ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 556
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. «Предмет и методы экономической теории»
1. Система человеческих потребностей
4. Предмет экономической теории
5. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость
6. Экономическая эффективность
7. Кривая производственных возможностей. Закон роста вмененных издержек
8. Общественное разделение труда. Принципы абсолютного и сравнительного преимуществ
9. Методы исследования экономических процессов
Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»
1. Особенности функционирования экономических систем
Тема 3. «Рынок. Условия формирования и механизм действия»
2. Макроэкономический кругооборот в рыночной экономике
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики
5. Неценовые детерминанты спроса
6. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения
7. Равновесная цена и равновесный объем продаж
1. Эластичность и рыночная адаптация субъектов экономики
2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
4. Эластичность спроса по доходам
5. Эластичность предложения по цене
Тема 5. «Теория потребительского поведения»
3. Кардиналистский и ординалистский подходы
Тема: «Фирма в рыночной экономике»
1. Производство фирмы. Закон убывающей производительности
2. Понятие издержек. Издержки фирм в краткосрочном периоде
3. Постоянные, переменные и совокупные издержки фирмы в краткосрочном периоде
Домохозяйства – это экономические единицы, представленные всеми семьями страны, которые ведут общее хозяйство, принимают совместные экономические решения в области получения доходов и расходов. В экономической системе домохозяйство, во-первых, является собственником абсолютного большинства ресурсов: труд, материальные ресурсы и т.д., во-вторых, доходы домохозяйств используются для приобретения потребительских товаров на рынке или сберегаются.
Предпринимательские фирмы – это экономические единицы в составе одного, нескольких или многих предприятий, закупающие экономические ресурсы, перерабатывающие их в товары и использующие их для последующей продажи и извлечения прибыли.
Государство – это вся система правительственных учреждений, которая на бесприбыльной основе регулирует экономические процессы в обществе с целью достижения экономического роста и благосостояния граждан.
Распределение экономических ролей между субъектами экономики достаточно условно, т.е. четких границ нет. На практике один и тот же субъект может быть одновременно в двух, трех или нескольких лицах. Член домохозяйства может быть акционером, т.е. носителем предпринимательства и одновременно может быть чиновником. При взаимодействии этих субъектов формируется макроэкономический кругооборот ресурсов, доходов и расходов. Эта модель дает в агрегатированной форме представление о функционировании экономике как целого.
Из модели следует, что все субъекты работают на двух рынках: на рынке ресурсов и на рынке товаров и услуг.
Модель макроэкономического кругооборота ресурсов, готовой продукции, доходов и расходов
ресурсы
доходы
налогиОбщ. Блага
налогиОбщ. Блага
расходы
товары, услуги
На первом продавцами выступают домохозяйства и государство, а предпринимательские фирмы – покупателями. А на втором продавцы – предпринимательские фирмы, а покупатели – домохозяйства и государство.
Продажа ресурсов и готовых товаров приносит субъектам доходы, а их покупка связана с расходами. Часть доходов домохозяйств и предпринимательских фирм изымается государством в виде налогов.
Налоги дают возможность государству функционировать. Главными статьями расходов государства являются поддержание собственности государства, а также производство благ общественного пользования и поддержка малоимущих и неконкурентно способных слоев населения.
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Неоспоримым преимуществом рыночной экономики можно назвать то, что она ориентирована на удовлетворение потребностей членов общества, в ней производятся те товары и услуги, которые субъекты экономики желают и могут приобрести. При этом рынок без существенных экономических издержек адаптирует экономику к изменяющимся условиям спроса и предложения. Единственным показателем, нужным экономическим субъектам для структурной перестройки экономики является знание рыночной цены. Рыночный механизм обеспечивает свободу выбора и действий всех субъектов экономики. Он заставляет их сопоставлять доходы и расходы и тем самым создает стимулы для социальной активности.
Рынок эффективно перерабатывает ограниченные экономические ресурсы в товары и услуги. Конкурентная среда заставляет фирмы снижать издержки, что главным образом предполагает внедрение НТП.
Рынок децентрализирует экономическую систему, он сокращает трансакционные издержки. В целом, рынок обеспечивает высокие темпы экономического роста и благосостояния граждан. Однако этот рост при отсутствии регулирования со стороны государства может приводить к сверх-эксплуатации экономических ресурсов и к различным экологическим проблемам.
Рынку свойственен целый ряд недостатков, во-первых, рынок не может эффективно использовать природные ресурсы и окружающую среду (воду, воздух), он нерационально решает проблему внешних эффектов.
Рынок не может стимулировать производство общественных благ (культура, здравоохранение, образование).
