследников, призы­ваемых к наследованию, труда не составляет. Это, однако, не так. Начать с того, что закон допускает призвание к наследованию не только граждан, находящихся в живых в день открытия наследст­ва, но и тех, кто были зачаты при жизни наследодателя и роди­лись живыми после открытия наследства, т. е. уже после смерти наследодателя.

Субъектный состав наследственного правоотношения может претерпеть и другие изменения. Юридические факты, вызываю­щие эти изменения, могут относиться как к событиям, так и к действиям. Это и смерть наследника, не успевшего принять на­следство, и его отказ от наследства, причем как без указания, так и с указанием лица, в пользу которого происходит отказ от на­следства, и призвание к наследованию наследников последующих очередей либо подназначенного наследника, и многие другие. Граждане призываются к наследованию как по закону, так и по завещанию независимо от того, являются ли они дееспособными, недееспособными, частично или ограниченно дееспособными. Иностранцы и лица без гражданства (так называемые апатриды) призываются к наследованию на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законами Рос­сийской Федерации либо не применяется в виде реторсии, т. е. в ответ на ограничения, установленные соответствующим ино­странным государством в отношении наследственных прав рос­сийских граждан.

Что же касается юридических лиц, то они могут быть наслед­никами только по завещанию. При этом наследниками могут быть и иностранные юридические лица. Для призвания юридического лица к наследованию необходимо, чтобы оно существовало как юридическое лицо на день открытия наследства. Для призвания юридического лица к наследованию не имеет значения, наделяет­ся ли оно общей или специальной правоспособностью, является ли коммерческой или некоммерческой организацией. В настоящее время не должна вызывать никаких сомнений возможность совер­шения завещания в пользу религиозной организации (например, храма, монастыря или иного духовного учреждения) независимо от того, о какой конфессии идет речь (православной, мусульман­ской или какой-то иной). Но если завещание совершено в пользу секты, не признанной юридическим лицом по российскому зако­нодательству и проповедующей взгляды, несовместимые с основ­ными началами человеческого общежития (например, призываю­щей членов секты к совершению массовых актов самоубийства), то хотя бы эта секта и была зарегистрирована в иностранном госу­дарстве как юридическое лицо, завещание в ее пользу российским судом может быть признано недействительным со ссылкой на противоречие основам правопорядка (оговорка о публичном по­рядке).


К наследованию по завещанию в силу п. 2 ст. 1116 ГК могут призываться также иностранные государства и международные организации (например, ООН или Всемирная организация здра­воохранения).

Наследодатель субъектом наследственного правоотношения не является. И все же он незримо присутствует на той арене, где ки­пят страсти вокруг наследства. Начать с того, что если речь идет о наследовании по завещанию, то от установления подлинной, юридически бездефектной воли наследодателя зависит, к кому пе­рейдет наследство и как оно будет распределено. Поскольку заве­щание — односторонняя сделка, к нему предъявляются все те требования, которые предусмотрены законом для признания сде­лок действительными. На момент составления завещания насле­додатель должен обладать дееспособностью в полном объеме. За­вещание не может быть совершено не только недееспособным гражданином, но и гражданином, который на момент соверше­ния завещания обладает лишь частичной или ограниченной дее­способностью. Так, несовершеннолетний не может совершить за­вещание и в отношении заработанных им средств. В то же время на общих основаниях могут совершить завещание лица, которые в установленном порядке вступили в брак до достижения 18 лет, а также эмансипированные лица. Может быть признано недейст­вительным завещание, совершенное лицом, которое на момент его совершения не отдавало отчет в своих действиях или не могло ими руководить. Если лицо, совершившее завещание будучи пол­ностью дееспособным, впоследствии становится недееспособным, то это обстоятельство само по себе не влияет на юридическую си­лу ранее совершенного завещания. Более того, указанное лицо ли­шается возможности отменить или изменить ранее совершенное завещание.

Но и в тех случаях, когда речь идет о наследовании по закону, не раз приходится обращаться к тени наследодателя. При наследо­вании по закону не имеет значения, был ли наследодатель дееспо­собен или нет (наследство может открыться и после смерти ду­шевнобольного). Необходимо, однако, установить, умер ли насле­додатель. Иногда могут иметь значение и причины смерти (например, для отстранения от наследования недостойных наслед­ников).

