ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 564
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»
1. Система человеческих потребностей
4. Предмет экономической теории
5. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость
6. Экономическая эффективность
7. Кривая производственных возможностей. Закон роста вмененных издержек
8. Общественное разделение труда. Принципы абсолютного и сравнительного преимуществ
9. Методы исследования экономических процессов
Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»
1. Особенности функционирования экономических систем
Тема 3. «Рынок. Условия формирования и механизм действия»
2. Макроэкономический кругооборот в рыночной экономике
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики
5. Неценовые детерминанты спроса
6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения
7. Равновесная цена и равновесный объем продаж
1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики
2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
4. Эластичность спроса по доходам
5. Эластичность предложения по цене
Тема 5. «Теория потребительского поведения»
3. Кардиналистский и ординалистский подходы
Тема: «Фирма в рыночной экономике»
1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности
2. Понятие издержек. Издержки фирм в краткосрочном периоде
3. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы в краткосрочном периоде
6. Число покупателей на рынке. Увеличение их приводит к росту спроса, а сокращение приводит к обратной ситуации.
Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой D: увеличение спроса смещает кривую вправо вверх, уменьшение спроса смещает ее влево вниз. Причиной изменения спроса служит изменение одной или более неценовых детерминант спроса. Напротив, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой D. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
Выделяют отрицательный спрос, он возникает когда покупатель не признает данный товар и избегает его покупки.
Отсутствие спроса– возникает, когда покупатели, на которых ориентирован товар не знают о его существовании.
Скрытый спрос– возникает, когда рыночное предложение данного товара не обеспечивает удовлетворение потребительских запросов.
Нерегулярный спрос– он связан с колебаниями спроса на данный товар во времени.
Нерациональный спрос– возникает на товары, которые приносят вред потребителям.
6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения
Величина предложения показывает тот объем товаров и услуг, который производители готовы предложить на рынке по определенной цене и в определенное время.
Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Предложение изображается в виде графика, показывающего разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; и напротив, со снижением цен сокращается предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
S
Как и закон спроса, закон предложения может быть представлен графически. Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные.
Исходя из закона предложения следует, что кривая предложения имеет восходящий характер.
Кроме того, данный закон также можно представить с помощью уравнения:
Цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют неценовые детерминанты предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться, смещаясь или влево или вправо.
К неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Рассмотрим подробнее.
1. Цены на ресурсы.
Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т. е. сместит кривую предложения влево.
2. Технология.
Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, т. е. с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся издержки и увеличится предложение.
3. Налоги и дотации.
Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары.
Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания.
Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов.
При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
7. Равновесная цена и равновесный объем продаж
В процессе взаимодействия спроса и предложения происходит формирование рыночной цены. Под ценой понимаются те жертвы в денежной форме, которые несут покупатели, приобретая те или иные блага.
В условиях ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей уровень цен на отдельные блага определяет решение производителей и потребителей об объемах выпуска и закупок благ. Тем самым, цена выполняет информационную функциюпри принятии экономических решений.
С позиции рыночного обмена цена показывает те пропорции, при которых данные блага обмениваются на другие. Причем, для отдельных субъектов экономики цена выступает как внешне заданная (экзогенная) величина. В этих условиях цены ориентируют фирму на эффективное использование ресурсов, а потребителей на рациональное принятие своих решений, т.е. цена выполняет стимулирующую функцию.
Система цен уравновешивает и координирует экономические решения субъектов экономики через равновесие спроса и предложения, т.е. цена выполняет балансирующую функцию.
Цена служит инструментом распределения доходов, и, тем самым, выполняет распределительную функцию.
Различают цены спроса и цены предложения.
Цена спроса– это цена, по которой потребители могут и намерены приобрести товар. Цена спроса определяется полезностью данного блага, а также платежеспособностью потребителя.
Цена предложения– это цена, по которой продавец желает и может продать товар. Она зависит от общих издержек, которые несут продавцы при получении данного товара.
Для установления рыночной цены необходимо совместить на одном графике кривые спроса и предложения. В такой модели возможны три уровня цен:
1) Если цена на продукт устанавливается ниже точки пересечения спроса и предложения. В этом случае возникает дефицит в объеме продукции, и это приведет к конкуренции между потребителями.
2) Цена на продукцию устанавливается выше равновесной цены. Такая цена благоприятна для производителя, а для потребителя более выгодными станут товары-субституты, т.е. взаимозаменяемые товары. Возникнет конкуренция между производителями и избыточное предложение, которое приведет к затовариванию.
3) Таким образом, рыночное равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения, т.е. в точке Е. Этой точке соответствует равновесная цена Р0и равновесный объемQ0. Рыночная цена (Р0)– это результат взаимного приспособления рыночных сил друг к другу.