ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучив и проанализировав научную литературу по вопросам семейного воспитания в России, Мы пришли к выводу, что семья в нашем обществе играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни (отношение родителей друг к другу, к работе, к бабушкам, дедушкам, соседям, к искусству, литературе, их мысли, привычки, чувства, стремления), уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности развивающегося ребёнка. Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости, задержки психического развития и деформации личности.


§ 3 Традиционное Семейное воспитание во Франции

Уровень цивилизованности общества, авторитет государства сегодня как никогда ставится в прямую зависимость от того положения , которое занимают в обществе дети . Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт , а также на понимание обществом её роли в воспитании детей .

Важное место в формировании новой семейной политики принадлежит Министерству социальной защиты населения, Департаменту по проблемам семьи , женщин и детей . Одна из его приоритетных задач - укрепление института семьи как фундаментального и уникального социального института [].

Автор «Философского словаря» французский учёный Дидье Жюлиа (2000) называет семью «естественной ячейкой общества», обозначающей «совокупность людей одной крови, одной расы» и также «совместно проживающих на ограниченном пространстве под руководством главы рода». [5, 397]

Ж.Ж. Руссо считал семью самой древней и единственно естественной из всех обществ. По его мнению семья – это институт, воспитывающий в ребёнке будущего гражданина, патриота своего отечества [].

По мнению С.Френе семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения []. 

Французский учёный А. Наури, так же как и русские педагоги, разделяет семью на два типа: семья современная и семья традиционная . Он говорит о том, что традиционная семья представляла собой малую социальную группу состоящую из родителей и детей. Родители принимали свои обязанности очень серьёзно, они отчётливо понимали какую важную роль имеют в воспитании детей. В семье ребёнка не воспринимали как самостоятельную личность, для родителей это был всего лишь ребенок. С раннего возраста у детей воспитывали такие качества как вежливость, пристойное поведение, уважение, благодарность, любовь. Именно в семье ребёнок впервые познавал свои возможности и силы[Aldo Naouri] .

С точки зрения французского педагога Л. Пэрну традиционная французская семья это семья строгих правил. Она являлась источником надежности и безопасности. Традиционная семья представляла собой только двух супругов и детей,где отец являлся главой семейства, именно он зарабатывал деньги, мать же должна была следить за детьми и за домом [].


А. Наури полагает, что несмотря на перемены, которые произошли с обществом на сегодняшний день, отношение французов к семье почти не изменилось. Они считают, что только в семье можно воспитать полноценно развитую личность [].

Французские учёные говорят о том, что значимость семьи в настоящее время существенно возрослала . Но в тоже время они отмечают, что семья во французском обществе переживает кризис. Роли родителей заметно поменялись, всё чаще во главу семьи становится женщина. Современная педагогическая система строится по отношению к ребёнку , как к равному. Родители проявляют к нему любовь и требовательность , но также предоставляет ему свободу , служат ему опорой и защитой в любом возрасте [].

Проанализировав научную литературу, Мы можем отметить, что многие французские педагоги занимаются изучением семьи и семейного воспитания. Но в тоже время учёные не дают точного определения семьи. Такие педагоги как Л. Пэрну и А. Наури разделяют семью на традиционную и современную.С их точки зрения современная французская семья представляет собой малую социальную группу, общность родителей и детей связанных определенными ценностями и традициями.получилась оборваная мысль сказала про совр и трад семью и все, определений нет? Дай определения хоть какие-нибудь найди, там дальше я у тебя видела про традиционную семью. Еще в этот параграф можно написать про современность, что Олан у вас узаконил брак геев и лизбиянок и разрешил им усыновлять детей, что это противоречит традиционному воспитанию во Франции, но является совр тенденциями..

Французский педагог С.Френе определяет воспитание как трудоёмкий и сложный процесс , в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы , фундамент его личности. Воспитание требует от родителей таких качеств , как терпение , сердечность , интуиция , такт , внимание. Но в то же время французский учёный критиковал систему нравственного воспитания, сводившуюся в основном к постоянному повторению избитых прописных норм морального поведения.Содержание так называемого словесного воспитания всегда отражает совокупность этических норм, характерных для данного общества, но в определенной степени имеющих и общечеловеческое значение. По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителя и т. п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни. Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно, ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению может научить устолько сама жизнь, т. е. конкретный опыт ребенка [].


По мнению современного французского педагога Л. Пэрну самое важное в воспитании это любить , разговаривать с ребёнком , быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе , уметь предоставить ему свободу , служить ему опорой и защитой , в любом возрасте считать его личностью [].

По убеждению Ж.-Ж. Руссо, развитие человека должно происходить свободно и естественно, что предопределяет содержание и характер воспитания. Для просветителя свободное воспитание – это оптимистический гуманизм, так как оно объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения развития общества, культуры, цивилизации; естественное воспитание должно осуществляться сообразно с природой, в воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его возрастные особенности [].

Марсель Руфо определяет понятие воспитания (в узком значении) как духовное и физическое развитие, формирование личности человека, его этики. Морали, нравственности по социально принятым нормам поведения. В более же широком понимании, воспитание –это передача накопленного человечеством опыта от старшего поколения к младшему[].

Под традиционным воспитанием французские учёные понимают процесс социализации ребёнка, привитию ему определенных норм, правил и жизненных ценностей таких как вежливость, уважение и солидарность[http://audrey-eloise-marie.e-monsite.com/pages/i-la-famille-traditionnelle-d-avant-guerre.html] .

В своей книге «Формирование личности ребёнка и подростка» С. Френе выделил ряд условий необходимых для воспитания в семье:

- здоровье родителей и ребёнка;

- особая забота о беременных женщинах;

- создание необходимых условий для воспитания ребёнка;

- развитие его творческих возможностей;

- стремление к познанию;

- создание благоприятной среды [].

Мы можем отметить, что понятие воспитание французские учёные рассматривают как духовное и физическое развитие ребёнка. Лоранс Пэрну полагает, что главную роль в воспитательном процеессе играет беседа. Марсель Руфо отдадаёт большое значение нравственному воспитанию. По убеждению Ж.-Ж. Руссо воспитание должно проходить свободно и естественно, необходимо следовать внутренней природе ребенка. Для С. Френе воспитание представляет собой трудоёмкий и сложный процесс, в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы и фундамент его личности, но вместе с тем учёный критикует нравственное воспитание.


Целью воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, является развитие свободной личности в «естественных» условиях. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми»[] .

Мы больше придерживаемся мнению француского учёного-педагога С.Френе. Он полагает, что цель семейного воспитания заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутренного мира [].

Французские учёные отмечают, главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственноси человека, фундамент его личности. По мнению С. Френе от становления личности на начальном этапе (в семье) в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка [].

Самая первостепенная и важная задача семейного воспитания, по Ж.-Ж. Руссо, прививать детям любовь к Отечеству, к их гражданскому долгу[].

Изучив научные труды таких учёных как С.Френе, Л. Пэрну, А. Наури, М. Руфо и А. Гарандери и Ж.-Ж. Руссо, Мы можем выделить следующие задачи семейного воспитания:

- нравственное и гражданское воспитание;

- привитие любви к труду;

- развитие любознательности, тяги к практической деятельности;

- развитие практического мышления;

- воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;

- стимулирование любознательности как первой ступени познания;

- стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;

- стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;

Опираясь на опыт французских учёных С. Френе , А. Гарандери, Ж.-Ж. Руссо, Мы вывели следующие принципы воспитания:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;

- принцип целенаправленности;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности;

-дисциплина;

- самовыражение.

Французский учёный С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее» [].