ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное агентство по образованию рф
Кафедра иностранных языков специальных дисциплин
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
§1. Понятие воспитания в педагогике.
2) Потребностно-мотивационная сфера личности.
1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.
3. Значение поступка и возможность раскаяния.
4. Открытость и доверительность отношений с детьми.
Таким образом выделенные нами общие положения, позволяют говорить о следующих закономерностях воспитательного процесса:
деятельность учащихся.
Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет формироваться личность в воспитательном процессе;
2) Потребностно-мотивационная сфера личности.
Формирование личности происходит эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается ее потребностно-мотивационная сфера, развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая активность человека;
3) Внутренняя сфера личности.
Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.
Мы можем отметить, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности учащиеся овладевают духовными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения коммуникации.
Сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике понимаются неоднозначно. Поэтому возникают различные вариации воспитательного процесса (принципы воспитания).
По определению И. П. Подласого, принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам и организации воспитания ребёнка [подласый].
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют определенную систему. Обратимся к различным вариациям принципов, разработанными учёными-педагогами такими как В.Г. Крысько, В.С.Селиванов, П.И.Пидкасистый, В.А. Козлова и С.Френе.
Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как:
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- воспитание в группе и через коллектив;
- воспитание в процессе деятельности;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;
- опора на положительное в личности и группе;
- единство согласованности, преемственности в воспитании [].
В.С. Селиванов к принципам воспитания причисляет:
- целенаправленность;
- научность;
- доступность;
- индивидуальность;
- связь с жизнью;
- систематичность;
- активность;
- прочность;
- наглядность [].
По мнению П.И. Пидкасистого, к принципам воспитания относятся:
- ориентация на ценности и ценностные отношения;
- принцип субъектности;
- принцип целостности [].
С точки зрения современного учёного-педагога В.А. Козловой к принципам воспитания относятся:
- общественная направленность воспитания;
-связь воспитания с жизнью и трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Французский педагог С. Френе выделил следующие принципы воспитания:
-воспитание в коллективе;
-самовыражение;
- труд;
- дисциплина []
Рассмотрев различные вариации систем воспитания, мы можем отметить, что к основным принципам организации педагогического процесса учёные относят:
-принцип гуманистической направленности;
-принцип связи с жизнью и производственной практикой;
- объединение обучения и воспитания с трудом;
-принцип научности;
-ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;
-принцип обучения и воспитания детей в коллективе;
- преемственности, последовательности и систематичности;
-наглядности;
-эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
Мы больше придерживаемся принципам, которыми руководствуется современная система воспитания:
- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);
- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);
- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);
- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);
- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения) [козлова].
К принципам воспитания причисляется и принцип уважения к личности. Ребенок должен чувствовать, что его отношения с родителями и педагогами базируются на доверии и взаимопонимании. Этот принцип воспитывает в личности уважение к окружающим, доброжелательное отношение к ним, любовь. При его применении педагоги имеют возможность воспитать у ребёнка нежные, душевные чувства и одновременно предъявлять требования к выполнению определенных заданий. Принципы воспитания включают в себя воспитание личности в коллективе, в семье. Деятельность определенной группы людей, в которой находится индивид, имеет значительное влияние на формирование его личности.
Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности, являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Мы можем отметить, что наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном применении, ввиду их тесной связи.
§2. Традиционная (типичная) русская семья и особенности семейного воспитания в современной России. Основные цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания.
Семья – это носитель национально-этнических традиций, где ребёнок усваивает родной язык, культуру, обычаи. В семье и через неё определяется и выражается стремление человека найти своё место в социальной жизни, дать нравственную оценку своей подлинной сущности. Ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что даёт семейная атмосфера, общение ребёнка с отцом и матерью [].
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие. Семья отражает школу, средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.
В «Российской педагогической энциклопедии» понятие семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семейные отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью» («Российская педагогическая энциклопедия», 1999) [20]
Н.И. Никитина определяет семью как социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.» [18].
С точки зрения Н.Ф. Девициной, семья – это малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родительство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост[8, с.144].
По определению Е.И. Холстовой, семья – это малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи[28, с. 500].