Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 724

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История Отечества

Захарова Л.Г. Александр II и место России в мире // Но- вая и новейшая история, 2005. 2.

Захарова Л.Г. Великие реформы 1860 – 1870-х годов: по- воротный пункт российской истории? // Отечественная история, 2005. 4.

Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX – на- чале ХХ вв. // Свободная мысль, 1995. 8.

Мироненко С.В. 14 декабря 1825 года. Восстания могло не быть // Отечественная история, 2002. 3.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральная традиция в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль, 1993. 15.

Олейников Д.И. Реконструкция великого спора (запад- ников и славянофилов) // Свободная мысль, 1994. 4.

Троицкий Н. «На земле стоит комод …». Александр III: время, правление, личность // Свободная мысль, 2000. 5.

Соломин Ю.А. Заговор и цареубийство 11 марта 1801 г. // Вопросы истории, 2006, 7.

Тютюкин С.В. Интеллект, побежденный властью: Алек- сандр I и ММ. Сперанский // Отечественная история, 2005. 4. С. 29 – 38.

Фурсенко А.А. С.Ю. Витте и экономическое развитие России в конце XIX – начале ХХ вв. // Новая и новейшая история, 1999. 6.

Электронные ресурсы:

1. http://www.lib.ru

9.http://hronos.km.ru

10.http://militera.lib.ru

11.http://decemb.hobby.ru.

Для самооценки подтемы 2 выполнить задания: 6, 7, 8, 9, 10 (I вариант раздел 2); 5, 6, 7, 8, 9, 10 (II вариант раздел

2); 6, 7, 8, 9, 10 (III вариант раздел 2).

Ответить на вопросы семинарских занятий в соответст- вии с планом семинарских занятий.

46


Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны

План семинарского занятия по подтеме 2:

Российская империя в XIX в. Проблемы модернизации страны

1.Мировая история: формирование индустриальной ци- вилизации.

2.Социально-экономическое и политическое развитие Рос- сии в первой половине XIX в. Кризис российского абсо- лютизма.

3.Россия на путях буржуазных преобразований. Реформы 60 – 70-х гг. Начало гражданского раскрепощения стра- ны. Пореформенное развитие России. Становление ин- дустриального общества: общее и особенное.

4.Общественно-политическая борьба вокруг проблемы ис- торического выбора. Охранительная, либеральная и ре- волюционная альтернативы российским реформам «сверху».

2.1.Мировая история: переход к новому времени. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны

Вмировой истории переход от средневековья к новому времени положил начало преобразованиям, для обозначения которых употребляется понятие «модернизация». В истории, социологии под модернизацией понимают процесс измене- ния общества в направлении тех типов социальной, экономи- ческой и политической систем, которые развивались в Запад- ной Европе и Северной Америке с XVI – XVII вв. и по XX в. включительно и распространились по всему миру. Таким об- разом, модернизация означает переход от традиционного об- щества к современному, от аграрного к индустриальному.

Модернизация охватывает все сферы общественной жизни. Экономическая модернизация связывается с примене- нием технологии, основанной на научном знании, с индуст- риализацией, с развитием рынка товаров и труда, с существо- ванием стимулов для создания и внедрения новшеств.

47


История Отечества

Всоциальной области модернизация означает специали- зацию людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности. Эта специализация все меньше зави- сит от пола, возраста, социального происхождения и все больше от личных качеств человека, его квалификации, об- разования.

Политическая модернизация включает разделение вла- стей, установление политической демократии, способность го- сударства к структурным изменениям в экономике, политике и социальной сфере при сохранении стабильности общества.

Вобласти культуры модернизация означает приобще- ние крупных групп населения к ценностям культуры, много- образие школ и течений в философии и науке, конфессио- нальный плюрализм.

Все указанные модернизационные процессы осуществ- лялись в странах западной цивилизации в течение нескольких столетий. В XVIII в. они проявились в первую очередь в эко- номической и культурной областях. В экономике усиливались следующие явления: капиталистическая мануфактура пре- вратилась в центр развития производительных сил; развива- лись европейский и мировой рынки; европейские государства проводили политику меркантилизма, являющуюся важным фактором развития промышленности и торговли; продолжал- ся процесс первоначального накопления капитала; благодаря расширению сферы колониальных захватов увеличился объ- ем заморской торговли ряда стран.

