ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 573

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»

1. Система человеческих потребностей

2. Понятие блага

3. Экономические ресурсы

4. Предмет экономической теории

5. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость

6. Экономическая эффективность

7. Кривая производственных возможностей. Закон роста вмененных издержек

8. Общественное разделение труда. Принципы абсолютного и сравнительного преимуществ

9. Методы исследования экономических процессов

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

1. Особенности функционирования экономических систем

2. Собственность

3. Теория прав собственности

4. Типы и формы собственности

5. Приватизация

6. Трансакционные издержки

Тема 3. «Рынок. Условия формирования и механизм действия»

2. Макроэкономический кругооборот в рыночной экономике

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики

4. Спрос. Закон спроса

5. Неценовые детерминанты спроса

6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения

7. Равновесная цена и равновесный объем продаж

Тема 4. «Эластичность»

1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики

2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

3. Перекрестная эластичность

4. Эластичность спроса по доходам

5. Эластичность предложения по цене

Тема 5. «Теория потребительского поведения»

3. Кардиналистский и ординалистский подходы

Тема: «Фирма в рыночной экономике»

1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности

2. Понятие издержек. Издержки фирм в краткосрочном периоде

3. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы в краткосрочном периоде

4.Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Список рекомендованной литературы

  1. Теория предельной полезности

Покупатели приобретают товар только в том случае, если он обладает потребительской стоимостью, т.е. определенными полезными свойствами.

В экономике под полезностью понимается то удовлетворение, которое получает потребитель от потребляемого блага. Полезность всегда субъективна.

Основы теории предельной полезности были заложены А. Маршаллом, К. Менгером, Г. Госсеном и У. Джевонсом. Главная их идея состояла в том, что ценность блага для потребителей определяется не издержками, а тем полезным эффектом, который они могут получить от блага.

Маржиналисты разрешили парадокс А. Смита. Они показали, что ценность блага зависит от его редкости.

Маржиналисты выделяли:

- общую полезность (TU) – удовлетворение, которое получает человек от потребления данного количества блага.

- предельную полезность (MU) – добавочная полезность, получаемая потребителями от каждой дополнительной единицы данного блага.

В условиях общей неограниченности потребностей и бюджетно-ценовых ограничений потребители вынуждены сопоставлять добавочную полезность с добавочными затратами.

Теория предельной полезности базируется на законе убывающей предельной полезности. В соответствии с ним каждая дополнительная единица данного блага приносит его владельцу меньшую полезность по сравнению с предыдущей. В этих условиях общая полезность от данного благ будет возрастать, а темпы ее увеличения будут сокращаться.

В экономике существует принцип оптимизации потребительского поведения, согласно которому каждый субъект, приобретая какой-то набор товаров, должен так распределить свой доход, чтобы полезность от использования последней денежной единицы дохода была по всему набору товаров равной.

Математически это означает

Р – предельные затраты.

Данную формулу можно преобразовать, перенеся в левую часть предельные полезности, а в правую – цены.

- уравнение спроса покупателей.

Правая часть не зависит от покупателей и устанавливается рынком, а левая отражает субъективную оценку покупателя и зависит от его доходов.


3. Кардиналистский и ординалистский подходы

Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности «ютилях» (от англ. utility – полезность).

В этом случае товары обозначались не в натуральном выражении, а через ютили. Но такая оценка признания не получила, потому что, во-первых, полезность всегда субъективна, т.е. каждый человек оценивает одно и то же благо разным количеством ютилей; во-вторых, подход кардиналистов базируется на том, что потребление отдельных благ не зависит друг от друга. На самом деле, на практике, такое случается редко.

Ординалистский (порядковый) подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем кардиналистский подход. Ординалисты (В. Парето, Дж. Хикс) считали, что абсолютное значение полезности невозможно оценить в силу субъективности. В то же время можно использовать аппарат относительных оценок.

Теория ординалистов исходит из того, что у каждого потребителя складывается своя шкала предпочтений к потребительским благам. Эти предпочтения каждый может ранжировать, раскладывать по порядку. Он не мучается количественной оценкой, ему только нужно упорядочить свои предпочтения.

