ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное агентство по образованию рф
Кафедра иностранных языков специальных дисциплин
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
§1. Понятие воспитания в педагогике.
2) Потребностно-мотивационная сфера личности.
1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.
3. Значение поступка и возможность раскаяния.
4. Открытость и доверительность отношений с детьми.
Федеральное агентство по образованию рф
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Кафедра иностранных языков специальных дисциплин
Тема работы:
Взгдяд русского человека на традиционное семейное воспитание во Франции
Выпускная квалификационная работа
Студентки 5 курса
Казанцевой А.С.
Допущена к защите:
« _ » ___________(протокол № ____ )
Зав. кафедрой:________________
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
доцент
кафедры иностранных языков
специальных дисциплин
Осипова Надежда Васильевна
Елец 2013
Введение
В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми. Интерес к этому вопросу не угасает и до сегодняшних дней. (както не очень до сегодняшних дней)
Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный (неоднозначный) характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной системой.
Актуальность исследования определяется повышением интереса современного общества к семейному воспитанию так как значительное влияние на формирование полноценной личности ребенка имеет в первую очередь его семья.
Проблемами семейного воспитания занимались как отечественные так и зарубежные педагоги. Работы П. Ф. Каптерова, Я. А. Коменского, посвещаны вопросам воспитания детей с раннего возраста, роли церкви, государства и общества в процессе воспитания и их влияние в различные исторические эпохи на формирование и развитие русского педагогического самосознания.
В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства.
Работы В.Г. Крысько, Д. Локка, А. Н. Острогорского, И. Г. Песталоцци, В. А. Стоюнина, посвящены вопросам касающимся культуры семейных отношений и главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка. Одной из главнейших особенностей в педагогической теории К.Д. Ушинского является мысль о народности воспитания.Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями.
В настоящее время существует большое количество трудов о влиянии семейного уклада на детей, так в работах С. Френе и Б. Пере рассматриваются вопросы о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.
Объектом данного исследования является процесс воспитания ребёнка.
Предметом исследования выступает процесс традиционного семейного воспитания в России и во Франции.
Цель исследования заключается в определении теоретической и практической основы семейного воспитания, установлении основных принципов, методов и задач в семейном воспитании детей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить воспитание как явление в педагогике и исследовать научные и практические подходы к изучению проблемы семейного воспитания;(изучить процесс воспитания в его педагогическом аспекте , атакже исследовать научные и практические подходы семейного воспитания)
2) определить основные признаки и методы семейного воспитания;
3) эмперическим путём выявить особенности традиционного семейного воспитания в России и во Франции.
В рамках работы была выдвинута следующая гипотеза:
Если семья для ребенка является одновременно средой обитания и воспитательной средой, то её влияние особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие. Семья отражает школу, средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.
В нашей работе использован описательный метод, метод наблюдения, позволивший выделить единицы описания и количественный метод, который заключается в выявлении процентного соотношения между изучаемыми элементами.
Научная новизна ВКР выпускной квалификационной работы связана с предпринятой попыткой формулирования основных принципов и методов по проблемам семейного воспитания. На основе нового взгляда на семейное воспитание как aide familiale мы разработали методические рекомендации, которые могут служить руководством при решении вопросов семейного воспитания.
Теоретическая значимость работы заключается в структурировании теоретического материала по вопросам семейного воспитания. Нами описаны принципы, задачи и методы традиционного воспитания детей в русских и французских семьях.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсе преподавания педагогики, при рассмотрении частных вопросов сравнительного анализа систем воспитания в разных странах.
Цель и конкретизирующие её задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает в себя: введение, две главы, заключение, список библиографии и приложение.
Введение содержит обоснование актуальности темы работы с изложением её цели, задач и структуры, даётся характеристика материала исследования, излагаются методы исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты семейного воспитания» нами рассматривается процесс воспитания как сложное субъективно существующее явление (т. е. частный момент развития общества), сущность воспитания и основные принципы на которые опирается воспитательный процесс. Так же нами исследуются принципы, задачи и методы традиционного семейного воспитания в России в сопоставительном анализе с традиционным семейным воспитанием во Франции.
Во второй главе «Анализ традиционного семейного воспитания в России и во Франции» нами проводится практический анализ семейного воспитания на примере французской семьи. Нами составлен подробный педагогический дневник в котором мы описываем: быт французской семьи (в которой я живу), методы воспитания детей в исследуемой семье, принципы на которые направлено воспитание в данной семье и особенности семейного воспитания французской семьи. Данное исследование проводилось в течении всего учебного года, каждую среду мы описывали: расписание дня (чем занимались дети и родители, какие заниятия проводили в течении дня), методы воспитания использованные родителями в воспитательном процессе и на что был направлен воспитательный процесс (воспитание патриотичной личности, воспитание самостоятельности, воспитание уважения к старшим…).
Так же нами было проведено анкетирование в котором мы определили основные принципы, задачи и методы воспитания на примере русских и французских семей.
В заключении подводятся общие итоги исследования по данной теме в соответствии с поставленными задачами.
Список изученной литературы включает … источников.
В приложении мы предоставляем составленный нами педагогический дневник и результаты анкетирования.
В заключении мы можем отметить, что достигли поставленных целей. Проанализировав теоретический и практический материал мы пришли к выводу, что процесс семейного воспитания в России отличается от процесса семейного воспитания во Франции.
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
§1. Понятие воспитания в педагогике.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология изучает становление личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, обладанием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук педагогика выступает как единственная дисциплина, выделяющая своим предметом исследования воспитание человека.
В большом толком словаре С. А. Кузнецова ,воспитание определяется как процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [б тол сл].
По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [].
В широком социальном смысле под воспитанием подразумевают воздействие на личность обществом в целом, а – в узком смысле целенаправленную деятельность, помогающую сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений [].
По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
По И.Ф. Гербарту в основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. «Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание».
Проанализировав понятия о воспитании, сформулированных известными педагогами, мы можем отметить, что такие ученые как И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский и Я.А. Коменский акцентируют своё внимание на воспитании нравственности у ребенка. Нравственное воспитание подразумевает развитие таких способностей как скромность, послушание, мужество, умеренность, справедливость, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Одно из самых важные мест в нравственном воспитании отводится семье, роли матери и отца. Для других ученых таких как И.П. Павлов и С.А. Кузнецов воспитание является систематическим процессом направленным на разностороннее развитие личности, способной сосуществовать с обществом.