На основе экономического роста, колониальной экспансии

иполитики меркантилизма происходило возвышение промыш- ленной и торговой буржуазии. Однако экономическое значение буржуазии не соответствовало ее социальному статусу. Разре- шение этого противоречия требовало как теоретического обос- нования, так и практических действий. И именно в XVIII столе- тии был сделан решающий шагв этом направлении.

Не менее отчетливо, чем в экономике, модернизацион- ные процессы проявились в области культуры, в изменении общественного сознания. XVIII век вошел в историю как «век

48


Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны

Просвещения». Просвещение это идейное течение, которое выступало против феодального строя с его системой сослов- ных привилегий и распространилось в Англии во второй по- ловине XVII – XVIII вв., в других западноевропейских странах

в XVIII в. Просветители (в Англии Дж. Локк, во Франции Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер) продолжали раз- вивать идеалы Возрождения. Но просветительская критика феодализма была глубже и затрагивала всю структуру обще- ства и государства.

Просветители ставили вопрос о практическом устройст- ве будущего общества с точки зрения рационализма и здраво- го смысла. Они исходили из теории естественного права, ко- торая утверждала, что все люди созданы равными и от рожде- ния наделены Творцом естественными и неотъемлемыми правами: правом на жизнь, свободу и собственность. На осно- ве этой доктрины была разработана теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший в ре- зультате договора, заключенного между людьми. Эта теория давала народу право лишать власти государя, правительство, не выполняющих условия договора, не защищающих естественные права граждан. С доктриной естественного права связана и тео- рия разделения властей. Согласно этой теории государственная власть понимается как совокупность законодательной, исполни- тельной и судебной властей, осуществляемых независимыми другот друга государственными органами.

Реализацию своих идей просветители представляли себе по-разному. Некоторые из них возлагали надежды на «про- свещенного монарха», имея в виду, что абсолютизм проведет необходимые буржуазные реформы. Отсюда идея просве- щенного абсолютизма. В то же время другая часть просвети- телей отстаивала идеи народного суверенитета (источник вла- сти народ) и демократической республики.

Идеи просветителей начали претворяться в жизнь уже в конце XVIII в. Война за независимость в Северной Америке (1775

1783 гг.) и Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.) на-

49


История Отечества

несли серьезный удар по «старому порядку» и традиционно- му обществу в Европе.

XVIII век был важным этапом в истории не только за- падных стран, но и России, модернизацию которой начал осуществлять император Петр I (1682 – 1725). Необходимость петровских преобразований была обусловлена, во-первых, со- циально-экономическими процессами, которые проходили в стране в XVII в. и выразились в реформах деда, отца и брата Петра; во-вторых, прогрессирующим отставанием России от Запада; в-третьих, приверженностью Петра I западному ра- ционализму, европейскому образу жизни. Таким образом, пе- ремены во всех сферах общественной жизни России были объективно необходимы. Целью реформ было превращение страны в мощное обороноспособное государство, с которым должны были считаться ведущие европейские державы.

Руководствуясь политикой меркантилизма, Петр I про- вел целый ряд существенных экономических преобразований. Проявлениями протекционистской политики были государ- ственная монополия на часть товаров (соль, вино, табак и пр.) и развитие промышленности путем учреждения мануфактур (через Мануфактур-коллегию). Развитие торговли стимули- ровалось с помощью расширения внешнеторговых связей, фактически государственной монополии на внешнюю тор- говлю, а также путем укрепления позиций русского купечест- ва, для чего была определена его юрисдикция (разделение на

2гильдии, управление через коммерц-коллегию).

Всоциальной области наиболее существенными были следующие преобразования: произошло слияние вотчины и поместья: по указу о единонаследии (1714 г.) поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну, другие же должны были идти на гражданскую или военную службу; государственная служба регулировалась «Табелью о рангах» (1722 г.), которая вводила 14 рангов ступенек карьеры для служащих и принцип служебной выслуги; вместо подворной была введена подушная подать, благодаря которой увеличи- лась доходная часть бюджета.

50