ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»
1. Система человеческих потребностей
4. Предмет экономической теории
5. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость
6. Экономическая эффективность
7. Кривая производственных возможностей. Закон роста вмененных издержек
8. Общественное разделение труда. Принципы абсолютного и сравнительного преимуществ
9. Методы исследования экономических процессов
Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»
1. Особенности функционирования экономических систем
Тема 3. «Рынок. Условия формирования и механизм действия»
2. Макроэкономический кругооборот в рыночной экономике
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики
5. Неценовые детерминанты спроса
6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения
7. Равновесная цена и равновесный объем продаж
1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики
2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
4. Эластичность спроса по доходам
5. Эластичность предложения по цене
Тема 5. «Теория потребительского поведения»
3. Кардиналистский и ординалистский подходы
Тема: «Фирма в рыночной экономике»
1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности
2. Понятие издержек. Издержки фирм в краткосрочном периоде
3. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы в краткосрочном периоде
Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»
1. Система человеческих потребностей
Экономическая наука занимается исследованием человечества в повседневных делах его жизни. Повседневным же делом отдельных людей, их объединений и общества в целом является потребление.
Потребности - это те нужды, которые человек желает и может удовлетворить в процессе жизнедеятельности.
Для человеческих потребностей характерны три особенности. Во-первых, в соответствии с социологическим законом возвышения потребностей, они постоянно возрастают.
В поэтической форме процесс возвышения потребностей очень образно раскрыл А.С. Пушкин в сказке «О рыбаке и рыбке». Как известно, героиня этой сказки вначале хотела иметь новое корыто, затем избу, а, удовлетворив первые материальные потребности, захотела повысить свой социальный статус, возжелав стать сначала дворянкой, затем вольной царицей и, наконец, владычицей морскою.
Процесс возвышения потребностей можно рассматривать с количественной и качественной стороны.
Количественный рост связан с увеличением потребности именно в данном благе независимо от изменения потребности в других благах. Следует заметить, что количественное возвышение в таком понимании имеет определенные пределы.
В отличие от количественного роста процесс качественного совершенствования наших потребностей не имеет границ. Можно выделить несколько аспектов качественного возвышения потребностей.
Во-первых, постоянно возрастают требования к качеству уже используемых благ.
Во-вторых, совершенствуется сама структура потребностей.
В-третьих, под воздействием научно-технического прогресса в круг человеческих потребностей вовлекаются принципиально новые виды благ.
Вторая особенность, определяющая человеческие потребности, связана с законом насыщения потребностей (законом убывающей интенсивности). Впервые данный закон был сформулирован в середине XIX века немецким ученым Г. Госсеном. Он гласит, что каждая дополнительно потребленная единица данного блага приносит субъекту все меньшее удовлетворение, а значит представляет для него и меньшую ценность, чем предшествующая единица. В экстремальном варианте полезность от потребления еще одной единицы данного блага может быть даже отрицательной.
В-третьих, система человеческих потребностей значительно трансформируется применительно к отдельным индивидам, половозрастным и социальным группам населения. Большое влияние на процесс формирования потребностей оказывают природно-климатические условия проживания, культурные, религиозные и национальные традиции.
Наибольшее признание получила иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Согласно классификации Маслоу все потребности в порядке иерархии делятся на пять групп:
- физиологические (голод, жажда, холод, сон);
- в безопасности (защите от боли, страха, гнева);
- социальные (стремление к любви, отдыху, общению);
- в уважении (со стороны окружающих, самоуважение);
- в самовыражении (развитие способностей и их эффективное использование).
Потребности, составляющие пирамиду, удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала идет удовлетворение потребностей, обеспечивающих материальные условия жизни, а затем социальных и духовных.
в
самовыра-
жении
в
уважении
социальные
в безопасности
физиологические
Рис. 1. Пирамида потребностей по А.Маслоу
Для всех потребностей характерно одно общее свойство – они неутолимы.
2. Понятие блага
Всякое средство, удовлетворяющее человеческую потребность, есть благо. Для выполнения этой функции блага должны обладать полезностью. Полезность - это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Незнание полезных свойств вещей исключает их из состава благ. Например, каменный уголь до XVIII века практически не использовался в экономике и, следовательно, не был благом.
Полезность благ может проявляться как в материальной, так и нематериальной форме. Так, картошка на нашем обеденном столе - вещь сугубо материальная, в то же время книги, газеты, телевизор приносят нам блага нематериального характера.
Блага, используемые человеком, делятся на экономические и неэкономические. К экономическим относятся блага, возможности получения которых по отношению к человеческим запросам ограничены. Иными словами, экономические блага редки.
