ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 541

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»

1. Система человеческих потребностей

2. Понятие блага

3. Экономические ресурсы

4. Предмет экономической теории

5. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость

6. Экономическая эффективность

7. Кривая производственных возможностей. Закон роста вмененных издержек

8. Общественное разделение труда. Принципы абсолютного и сравнительного преимуществ

9. Методы исследования экономических процессов

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

1. Особенности функционирования экономических систем

2. Собственность

3. Теория прав собственности

4. Типы и формы собственности

5. Приватизация

6. Трансакционные издержки

Тема 3. «Рынок. Условия формирования и механизм действия»

2. Макроэкономический кругооборот в рыночной экономике

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики

4. Спрос. Закон спроса

5. Неценовые детерминанты спроса

6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения

7. Равновесная цена и равновесный объем продаж

Тема 4. «Эластичность»

1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики

2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

3. Перекрестная эластичность

4. Эластичность спроса по доходам

5. Эластичность предложения по цене

Тема 5. «Теория потребительского поведения»

3. Кардиналистский и ординалистский подходы

Тема: «Фирма в рыночной экономике»

1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности

2. Понятие издержек. Издержки фирм в краткосрочном периоде

3. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы в краткосрочном периоде

4.Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Список рекомендованной литературы

Варианты изменения цены при сдвигах кривых спроса и предложения

  1. Если кривая спроса смещается вверх, то равновесная цена и равновесный объем продаж растут.

  2. Если кривая спроса смещается вниз, то это приведет к снижению равновесной цены и равновесного объема продукции.

  3. Если кривая предложения смещается вправо, то это приводит к падению рыночной цены и росту равновесного объема продаж.

  4. Если кривая предложения смещается влево, то это приведет к повышению равновесной цены и понижению объема продаж.

Вывод: Модель равновесного рынка позволяет прогнозировать внешнее вмешательство в рыночную самонастройку. Государство может вводить «цены пола и потолка», т.е. устанавливать гарантированный минимум рыночной цены (цена пола) или максимум рыночной цены (цена потолка). Как правило, такие цены устанавливаются на товары, играющие социально-значимую роль в экономике страны.


Тема 4. «Эластичность»

1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики

В соответствии с законом спроса и предложения при прочих равных условиях изменение цен на товары ведет или к обратным или прямым изменениям в объеме продаж. Для измерения чувствительности спроса и предложения к изменению цен используются показатели ценовой эластичности.

Эластичность– это мера реагирования одной переменной (зависимой) величины на изменение другой переменной. Данное понятие начали использовать в концеXIXвека, Показатель эластичности был введен в экономический анализ А. Маршаллом.

В экономике используют четыре коэффициента эластичности:

- коэффициент эластичности спроса по цене;

- коэффициент перекрестной эластичности спроса;

- коэффициент эластичности спроса по доходам;

- коэффициент эластичности предложения по цене.

Для соизмеримости коэффициенты эластичности берутся в относительной форме, что обеспечивает сопоставимость показателей.

Эластичность спроса по цене

Данный показатель можно определить, разделив процентное изменение объема спроса на товар на процентное изменение цены на него. Тем самым, этот коэффициент показывает, насколько изменится величина спроса при однопроцентном изменении цены на товар.

, где

- коэффициент эластичности спроса по цене;

- процентное изменение количества запрашиваемого товара;

- процентное изменение цены на товар.

- изменение величины спроса;

Qпервоначальный спрос;

- изменение величины цены;

P- первоначальная цена.


Существует два способа измерения коэффициента эластичности:

- измерение точечного коэффициента эластичности (для определенной точки на кривой спроса).

- измерение коэффициента эластичности для определенного отрезка кривой спроса (дуговая эластичность).

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда величина отрицательная, что вытекает из закона спроса: если числитель положительный, то знаменатель отрицательный, и наоборот. На практике используется абсолютное значение коэффициента.

Коэффициент эластичности спроса по цене для разных товаров, групп товаров может существенно отличаться.

Реакция покупателей на изменение цен

Величина коэффициента эластичности

Кривая спроса

Характер спроса

Поведение покупателей

Цена снижается

Цена повышается

=0

Абсолютно неэластичный спрос

Количество покупателей неизменно

0<<1

Относительно неэластичный спрос

Темп роста спроса меньше темпа снижения цены

Темп снижения спроса меньше темпа роста цены

=1

Единичная эластичность

Темп роста спроса равен темпа снижения цены

Темп снижения спроса равен темпа роста цены

1<<

Высоко эластичный спрос

Темп роста спроса выше темпа снижения цены

Темп снижения спроса выше темпа роста цены

=

Абсолютно эластичный спрос

Объем закупок неограниченно растет

Объем закупок неогра-ниченно снижается


Спрос считается эластичным, если при однопроцентном изменении цены, процентное изменение спроса больше единицы.

Если однопроцентному изменению цены соответствует изменение величины спроса меньшее, чем один процент, то имеет место низкая эластичность.

Если коэффициент эластичности спроса по цене равен единице (т.е. пограничная эластичность), то, выигрывая в цене, субъект столько же теряет в объеме продаж.

Абсолютная эластичность спроса. Эта ситуация возникает, если сколь угодно малому изменению цены соответствует сколь угодно большая реакция спроса. При этом кривая спроса выглядит как прямая линия параллельная оси Ох. Такие условия возникают на рынке, когда множество продавцов предлагают однородную продукцию, а им противостоит множество покупателей, которым безразлично у кого покупать. Тогда снижение цены увеличивает спрос до бесконечности.

Абсолютно неэластичный спрос возникает, когда любое изменение цены не меняет величины спроса. Эта ситуация присуща товарам, которые жизненно необходимы человеку (инсулин, наркотики).


2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

1. Наличие товаров-заменителей (субститутов).Чем больше субститутов, тем больше эластичность спроса по данному товару.

2. Значимость продуктов для потребителей.Все товары по этому признаку делятся на:

- товары первой необходимости;

- регулярно потребляемые товары;

- предметы роскоши.

По мере возрастания группы эластичность спроса возрастает.

3. Удельный все затрат на данный товар в бюджете покупателя:чем выше затраты на товар, тем выше эластичность спроса по цене на него.

4. Универсальность.Чем универсальнее товар, тем разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос.

5. Определение рынка.Эластичность спроса по цене зависит от определения границ рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом по цене, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок «Ариэль» - более узкая товарная категория – обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.

6. Фактор времени.Спрос более эластичен в долгосрочном периоде по сравнению с краткосрочным периодом. Это связано с психологией покупателя. Ему необходимо время для отказа от потребления привычного товара.

3. Перекрестная эластичность

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает степень чувствительности изменения спроса на товар Х к изменению цены на другой товар Y.

Этот коэффициент может быть как положительным, так и отрицательным.

Если > 0, то это означает, что при повышении цены на товарYувеличивается спрос на товар Х, т.е. величина спроса на один товар находится в прямой зависимости от изменения цены второго товара. Такая связь имеет место для взаимозаменяемых товаров. Чем выше положительный коэффициент, тем более эти товары взаимозаменяемы.

Если < 0, то повышение цены на товарYвызывает падение спроса на товар Х. Такая ситуация возникает для взаимодополняющих товаров. Чем выше отрицательная величина коэффициента, тем выше взаимодополняемость.