ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 738
Скачиваний: 1
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
русского общинного социализма, заложившие основы народ- ничества. Идеи Герцена о праве крестьян на землю, об урав- нительном разделе земли, об использовании общинного принципа для социалистического строительства, об освобож- дении общины от удушающего ига власти получили даль- нейшее развитие в трудах Н.Г. Чернышевского, тоже рассмат- ривавшего общинную организацию, соединяющую личные интересы с общественным характером производства, как ис- ходный пункт будущего социалистического строя. Теоретики крестьянского общинного социализма обосновали возмож- ность отличного от Западной Европы некапиталистического развития России от крестьянской общины до социализма.
Этот путь, по их мнению, совсем не обязательно должен был сопровождаться революционными потрясениями. Однако теория общинного социализма была воспринята разночин- ской интеллигенцией, особенно ее радикальными слоями, как призыв к революционному действию. Свою цель они видели в освобождении России от самодержавия и деспотизма путем социальной революции, которая и обеспечит благоприятные условия перерастания общинного строя в социалистический. Стремление интеллигенции к защите народа, ее преклонение перед народом, осознание «вины» и неоплатного «долга» об- разованных слоев общества перед народом закрепили и за идеологией, и за движением разночинской интеллигенции название народничества.
В 60-е гг. народники начинают революционную пропа- ганду, создают первые кружки, тайные общества. Их тради- ции продолжают революционеры 70-х гг. В революционном народничестве 70-х гг. существовали различные течения: бун- тарское, пропагандистское, заговорщическое, представленные именами М. Бакунина, П. Лаврова и П. Ткачева. Разделяя тео- ретические взгляды своих предшественников, новые идеологи народничества сосредоточили свое внимание на осмыслении конкретных путей осуществления социальной революции, роли революционной интеллигенции и народа в этом процес- се, формах будущего политического устройства. Теоретиче-
73
История Отечества
ская деятельность рассматривалась народниками как подгото- вительная деятельность, предшествующая пропаганде среди крестьянства. Массовый характер такая пропаганда приобре- ла в середине 70-х гг., когда революционная молодежь пред- приняла хождение в народ. Результаты движения оказались ничтожными: крестьяне остались равнодушными к призывам революционеров. Неудачи хождения в народ привели к пере- лому и в практике, и в сознании революционной части народ- ников, которые перешли к созданию тайных революционных организаций, к политической борьбе, тактике индивидуально- го террора, рассчитывая с его помощью дезорганизовать пра- вительство и вызвать революционный взрыв. Убийство Алек- сандра II (1 марта 1881 года) обернулось казнью главных орга- низаторов покушения, многочисленными арестами, разгромом революционной организации «Народная воля». Революцион- ное народничество вступило в полосу глубокого кризиса.
Кроме сторонников исключительно насильственных ре- волюционных мер, среди народников были и приверженцы мирного, эволюционного пути развития России (либеральное народничество). В 70-е гг. (в период господства революцион- ного народничества) это течение не играло заметной роли. Однако сделалось преобладающим в 80 – 90-х гг., когда рево- люционное народничество переживало глубокий идейный кризис и эволюционировало в либеральное течение, высту- пившее за мирный прогресс в рамках законности.
Разгром «Народной воли» тем не менее не ликвидировал народовольческого течения в русской общественной жизни. Подпольные леворадикальные кружки и группы пытались объ- яснить причину неудач не доктринальными построениями, а ошибочной практикой, чтобы в дальнейшем продолжить ге- роические традиции семидесятников и «Народной воли». Из остатков этих народовольческих групп в начале XX в. (рубеж 1901-1902 гг.) образовалась партия социалистов-революционеров (эсеров), ставшая партией крестьянской демократии. Теоретиче- ская платформа этой партии складывалась путем соединения неонародничества с отдельными положениями марксизма. Для
74
Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны
террористической борьбы при партии эсеров была создана спе- циальная боевая организация, «прославившаяся» в начале
ХХстолетия сериейгромких террористических актов.
Вусловиях кризиса революционного народничества в русском революционном движении утверждается новое мар- ксистское течение, связанное с именем Г.В. Плеханова (бывше- го народника, тайно выехавшего за границу в 1880 г.). Изуче- ние Плехановым марксизма, знакомство с западноевропей- ским рабочим движением, анализ перемен в социально- экономическом строе России, происшедших со времени кре- стьянской реформы, переосмысление опыта русского револю- ционного движения привели его к пересмотру своих прежних теоретических установок. Г.В. Плеханов приходит к выводу об ошибочности народнической доктрины о некоем самобыт- ном, некапиталистическом пути развития России; утвержда- ется в мысли, что капитализм представляет собой необходи- мый этап эволюции человечества. Он по-прежнему считает, что социализм неизбежен, но путь к нему лежит не через кре- стьянскую общину, а через революционную борьбу пролета- риата, который придет к политической власти в результате социалистической революции.