Перейдем теперь к следующему элементу наследственного правоотношения, а именно к его юридическому содержанию, под которым понимают права и обязанности его участников. Частично этого вопроса мы уже касались. Подытоживая сказанное, обратим внимание на то, что наследственное правоотношение проходит в своем развитии два этапа. На первом его содержание составляют право наследника на принятие наследства и обязанность всех третьих лиц не чинить препятствий в осуществлении этого права, а также обязанность соответствующих лиц и органов оказывать наследнику необходимое содействие в осуществлении указанного права. На втором этапе право на принятие наследства у наследни­ка, который наследство принял, трансформируется в право на на­следство. Это право в зависимости от того, что входит в состав на­следства (право собственности или иное вещное право, право кре­дитора в обязательстве, личное неимущественное право), распадается на ряд прав, выступающих в качестве элементов раз­личных правоотношений (абсолютных и относительных, вещных и обязательственных, имущественных и личных неимуществен­ных). Поскольку наследственное правопреемство носит универ­сальный характер, к наследнику, принявшему наследство, перехо­дят не только принадлежавшие наследодателю права, но и обреме­нявшие его обязанности (например, по уплате долга в заемном обязательстве). Он может быть обременен наследодателем и це­лым рядом обязанностей, которые самого наследодателя не отяго­щали (например, по завещательному отказу или возложению). Та­ким образом, в результате принятия наследства наследник стано­вится участником самых различных по своей юридической природе правоотношений, выступая в них и как носитель прав, и как носитель обязанностей. Он может оказаться в правоотноше­ниях с другими наследниками (по крайней мере, до раздела на­следства), финансовыми и налоговыми органами, органами по ре­гистрации прав на недвижимость, по земельным ресурсам и зем­леустройству и множеством других служб самого различного уровня, имеющих касательство к наследству.


Наконец, к необходимым элементам правоотношения принято относить его объект (предмет). Наследственное правоотношение возникает по поводу наследства. Поэтому проще всего сказать, что объектом наследственного правоотношения на всех стадиях его развития является наследство. Решение этого вопроса зависит, од­нако, от того, что следует понимать под объектом правоотноше­ния. По-видимому, нужно различать объект правового воздейст­вия, каковым является поведение людей, и то, на что это поведе­ние устремляется. Не подлежит сомнению, что право воздействует на поведение людей, которое только и способно реагировать на это воздействие. В свою очередь, поведение людей воздействует на материальные и духовные блага в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Люди создают эти блага, видоизменяют и пе­ремещают их, потребляют их, приспосабливают их к своим по­требностям. Под этим углом зрения и следует подходить к выявле­нию объекта наследственного правоотношения. На всех стадиях развития наследственного правоотношения право воздействует на поведение людей. На первой стадии это действия по принятию наследства или отказу от него, на второй стадии — по оформле­нию наследственных прав, разделу наследства, исполнению выте­кающих из принятия наследства обязанностей и т. д. Но в конеч­ном счете эти действия совершаются по поводу наследства. Если бы наследства вообще не было, то совершение указанных дейст­вий было бы лишено смысла. По изложенным основаниям на­следство можно считать объектом (предметом) наследственного правоотношения на всех стадиях его развития.

Принципы наследственного права. Что бы ни понимать под на­следственным правом — подотрасль или один из институтов граж­данского права, бесспорно одно: речь идет о таком крупном под­разделении гражданского права, которому должны быть присущи только ему свойственные принципы. Более того, наличие таких принципов служит своего рода лакмусовой бумажкой, позволяю­щей утверждать, есть ли достаточные основания для вычленения данной совокупности правовых норм в качестве относительно са­мостоятельного подразделения отрасли гражданского права или их нет. Если такие принципы есть, то налицо относительно самосто­ятельное подразделение отрасли права. Если их нет, то совокуп­ность указанных норм не может претендовать на обособленное место и они могут быть раскассированы но иным структурным подразделениям соответствующей отрасли права и законодатель­ства.


При этом необходимо сделать несколько предварительных за­мечаний. Во-первых, поскольку речь идет о внутриотраслевых принципах, они неизбежно выступают как конкретные формы прояапения более общих отраслевых принципов.

