ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное агентство по образованию рф
Кафедра иностранных языков специальных дисциплин
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
§1. Понятие воспитания в педагогике.
2) Потребностно-мотивационная сфера личности.
1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.
3. Значение поступка и возможность раскаяния.
4. Открытость и доверительность отношений с детьми.
По мнению В.И. Курбатова, семья— это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [25].
Среди множества определений семьи, характеристика, данная С. В. Дармодехиным, представляется наиболее полной: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении естественных, материальных и духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряжённости» [9, с. 5].
Проанализировав вышеперечисленные определения семьи, мы можем отметить, что каждый представленный автор говорит о семье как о малой группе. Вместе с тем, В.И. Курбатов делает акцент на том, что эта группа основана на браке или кровном родстве, Е.И. Холостова указывает на родительские отношения и на воспроизводящую функцию семьи, Н.Ф. Девицина говорит о том, что семья обеспечивает каждому её члену стабильность и безопасность, а Н.И. Никитина подразумевает под семьёй социальный институт, в котором осуществляется повседневная жизнь.
На основании общего положения, определяющего семью как малую социальнную группу, Мы можем выделить ряд социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение:
- положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;
- сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;
- разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, профессиональному статусу;
-постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты супругов, родителей и детей.
Так же Мы можем отметить, что семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности, формируя у детей:
- умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;
- способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и интересов;
- умение взаимодействовать с другими людьми в реальных ситуациях;
- способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;
- потребность любить близких людей и доверять им;
- уверенность в собственной нужности.
В научной литературе часто встречается понятие «традиционная семья», но чёткого определения учёные не дают, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «традиционная семья» встречается такое понятие как «патриархальная семья».
В традиционной (патриархальной)русской семье — главой является старший в семье мужчина, роли четко распределены на мужские и женские, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — внутри нее [].
С точки зрения В.Л. Бенина традиционная семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта. По широте воздействия на воспитуемого, семье также нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни [Бенин].
В настоящее время русские учёные различают понятие «традиционная семья» в современном и в традиционном обществе.
По мнению С.Н. Гаврова именно ориентация на личность или на коллектив, приоритет частных либо общественных (групповых) интересов во многом определяет различие в традиционном и современном обществах, а также различие в отношении человека к семье и семейным отношениям. Он классифицирует и определяет это различие в нормах, ценностях и ориентациях, которым определяют поведение индивида следующим образом:
- ориентация на себя: в данной ситуации отдаётся предпочтение своим собственным интересам любого мотивационного содержания и качества независимо от того, имеют ли они отношение к интересам и ценностям коллектива, членом которого он является;
- ориентация на коллектив: в данной ситуации принимаются во внимание в первую очередь ценности и интересы коллектива, в котором он играет эту роль, являясь его членом. Если существует потенциальный конфликт с его собственными интересами, от него ожидается, что в данном выборе он отдаст предпочтение интересам коллектива. Это применимо также и к его действию в репрезентативной роли в пользу данного коллектива [].
По мнению С.Н. Гаврова, современная семья является достаточно консервативным институтом, и сегодня в постсоветской России, на первом плане находится идеал стабильного партнерства. Он констатировал следующие характеристики взаимоотношейний в современной российской семье:
- отношения равенства между супругами становятся преобладающей тенденцией;
- для супружеских отношений специфичен эгалитарный характер;
- вопрос о главе семьи трансформируется в проблему лидерства. При этом в одних семьях лидером может быть женщина, в других – мужчина, т.е. лидерство экстраполируется на определенный вид жизнедеятельности семьи;
- мужчина зачастую является главой семьи чисто формально, согласно сложившейся традиции [].
Мы полагаем, что человек современного русского общества с течением времени все больше и больше ориентируется на себя, он становится личностью, чьи интересы приоритетны по отношению к любым социальным общностям. Основаниями, на которых базируется этот процесс, являются все более улучшающиеся условия жизни, в том числе радикальный рост потребления, уменьшение рабочего времени, рост оплаты труда, повышение уровня образования и профессиональной подготовки человека, а также развитие частногосударственных программ социального обеспечения: пенсий по старости и инвалидности, лечение по системе медицинского страхования, уход за детьми, больными и престарелыми в специализированных учреждениях.
Таким образом Мы можем отметить, что современная русская традиционная семья существует на иных материальных основаниях, чем в рамках традиционного, доиндустриального общества, когда само понятие семьи было связано с наследством, репутацией и сохранением традиционных христианских ценностей. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. С течением времени практические результаты обретения новой демографической и социальной свободы становились все более явственными, благодаря ей радикально менялось и продолжает меняться положение мужчин, женщин и детей, появились новые возможности самореализации личности в семейной, профессиональной и личной жизни.
Впервые упоминание о семейном воспитании как о предмете научного исследования содержится в трудах П. Ф. Каптерева, которого можно назвать основоположником семейной педагогики. В последнее время интерес науки к вопросам семейного воспитания детей в России заметно увеличился, чему способствовали в большей мере общественно-политические процессы, проходящие в стране.
Современный русский учёный И.А. Хоменко отмечает, что Россия в последние годы оказалась на стыке нескольких кризисов (демографического, социально-экономического, образовательного), которые активизировали внимание к семье как точке развития «нового человека»[].
В «Большой современной энциклопедии «Педагогика» (2005) определение термина «семейное воспитание», трактуется как более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша. Семейное воспитание –составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). [13]
В электронном ресурсе «Национальная социологическая энциклопедия» (http://voluntary.ru) cо ссылкой на «Словарь терминов по общей и социальной педагогике» А.С. Воронина, (2006 г.) исследуемое понятие объясняется следующим образом: «Семейное воспитание – это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания - органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания, средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.»[]
Под традиционным семейным воспитанием в педагогике понимают –управляемую систему взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. С раннего детства через игры, традиционный уклад и быт, старшие учат младших социальным отношениям, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. В этом отношении народные традиции выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения ребенка [бенин].
Анализ научной литературы по семейному воспитанию позволил нам сделать вывод о том, что множество работ учёных советского и постсоветского времени посвещаны вопросам воспитания и определения роли семьи в воспитательном процессе, но в то же время мы можем отметить, что понятия: «традиционная семья» и «традиционное семейное воспитание» практически не встречается в педагогической литературе. Ученые изучают разные аспекты взаимодействия детей и родителей (или членов семьи), но практически не обращаются к уточнению терминов (или созданию новых понятий) в данной области знания.
Как и в любом педагогическом процессе, в семейном воспитании также присутствуют цель, принципы, содержание и методы (способы) воспитания. Мы считаем, что определение термина «семейное воспитание»
детерминируется прежде всего целью воспитания.
П.Ф.Каптерев трактовал семейное воспитание как «систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада». Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья.» [6, 57]
В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» П.Ф. Лесгафт писал: «цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость [лесгафт].
Согласно идее Л.Н. Толстого, «наше вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой – это то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни» [].
Проанализировав мнения разных учёных, Мы можем отметить, что существует несколько основных точек зрения, определяющих основные цели семейного воспитания: подготовка детей к жизни (социализация); соответствие некоему образцу, задаваемому родителями, школой, обществом и т.д. («воспитание разностороннего/гармоничного человека»); создание условий для самореализации ребенка. В основе этих целей и особенно способов их достижения лежит та или иная идея, которая и определяет специфику деятельности родителей по отношению к ребенку.
По мнению Каптерова «Главная и общая задача семейного воспитания, - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [].