ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное агентство по образованию рф
Кафедра иностранных языков специальных дисциплин
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
§1. Понятие воспитания в педагогике.
2) Потребностно-мотивационная сфера личности.
1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.
3. Значение поступка и возможность раскаяния.
4. Открытость и доверительность отношений с детьми.
Во французской педагогике выделяют следующие методы семейного воспитания:
- беседа;
- наглядный пример;
- индивидуальный подход;
- метод убеждения;
- метод принуждения.
Проанализировав научные труды французских авторов, Мы можем отметить, что большое внимание учёные уделяют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. В своих работах Ж.-Ж. Руссо описывает принцип наглядности, который он считает основополагающем при воспитании. Мы можем отметить, что определяющим принципом гуманистического воспитания Ж.-Ж. Руссо, является принцип свободного и естественного воспитания, то есть формирование «свободного и естественного человека». С. Френе так же предлагает чаще использовать наглядные примеры в процессе воспитания.
Также ученые аккцентируют своё внимание на традиционном семейном воспитании. Французске педагоги разделили понятия семьи и семейного воспитания на традиционное и современное, но все равно отмечают характерную схожесть между двумя определениями.
Выводы по первой главе.
В результате анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме Мы пришли к следующим выводам:
1) Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, её мировоззрения и отношения к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Таким образом нами были выделены общие принципы воспитания (Козлова В. А.):
- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); (В.С. Селиванов, В.Г. Крысько)
- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания); (В.Г. Крысько)
- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);(В.Г Крысько)
- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников); (В.С. Селиванов)
- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).
Наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном их применении, ввиду их тесной связи.(В.Г. Крысько)
2) Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение для ребенка (положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи; сплоченность семейной общности, единство целей и задач; разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, статусу). Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности и формирует у детей определенный ряд способностей (способность к самоутверждению, проявлению своих индивидуальных особенностей, способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим).
Нами была определена ведущая цель традиционного семейного воспитания в России, которая состоит во всестороннем развитии личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребенка, направленные на гармоничное формирование человека.
Главная задача семейного воспитания определяется подготовкой детей к жизни в существующих социальных условиях т. е. усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального существования в социуме.
Опираясь на педагогический опыт В.Г. Крысько, В.С. Селиванова, П. И. Пидкасистого, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:
- уважение к ребенку как к личности, деликатность;
- значение настоящего (право ребенка быть таким какой он есть);
- значение поступка и возможность раскаяния;
- открытость и доверительность отношений с детьми.
Основываясь на работе такого учёного как П.Ф. Лесгафт, мы определили основные методы которые используют в семейном воспитании в России :
- метод убеждения;
- метод поощрения;
- метод совместной практической деятельности;
- метод принуждения (наказания).
3. Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт , а также на понимание обществом её роли в воспитании детей .
Нами была определена цель семейного воспитания во Франции которая заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутреннего мира.
Главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственности человека , фундамент его личности .
Основываясь на работы французских учёных-педагогов С. Фере и А. Гарандери мы вывели следующие принципы традиционного семейного воспитания во Франции:
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;
- принцип целенаправленности; (воспитание имеет целенаправленный характер, который помогает видеть перспективу в своей работе)
- принцип систематичности; (регулярность воспитательного процесса)
-принцип наглядности;
-дисциплина;
- самовыражение
Так же в ходе нашего исследования мы выделили следующие методы семейного воспитания:
- беседа;
- наглядный пример;
-индивидуальный подход;
-метод убеждения
- метод принуждения.
На основе проведенного нами анализа теоретического материала мы можем отметить, что цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания в России схожи с целями, задачами, принципами и методами семейного воспитания во Франции, но в то же время мы можем отметить, что в России меньше используют такие принципы как:
- принцип целенаправленности;
- принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства.
Во Франции же меньше внимания уделяют принципу открытости и доверительности отношений с детьми и практически не исспользуют метод поощрения в воспитательном процессе.