Неэкономические блага наличествуют в окружающем нас мире в неограниченном количестве. Поэтому потребности в них удовлетворяются полностью. К ним относятся свободно воспроизводимые природные блага: воздух, свет, вода.
Неэкономические блага переходят в разряд экономических, если происходит или увеличение потребности в них, или сокращаются источники их поступления. Например, вода, бегущая из источника в лесу, является неэкономическим благом. Вода же, поступающая к нам в квартиру по водопроводу, - это экономическое благо, так как ее количество по отношению к нашим потребностям ограничено.
Применительно к экономическим благам принципиальное значение имеет проблема определения их ценности. В свое время А. Смит сформулировал известный парадокс об алмазе и воде. « Нет ничего полезнее воды, - отмечал Смит, - но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество товаров». Разрешение парадокса было дано в рамках австрийской экономической школы. По их мнению, ценность благ напрямую зависти от их редкости по отношению к человеческим потребностям.
Экономические блага подразделяются на материальные и нематериальные. В свою очередь материальные блага делятся на предметы потребления (прямые блага), средства производства (косвенные или производственные блага) и услуги.
Прямые блага поступают конечному потребителю (населению) непосредственно в виде продуктов питания, одежды, обуви и т.д. Различают потребительские блага краткосрочного пользования, срок службы которых менее года (например, пища, лекарства, сюда же относят одежду) и блага длительного пользования (мебель, автомобили, телевизоры и т.д.).
Косвенные блага опосредуют процесс получения предметов потребления. Они необходимы не ради самих себя, а ради потребительских благ, которые производятся с их помощью. По способу участия в процессе производства они подразделяются на двегруппы:
1. Средства труда, используемые в производственном процессе многократно и не становящиеся частью готовой продукции. Сюда относятся здания, машины, оборудование.
2. Сырье и материалы, полностью используемые в одном производственном акте и становящиеся частью готового продукта (железная руда при производстве чугуна и стали, материалы при изготовлении одежды и т.д.).
Между производством и потреблением существует сфера материальных услуг. Она обеспечивает, например, транспортировку производимых благ от производителей к потребителям, хранение, упаковку, продажу продукции и т.д.
Нематериальные блага связаны с удовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним нематериальным благам относится вся совокупность физических, нравственных, культурных, деловых и профессиональных данных человека. Иными словами, внутренние нематериальные блага - это, в первую очередь, тот духовный багаж, которым располагает каждый человек.
К внешним нематериальным благам относятся блага, которые оказывают данному человеку другие люди в нематериальной форме (услуги адвоката, преподавателя, священника и т.п.).
Кроме того, экономические блага могут классифицироваться по формам потребления на индивидуальные и клубные (общественные).
3. Экономические ресурсы
Для производства благ используются экономические ресурсы.
Экономические ресурсы – совокупность человеческих, природных и рукотворных средств, используемых при получении конечных благ.
Экономические ресурсы подразделяются на две группы:
Материальные ресурсы
Людские ресурсы
В свою очередь материальные ресурсы делятся на землю и капитал. Земля - к этому естественному или, как говорят, природному ресурсу относятся все пахотные участки, луга, пастбища, леса, разведанные полезные ископаемые, находящиеся в ее недрах, водные ресурсы.
Капитал или инвестиционный ресурс охватывает все созданные средства производства: здания, машины, оборудование, инструменты, материалы. Сюда же относятся некоторые нематериальные блага, например, программы для компьютеров.
Капитал в виде средств производства еще называют реальным или физическим капиталом в отличие от финансового капитала в форме денег, акций, облигаций и т.д.
Людские ресурсы также делятся на два вида:
1. Труд
2. Предпринимательские способности
В нашей экономической литературе под трудом понимается совокупность физических, умственных и профессиональных способностей человека, которые он использует в процессе получения благ. Западные экономисты рассматривают труд как производственную услугу, которую оказывают все работающие в процессе создания благ и услуг. К труду как ресурсу относятся все его виды, которые носят в определенной степени рутинный характер (труд слесаря, токаря, строителя и т.д.) или достаточно четко регламентированный (труд учителя, врача, инженера и т.д.). Все эти виды труда технологически и организационно уже вписаны в существующую систему получения благ.
Предпринимательские способности как специфическая форма трудового ресурса стали выделяться сравнительно недавно. Выделяют пять основных функций предпринимательства:
1. Умение соединять все экономические ресурсы вместе путем создания организации по производству товаров и услуг
2. Принимать на себя ответственность при выборе целей производства
3. Принимать на себя риск по реализации управленческих решений
4.Внедрять новации: новую технику, технологии и методы организации производства