Во-вторых, указанные принципы (как отраслевые, так и внут­риотраслевые) должны быть вычленены из конкретной правовой материи, а не привнесены в нее извне. Ни в коем случае нельзя становиться на путь «вымучивания» принципов, ставить своей за­дачей «наскрести» определенный набор принципов во что бы то ни стало. В то же время вычленение принципов, будучи мысли­тельной операцией, важной ступенью в познании права, призван­ной обеспечить претворение права в жизнь в соответствии с волей законодателя, неизбежно приобретает субъективную окраску. Принципы права — это, если хотите, субъективный образ объек­тивного мира. Иными словами, принципы права не только объек­тивны, поскольку заложены в самой правовой материи, но и субъ­ективны, поскольку извлекаются из нее законодателем, судьей, ученым в целях создания, познания и применения права. Извле­чение из права его принципов — это не самоцель, а своего рода рабочий инструментарий, призванный содействовать познанию права, его совершенствованию, восполнению в нем пробелов, применению права в полном соответствии с подлинной волей за­конодателя. Не случайно, что набор отраслевых принципов граж­данского права у различных ученых немногим отличается друг от друга.

После этих предварительных замечаний предложим «свое» видение принципов наследственного права, изложив их в опреде­ленной последовательности. К принципам наследственного права как одного из относительно самостоятельных подразделений от­расли гражданского права и законодательства могут быть отнесе­ны:

- принцип универсальности наследственного правопреемства;

- принцип свободы завещания;

- принцип обеспечения прав и интересов необходимых наследников;

- принцип учета не только действительной, но и предполагаемой воли наследодателя; - принцип свободы выбора у наследников, призванных к наследованию;

- принцип охраны основ правопорядка и нравственности, интересов наследодателя, наслед­ников, иных физических и юридических лиц в отношениях по наследо­ванию;

- принцип охраны самого наследства от чьих бы то ни было противоправных или безнравственных посягательств.


Попытаемся кратко раскрыть содержание каждого из этих принципов.

Принцип универсальности наследственного правопреемства за­креплен в ст. 1110 и других нормах ГК. Он означает, что между волей наследодателя (действительной или предполагаемой), на­правленной на то, чтобы наследство перешло именно к тем, к ко­му оно перейдет, и волей наследника, который принимает наслед­ство, не должно быть никаких посредствующих звеньев, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (например, если на­следник недееспособен, то наследство принимает за него его за­конный представитель), что наследник является продолжением юридической личности самого наследодателя во всей возможной полноте, что наследник заступает место наследодателя во всех правоотношениях, участником которых был наследодатель, кроме случаев, опять-таки предусмотренных законом (так, наследник не замещает наследодателя в обязательствах, неразрывно связанных с личностью последнего, или к наследнику не переходит принад­лежавшее наследодателю право авторства). Универсальность на­следственного правопреемства означает, что акт принятия наслед­ства распространяется на все наследство, в чем бы таковое ни вы­ражалось и у кого бы ни находилось. Наследство нельзя принять частично, под условием или с оговорками. Акт принятия наслед­ства распространяется на все наследство, хотя бы наследник, при­нимая наследство, и не подозревал, что именно в состав наследст­ва входит. Так, наследник может не знать о банковских вкладах наследодателя, принадлежавших ему акциях или о его долговых обязательствах. Универсальность наследственного правопреемства находит свое наиболее полное выражение в том, что наследник выступает в качестве преемника наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях.

Принцип свободы завещания является конкретным выражением таких присущих гражданскому праву принципов, как принцип до­зволительной направленности и принцип диспозитивности граж­данско-правового регулирования. Он означает, что наследодатель может распорядиться на случай смерти своим наследством по сво­ему усмотрению, а может и вовсе не распорядиться им. Он может оставить наследство любому субъекту гражданского права, по сво­ему усмотрению распределить наследство между наследниками, лишить наследства всех или часть наследников, оформить особые завещательные распоряжения. Принцип свободы завещания озна­чает, что воля наследодателя при составлении завещания, его по­следующей отмене или изменении должна формироваться совер­шенно свободно, никто не должен ни прямо, ни косвенно «давить» на него, пользуясь беспомощным состоянием наследодателя, шан­тажируя его, угрожая причинением вреда ему самому или его близким, и т. д.


Смотрите также файлы