ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 727
Скачиваний: 1
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
Ряд преобразований был проведен в области управле- ния. По областной реформе (1708-1710 гг.) страна была разде- лена на губернии. Губернатор обладал судебной, админист- ративной, полицейской и финансовой властью. Вместо Бояр- ской думы был образован Правительствующий Сенат (1711 г.)
– высший орган, регулирующий работу всех государственных уч- реждений. Приказы были заменены коллегиями (1717 – 1721 гг.), отличающимися четким разграничением обязанностей. Был учрежден Святейший Синод (1721 г.), который упразднил патриаршество и сделал церковь частью государственного ап- парата. Также была введена рекрутская повинность (1705 г.), на основе которой была создана регулярная армия. Иерархию государственной власти возглавлял император, в 1721 г. Рос- сия стала империей. Создание централизованной админист- ративной системы, подчиненной верховной власти, означало утверждение в России абсолютной монархии.
Преобразования Петра I – один из самых спорных во- просов русской истории. Со времен Петра I и по сей день ис- следователи неоднозначно оценивают его деятельность. Одни считают петровские реформы оптимальной моделью полити- ческого реформаторства, так как благодаря им в России были созданы современная армия и флот, страна получила выход в Балтийское море, усилилось развитие промышленности и торговли, был реорганизован государственный аппарат. По мнению других исследователей, реформы означали разрыв преемственности в развитии страны и имели целый ряд отри- цательных последствий: жесточайшую эксплуатацию и исто- щение сил населения, рост бюрократизма и превращение бю- рократии в привилегированный слой, усиление закрепоще- ния крестьян.
Кроме этого, некоторые историки указывают на то, что реформы тормозили развитие капитализма в России. Дело в том, что перепись населения и массовое возвращение беглых крестьян их владельцам лишали частные мануфактуры наем- ной рабочей силы. Чтобы решить эту проблему, частные ма- нуфактуры по указу 1721 г. получили разрешение покупать
51
История Отечества
крепостных крестьян, что в конечном итоге превратило ма- нуфактуры в разновидность феодальной собственности и де- формировало процесс складывания русской буржуазии. В ря- де работ речь идет о катастрофическом, тормозящем развитие страны самодержавии Петровского времени, типично средне- вековых методах реформирования России, о поверхностности проводимых реформ.
В условиях петровских преобразований нарастали проти- воречия между основными составляющими системы абсолю- тизма. К моменту смерти Петра I Россия была перенапряжена тяжелыми войнами и реформами. Все это не могло не вызвать реакцию, выразившуюся в дворцовых переворотах, лихора- дивших страну с 1725 по 1762 г. (период «расслабления»).
Еще одна попытка модернизации страны в XVIII в. была предпринята Екатериной II (1762 – 1796). Историки по- разному оценивают ее деятельность. Одни считают, что, надев маску либерала, императрица проводила свою крепостниче- скую, продворянскую политику в форме просвещенного аб- солютизма. Просвещенный абсолютизм действовал в интере- сах дворянства и государства, но при этом способствовал раз- витию капиталистического уклада и при помощи законов ослаблял остроту социальных противоречий.
Другие авторы полагают, что Екатерина II действитель- но собиралась осуществить либеральные реформы в русле идей Просвещения. Но, столкнувшись с сопротивлением дво- рянства и опасаясь потерять корону без его поддержки, импе- ратрица отказалась от многих своих проектов.
Наконец часть исследователей исходит из того, что рос- сийское общество, обреченное существовать в суровых при- родно-климатических условиях и получать лишь минимум совокупного прибавочного продукта, в XVII – XVIII вв. поро- дило механизм, обеспечивающий поступательное развитие общества и государства. Таким механизмом стало крепостное право. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. крепостное право еще нельзя было отменить ибо стремительное пере-
52
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
ключение огромной массы жителей нечерноземья на истинно городские занятия могло подорвать интересы дворянства. От- сюда – утверждение о том, что просвещенный абсолютизм Екатерины II был важным этапом в обновлении законода- тельной основы государства, в саморегуляции общества.
Совершенно очевидно, что Екатерина II способствовала распространению и утверждению в России идей Просвеще- ния. Наиболее ярким проявлением просвещенного абсолю- тизма был созыв в 1767 г. комиссии о сочинении проекта Но- вого Уложения. В 1768 г. комиссия была распущена, однако вопросы, обсуждавшиеся в ней (особенно о крепостном пра- ве), вышли за ее пределы и получили широкий общественный резонанс. Изданная в 1785 г. Жалованная грамота дворянству укрепила и расширила права и привилегии сословия земле- владельцев (в том числе освобождение их от обязательной го- сударственной службы). В результате дворянство получило некоторую независимость от монарха, возможность улучшить образование, приобщиться к ценностям западной цивилиза- ции. Таким образом, деятельность Екатерины II способствова- ла переменам в общественном сознании России, что в конеч- ном счете привело к переходу передовой части дворянства в оппозицию самодержавию и крепостничеству.
В XVIII веке Россия встала на путь радикальных преобра- зований, благодаря которым она превратилась в империю, с которой стали считаться европейские государства, заметно вырос ее экономический потенциал, значительно увеличилась ее территория и численность населения, армия и флот стали одними из лучших в мире. Однако преобразования проводи- лись на старой самодержавно-крепостнической основе, по- этому в России не сложились действительно капиталистиче- ские экономика и социальные отношения. Проблема модер- низации по-прежнему оставалась актуальной.
53
История Отечества
2.2.Эволюция общественной мысли России XVIII – первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в.
Модернизация знаменовала собой крупные перемены не только в экономической, политической, социальной и куль- турной областях, но и в общественном сознании. В XVIII – первой половине XIX вв. это означало приверженность евро- пейскому рационализму и идеалам Просвещения, стремление к росту материального богатства и техническому прогрессу, индивидуализм и готовность к переменам в жизни. Процесс обновления общества зависел от того, насколько оно усвоило модернизаторские идеи. В этом отношении между Западом и Россией были существенные отличия. В странах западной циви- лизации каждому новому витку модернизации предшествовали перемены в общественном сознании (Возрождение и Реформа- ция, Просвещение). В России перемены в общественном созна- нии шли либо одновременно с модернизационными процесса- ми, либо следовали за ними. Со времен Петра I в России сущест- вовал социокультурный раскол общества – отчуждение Европе- изированной культуры «верхов» от традиционалистской культуры русского народа («цивилизация» и «почва» по терми- нологии В.О. Ключевского), поэтому модернизаторские идеи получали распространение главным образом среди части про- свещенного слоя, но не среди широких масс.
В общественной мысли России в указанный период под влиянием идей Просвещения на первый план выдвинулось две проблемы: проблема государства и проблема крепостного права, решить которые пытались и власть, и широкие общест- венные силы. Государство, во-первых, усилив привилегии дворянства и внеся в его ряды идеи просветителей, создало предпосылки формирования оппозиции власти среди дво- рянской интеллигенции. Во-вторых, власть с течением време- ни не могла игнорировать проблемы крепостничества и само- державия. Поэтому перед правительством стояло две альтер- нативы: решать проблемы путем реформ «сверху» или
54