Рынок не обеспечивает развитие фундаментальных наук. В области научно-технического прогресса рынок реализует только те продукты, которые приносят прибыль.
Рынок не гарантирует право на труд и доход всем гражданам.
Рынок не гарантирует условия жизни для неконкурентно способных слоев населения (дети, пенсионеры, больные).
Рынок не может эмиссировать деньги.
Большинство этих функций закрепляется за государством. В свою очередь, государство обязано не вмешиваться в предпринимательскую деятельность частных фирм по принципу: что не запрещено, то разрешено. При этом, государство не должно компенсировать потери, возникающие у отдельных производителей, т.к. это нарушает рыночный конкурентный порядок.
4. Спрос. Закон спроса
Величина спроса – характеризует тот объем товаров и услуг, которые потребители желают и могут купить в течение определенного времени по какой-то цене.
Главными составляющими спроса являются наличие потенциальных покупателей, их платежеспособность и их желание.
Основным фактором, влияющим на спрос, является рыночная цена. При прочих неизменных условиях спрос показывает взаимосвязь между ценой товаров и тем его количеством, которое потребители могут купить.
Влияние цены на объем приобретения описывается с помощью Закона спроса. В соответствии с ним величина спроса на товар обратно пропорциональна цене на него.
Закон спроса вписывается в рамки здравого смысла и может быть объяснен эффектом дохода и замещения, а так же вытекает из закона убывающей предельной полезности.
Цена – это своего рода барьер для приобретения. Эффект дохода в этом случае проявляется в том, что при снижении цены на товар, покупатель становится относительно богаче, что позволяет приобрести больше данного товара.
Эффект замещения проявляется в том, что с ростом цены покупатели начинают переориентировать свой спрос на товары заменители.
Если же рассматривать закон спроса с позиции насыщения потребностей, то можем говорить, что каждая новая единица товара приносит покупателю меньшую полезность, а значит приобретаться будет по меньшей цене.
Закон спроса может быть описан таблично. В этом случае, в таблице можно представить ранжированную взаимосвязь между объемами и ценой спроса.
Графическое описание дает возможность увидеть направление изменения спроса, что дает возможность для его прогнозирования. Количественный прогноз обеспечивает аналитический метод.
где Р – рыночная цена;
Q– объем продаж.
Кривая спроса имеет падающий слева на право характер.
Закон спроса можно так же описать аналитически.
5. Неценовые детерминанты спроса
Изменение цены приводит к соответствующему изменению величины спроса. В то же время в экономике имеет место ряд неценовых детерминант.
Среди неценовых факторов, влияющих на спрос выделяют:
1. Потребительские предпочтения– увеличивают спрос на данный товар при любой цене, что вызывает смещение кривой спроса вправо вверх, при неблагоприятном предпочтении происходит смещение кривой спроса влево вниз. Потребительское предпочтение формируется под влиянием традиций, моды и НТП.
2. Доходы покупателей. В целом с ростом доходов спрос на товары увеличивается. Однако изменение спроса зависит от типа товаров.
Все товары делятся на нормальные и низшие. Спрос на нормальные товары с уменьшением доходов повышается. К низшим благам относятся товары, спрос на которые с ростом доходов падает (картофель, маргарин и т.п.). С ростом доходов кривая спроса по таким товарам смещается влево вниз.
3. Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары классифицируются на 3 группы:
- взаимозаменяемые – субституты;
- комплементарные – взаимодополняющие;
- независимые.
Под взаимозаменяемыми товарами понимают товары, которые удовлетворяют одну и туже потребность. Они как бы конкурентные друг с другом (кофе и чай, масло и маргарин). Если на один товар в этом случае цена возрастает, то спрос на него уменьшается, а увеличивается спрос на товар субститут.
По взаимодополняющим товарам спрос на один товар приводит к изменению спроса в том же направлении на другой товар. В общем случае при прочих равных условиях цена на один основной товар и спрос на другой дополняющий товар находятся в обратной связи, т.е. рост цены на основной товар приводит к снижению спроса на дополняющий товар.
Зависимость между ценой и спросом на независимые товары не прослеживается.
4. Ожидания. Под ожиданием понимается будущее изменение цен и доходов потребителей. Прогнозируемый рост цен на данный товар увеличит спрос на него в настоящее время. Прогнозируемое снижение цены притормозит текущий спрос.
5. Процентные ставки по вкладам. Если банки проводят индексацию вкладов, повышают процентные ставки по ним, то это снижает текущий спрос на товары и услуги, в этом случае возникает отложенный спрос.