ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 723
Скачиваний: 1
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
•Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории, 1993. № 6.
•Рахматуллин М.А. Интеллект власти: императрица Ека- терина II // Отечественная история, 2005. № 4. С. 21 – 29.
•Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отече- ственная история, 1996. № 6; 1997. № 1.
•Регедейл (США). Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762 – 1815 гг. // Отечественная исто-
рия, 2001 № 3.
Электронные ресурсы:
1. http://rulers.narod.ru
Для самооценки подтемы выполнить тренировочные и тестовые задания № 1, 2, 3, 4, 5 (I варианта раздела 2); № 1, 2, 3, 4 (II варианта раздела 2); № 1, 2, 3, 4, 5 (III варианта раздела 2).
Ответить на вопросы в соответствии с планом семинар- ского занятия.
План семинарского занятия по подтеме 1:
Российская империя в XVIII в. Первые попытки модернизации страны
1.Мировая история: переход к новому времени.
2.Реформы Петра I и их последствия. Особенности склады- вания российского абсолютизма. Оценки деятельности Петра I в современной отечественной историографии.
3.Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолю- тизм». Оценка деятельности Екатерины II в трудах рос- сийских историков.
Подтема 2. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке. Российская империя
вXIX веке. Проблемы модернизации страны
1.Основные тенденции развития всеобщей истории в XIX веке. Становление индустриального общества в Запад- ной Европе и США. Формирование колониальной сис- темы и начало модернизации цивилизаций Востока.
41
История Отечества
2.Развитие России в первой половине XIX века. Российские реформы 60 – 70-х гг. Реализация варианта догоняющей модернизации.
3.Русская общественная мысль и общественное движение XIX столетия.
Изучив подтему 2, студент должен:
иметь представление:
а) о развитии модернизационного процесса в странах За- падной Европы и США. Понимать сущность промыш- ленной революции, ее роль и последствия для всех сфер жизни общества. Уяснить, что экономическая модерни- зация в странах Западной Европы и США подразумевала одновременное осуществление модернизации политиче- ской, получившей обоснование в доктрине либерализма; понять суть либерализма, характер эволюции политиче- ского строя стран Западной модели развития на протя- жении XIX в.; ход процесса формирования гражданского общества и правового государства. Понимать противо- речия развития индустриального общества, сложность и напряженность интеллектуальной обстановки. Иметь представление о сути утопического социализма, анар- хизма, марксизма, реформизма. Понимать взаимосвязь революций и реформ как специфических проявлений сложного процесса модернизации, объяснить процесс изменения соотношения сил в Европе, уяснить причины превращения США в самую сильную индустриальную державу в мире;
б) о том, как шел процесс складывания колониальной сис- темы, какие сложные и противоречивые процессы шли в этой системе в XIX в., какие изменения традиционных структур происходили в странах Восточной модели раз- вития под влиянием колонизаторов, как эти страны втя- гивались в процесс модернизации;
42
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
осознать:
груз нерешенных проблем, с которым Россия вступила в XIX в., тот тупик развития, который поставил общество перед альтернативой: консервация стагнации или ре- формы; понять необходимость решения крестьянского вопроса и ограничения самодержавия как важнейшего условия перехода к индустриальному обществу; уметь объяснить причины длительности процесса буржуазного реформирования; осознать роль субъективного фактора в преодолении отставания.
Знать суть политики просвещенного абсолютизма при Александре I; понять сущность проектов преобразований, трудности и противоречия их реализации; суметь проана- лизировать характер проекта государственного устройства М.М. Сперанского. Знать о роли России в первом мировом конфликте, последствиях Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813 – 1815 гг., для ук- репления международных позиций России. Представлять характер изменений внутреннего курса в начале 20-х гг., их причины и последствия.
объяснить сущность
политической реакции и характер реформ при Николае I; степень дальнейшей бюрократизации и централизации общественной жизни; характер внешней политики Ни- колая I; причины поражения России в Крымской войне и ее последствия для страны; характер взаимоотношений России и Кавказа;
знать:
причины, цели, характер, итоги и последствия реформ 60 – 70-х гг. XIX в., уметь раскрыть историческую роль Александра II. Уметь дать общую характеристику дого- няющей капиталистической модернизации, которую Россия осуществляла с 1861 по 1917 г. Знать особенности пореформенного развития России: специфику социаль-
43
История Отечества
но-экономического развития по сравнению с Западом, роль государства и иностранного капитала в экономике страны, характер осуществления форсированной инду- стриализации и роль С.Ю. Витте в этом процессе; ход «индустриализации снизу» (российские промышленни- ки, купечество, крестьянские промыслы, кооперация); переходный характер российской экономики и социаль- ной структуры страны второй половины XIX века. По- нимать роль контрреформ 80 – 90-х гг. XIX в. в укрепле- нии феодальной государственности, феодальной поли- тической культуры, их тормозящую роль на пути модернизации страны; осознать утрату верховной вла- стью инициативной роли в реформировании страны;
понять:
влияние идей Просвещения и Французской революции на развитие общественного движения России, духовную эрозию российского общества. Уметь охарактеризовать идеи и политическую практику декабризма; рассматри- вать декабризм как свидетельство раскола между властью и обществом. Знать суть дискуссий о путях развития Рос- сии в 30 – 50 гг. XIX в.: концепцию П.Чаадаева; суть спора западников и славянофилов; возникновение социали- стической традиции. Знать альтернативы российским реформам сверху. Уметь проанализировать суть охрани- тельной альтернативы, вскрыть соотношение в охрани- тельстве реакционного и национально-патриотического начал; знать суть либеральной альтернативы, понимать процесс становления идеологии русского либерализма, характер эволюции либерализма; знать суть революци- онной альтернативы, вскрыть особенности российского радикализма, показать его эволюцию и основные течения (русский общинный социализм; народничество и его раз- витие; марксизм и его распространение в России как след- ствие процесса модернизации страны);
44
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
уметь:
провести сравнительный анализ процесса модернизации в странах Западной модели развития и России. Приобре- сти навыки аналитического изложения проблем, сравни- тельного анализа;
При изучении подтемы необходимо:
•читать учебники:
1.История России / Подред. А.А. Радугина. 1997 С. 131 – 171.
2.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. – М.: 1999. С. 205 – 305.
3.Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для ву-
зов. – М., 2003. С. 123 – 170.
•выполнить задание: прорешать тренировочные задания № 2, 3 (I варианта раздела 2); № 2, 3 (II варианта раздела 2); № 3 (III варианта раздела 2);
•акцентировать внимание на следующих понятиях: промыш-
ленная революция, либерализм, утопический социализм, анархизм, марксизм, реформизм, декабризм, догоняю- щая модель модернизации, форсированная индустриа- лизация, контрреформы, западники, славянофилы.
Для выполнения задания к подтеме необходимо прочи-
тать дополнительную литературу (не менее двух статей):
•Волкова И.В. Мятеж декабристов. – //ОНС, 2006, №4.
•Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права
//Вопросы истории, 1998. № 10.
•Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории, 1992.
№ 6–7.
•Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия, реформы 60- 70-х годов XIX в. // Вопросы истории, 1989, № 10,(статья содержится также в книге История отечества: люди,
идеи, решения. – М., 1991, 2001).
•Захарова Л.Г. Россия XIX века в мемуарах Д.А. Милютина
//Отечественная история, 2003. № 2.
45