Тем самым, в этой теории, полезность означает лишь порядок предпочтения. Если мы говорим, что набор А предпочтительнее набора В, то значит первый набор обладает большей полезностью.

На практике, оценка предпочтений осуществляется путем массовых опросов потребителей и построения на этой основе кривых потребителя.

Из положения о транзитивности мы знаем, что наборы благ могут быть или предпочтительнее, или одинаково полезны. В последнем случае, потребителю безразлично, какой набор брать.

Кривая безразличия представляет собой такие сочетания товаров, которые приносят потребителю одинаковую полезность.

Теория, описывающая кривые безразличия исходит из двух положений:

  1. предполагается, что потребительская корзина состоит из двух товаров – х, у. Тогда общая полезность – это функция от х, у. (TU=f(x,y))

  2. можно предположить, что покупатель может предложить такие сочетания двух этих товаров, которое приносило бы одинаковое удовлетворение.

Представив все равно-полезные товары точками двух графиков, и соединяя их, мы получим кривую безразличия, т.е. для любой точки такого графика .


Кривые безразличия могут быть проведены через все точки координатного пространства, но при этом кривые безразличия, лежащие ниже набора А, например набор В приносят меньшую полезность, а выше (набор С) – большую полезность.

Кривые безразличия обладают двумя свойствами:

  1. все они имеют отрицательный наклон – при движении по кривой потребитель уменьшает потребление одного блага, а потребление другого увеличивает и наоборот.

  2. две кривые безразличия не могут пересекаться, т.к. в противном случае, один и тот же набор товаров характеризуется разными уровнями полезности, что противоречит положению о транзитивности.

Кривые безразличия показывают пропорции замещения одного товара на другой при сохранении общего уровня полезности.

Норма предельного замещения:

,

Предельной нормой замещения (MRS) товара х товаром у называется то количество товара х, от которого потребитель готов отказаться, чтобы иметь дополнительную единицу товара у. При этом норма предельного замещения наиболее высока в верхней и нижней части графика.

На практике выбор того или иного вида потребления зависит также от бюджетного ограничения (сдерживания) потребителя.

Предположим, что имеется два товара: х и у.

Предположим, что = 0,тогда

Бюджетная линия потребителя указывает на все сочетания товаров х и у, при котором общая сумма затрат на их покупку будет равна доходу. Бюджетная линия снижается вниз влево при снижении дохода или вверх вправо, если увеличивается доход.

Если цена падает, то потребитель может купить больше товара, если цена растет, то у потребителя меньше возможности купить товары.


На выбор потребителя влияют потребительские предпочтения, уровень дохода. Максимальный уровень удовлетворения потребностей достигается в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия.


Тема: «Фирма в рыночной экономике»

1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности

Фирма – это организация, приобретающая ресурсы и перерабатывающая их в рыночно-востребованные товары и услуги с целью получения прибыли.

Для оценки эффективности переработки ресурсов используется понятие «производственная функция». Она показывает объем выпуска продукции при различных сочетаниях ресурсов и при их максимально эффективном использовании.

где L– труд, К – капитал.

На практике используется функция Кобба-Дугласа:

L– труд, К – капитал,,- степенные показатели, показывающие на сколько изменится величина выпуска продукции при однопроцентном изменении одного из ресурсов и неизменности другого; А – коэффициент пропорциональности, показывающий оценку влияния других факторов на изменение производства (технологическое влияние).

Фирма осуществляет производственную деятельность и несет затраты в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде фирма не может поменять все ресурсы. Таким трудно изменяемым ресурсом является капитал. В долгосрочном периоде фирма может поменять все ресурсы.

Для оценки результатов деятельности фирмы используют показатели общего объема выпуска (ТР), т.е. количество товаров и услуг, выпущенных за определенный период;

Средний продукт (АР) – это частное от деления общего объема выпуска на количество труда или капитала:

;

Предельный продукт (маржинальный – МР) – показывает прибавку общего объема выпуска, деленную на определенную единицу труда.

Кроме количественного выражения, динамику общего объема выпуска, среднего продукта, предельного продукта можно отражать с помощью кривых, т.е. графически.