ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П.Ф. Лесгафт видел главную задачу семейного воспитания в том, чтобы родители создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых [].

Так же в научной литературе выделяют следующие задачи семейного воспитания: развитие интеллекта и творческих способностей у ребёнка, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей. [http://psylist.net/pedagogika/semvos.htm].

Проанализировав научные труды П.Ф. Каптерова, П. Ф. Лесгафта и И.А. Хоменко, мы можем выделить следующие основные задачи семейного воспитания втрадиционной русской семье:

  1. Воспитание дисциплины в семье.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно, чтобы именно на этом этапе, в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно. В качестве основных требований семейной дисциплины можно сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам.

Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а чего нет. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни [].

  1. Создание условий гармонического раскрытия личности.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип.

Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование заслоняет основное. Задача же семьи и семейного воспитания состоит втом, что бы помочь ребёнку найти себя, самоутвердиться и выбрать свой путь [].

  1. Формирование основ будущей семейной жизни ребенка.

Одной из самых важных задач является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Рычагом воспитательной деятельности в этом случае должна стать привычка.

Необходимо развить в детях привычку доводить каждое начатое дело до конца. При этом у ребёнка создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, и приобретается опыт претворения желаний в дело. Наряду с созданием хороших привычек, уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась и его творческая личность[].


  1. Формирования личностных качеств ребенка.

Особое место в семейном воспитании занимает задача формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит самая важная роль, так как именно в семье ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития [].

  1. Воспитание здорового образа жизни.

Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духов ных потребностей, обеспечении социализации. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Она несёт ответственность за ведение детьми здорового образа жизни [].

Таким образом, изучив научную литературу, Мы можем сделать вывод, что главной целью семейного воспитания в России является всестороннее развитие личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребёнка, направленные на гармоничное формирование человека. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

Опираясь на педагогический опыт отечественных учёных таких как В.Г. Крысько, В.С. Селиванов, П. И. Пидкасистый, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:


1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.

Ребенок уже является уникальной личностью, от личной от всех других. Из этого следует, что как личность ребенок имеет право на свой уникальный внутренний мир.

2. Значение настоящего.

Уважая в ребенке личность и признавая наличие у него своего личного внутреннего мира, мы неминуемо должны признать право ребенка на сегодняшний день и право ребенка быть таким, какой он есть.

3. Значение поступка и возможность раскаяния.

Важную роль в воспитание ребенка играет осознание им значения поступка и возможность расскаяния ребёнка, а так же понимание родителей, что ребенок действительно осознал свою ошибку и готов расскаяться перед ними. Иногда родители поступают неразумно, и безрассудно, когда пренебрегают покаянием ребенка, игнорируют тот важный момент, когда ребенок осознал свою ошибку и пришел к ним, чтоб примириться. Вместо того, чтобы простить его, дать ему очередной жизненный урок родители «выдерживают характер», чтобы показать ребенку свою твердость и непреклонность и одновременно силой «сломать» то, что им в нем не нравится. Для ребенка важно хотя бы просто понять, почему нельзя делать так или иначе. Задача родителей — донести до него это понимание [].

4. Открытость и доверительность отношений с детьми.

Важную роль в воспитании ребенка играют доверительные отношения внутри семьи. Ребенок должен быть уверен, что может ждать поддержки от своей семьи и родителей .

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие[http://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/66-soderzhanie-formi-i-metodi-raboti-detskogo-sada-s-semey].

В педагогике под методами семейного воспитания понимают такие приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей [].

В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят следующие группы:

1) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование);


2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример);

3) дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование) [].

Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы) [].

Л.И.Смагина считает, что каждый метод (формирование самосознания, упражнение, пример, поощрение) имеет свою психолофизио-логическую основу.

Анализ классификаций методов семейного воспитания показал, что в них есть много общего:

а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубежде-ние);

б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;

в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;

г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;

д) чувство меры в применении того или иного метода;

е) тонкость и деликатность в применении методов поощрения и наказания;

ж)избежание методов наказания;

э) неприменение физических наказаний.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Выбор же методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.

Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

• от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

• отношения в семье и образа жизни;

• числа детей в семье;

• родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

• личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

• опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей [].

Для определения методов воздействия на ребенка необходимо читать педагогическую, психологическую литературу, основываться на опыт старших, консультироваться со специалистами. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться от ребенка лишь послушания, поэтому нередко даже не пытаются понять его, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин, которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются. Подобный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.


В процессе семейного воспитания между родителями и детьми могут возникать противоречия, разногласия, конфликты. Они могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы связаны с изменениями в обществе, с социальной динамикой. Изменение объективных условий жизнедеятельности людей всегда отражается на их сознании. Вследствие этого, возможны различия между поколениями во взглядах, мнениях, ценностях и т.п., причем различия будут тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в том или ином социуме. Даже находясь в условиях одной и той же социальной среды, дети и их родители подвергаются воздействию различных факторов в неодинаковой степени в силу присущих им возрастных и индивидуальных особенностей. Напряжение в отношениях между родителями и детьми может возникать не по всем сферам жизнедеятельности, а затрагивать, например, взгляды, вкусы, симпатии, оценки событий [].

Можно обратиться к концепции М. Мид, согласно которой конфликты поколений связаны с уровнем общественного развития и типом семейной организации. Для современных постиндустриальных обществ характерна префигуративная культура, которая ориентирована главным образом на будущее. Темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт родителей часто оказывается неприемлемым в новых социальных условиях. В данных социальных обстоятельствах компромисс между родителями и детьми достигается через взаимное социализирующее влияние с учетом требований социума. Не только дети учатся у родителей, но и родители во все большей степени прислушиваются к детям. Воспитательные воздействия должны быть направлены в будущее в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь[].

Несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание Г. Зиммеля, в котором, на наш взгляд, заключена основная идея компромисса семейного воспитания: «Семья… предоставляет в качестве коллективного индивидуума своему члену, с одной стороны, предварительную дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности» [].