Марксистское течение получило оформление с момента создания Г.В. Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений россий- ской социал-демократии. В 80 – 90-е гг. в разных городах Рос- сии возникают социал-демократические кружки и группы, марксистские положения увлекают социалистически ориен- тированную интеллигенцию.
Распространение марксизма в России явилось следстви- ем процесса модернизации страны, утверждения в сознании интеллектуальной элиты общества необходимости следова- ния западно-европейской модели исторического развития. Распространение марксизма отражало процесс европеизации русской общественной мысли.
Среди сторонников марксизма в этот период оказались и представители утверждающейся социал-демократии, и будущие
75
История Отечества
либералы – «легальные марксисты», позже порвавшие с социал- демократией. Однако марксизм ими воспринимался по-разному. Если первые абсолютировали революционно-политическую сторону марксизма, брали на вооружение идею неизбежной со- циалистической революции и установление диктатуры проле- тариата, то вторые увлекались философией экономического ма- териализма, реформистской стороной марксизма.
Утверждение в России воинствующего марксизма, нача- ло которому положил Г.В. Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, признав тезис о рабочем классе как основ- ной преобразующей силе общества, В.И. Ленин сыграл ог- ромную роль в распространении марксизма, в его соединении с рабочим движением, в создании российской социал- демократии. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая ра- бочая партия – РСДРП (процесс формирования партии, охва- тивший 1898 – 1903 гг., завершился на II съезде РСДРП). Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную – в ус- тановлении диктатуры пролетариата и построении социали- стического общества.
Однако с самого начала в РСДРП возникли две фракции – крайне левых радикалов (большевиков), изначально нацеленных на захват власти, и умеренных марксистов (меньшевиков), ориен- тировавшихсянаопытзападныхсоциалистическихпартий.
Таким образом, в начале XX в. почти одновременно в России возникли две партии социалистической ориентации – социалистов-революционеров и социал-демократов, высту- павших за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, за построение социалистического об- щества. Однако эти партии принципиально различались сво- им видением хода революционной борьбы, реализации со- циалистического идеала, да и сам социализм понимали абсо- лютно по-разному.
76
Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
ТЕМА 3.
Проблема исторического выбора
вначале XX в.: революция или реформа?
1.Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Ха- рактерные особенности развития западной цивилизации
вХХ веке. Модернизация стран традиционалистских ценностей.
2.Противоречия и кризис российского варианта капитали- стической модернизации в начале столетия, его прояв- ления. Политические партии России: генезис, классифи- кация, программы, тактика.
3.Необходимость продолжения модернизации страны. Российские реформы в контексте общемирового разви- тия в начале века.
4.Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1917 год в исторических судьбах страны.
Изучив тему 3, студент должен:
иметь представление:
а) о месте ХХ века во всемирно-историческом процессе; о проблеме экономического роста и модернизации, эво- люции социальной системы, изменениях в духовной сфере, столкновении тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; о мировых и локальных войнах, об исто- рии холодной войны;
б) о сути научно-технической революции и ее этапах, влия- нии на ход общественного развития, о переходе к постин- дустриальной цивилизации, о сути мировой глобализации в условиях новых технологических реалий: хозяйственно-
77
История Отечества
техническом, информационно-культурном сближении стран и народов, формировании международного произ- водства, общепланетарного научно-информационного пространства, прогнозах мирового развития, о характер- ных особенностях развития западной цивилизации в ХХ веке: кризисе начала столетия и его углублении; моде- лях выхода из него, обновлении, переходе от индустриаль- ного общества кпостиндустриальному;
в) о процессе распада колониальной системы и модерниза- ции стран традиционалистских ценностей, об особенно- стях их развития в период становления постиндустри- альной цивилизации;
г) о развитии России в контексте мировых проблем в нача- ле ХХ века, о противоречиях и кризисе российского ва- рианта капиталистической модернизации в начале сто- летия, о пределах самодержавного реформирования;
уметь
рассматривать первую русскую революцию как резуль- тат издержек догоняющей модернизации; как результат совмещенности противоречий, порожденных сохране- нием пережитков крепостничества в экономике и поли- тическом строе страны, с противоречиями, порожден- ными индустриальной эпохой; как результат велико- державной русификаторской политики царизма в национальных районах; как результат разительного кон- траста в уровне жизни верхов и низов общества; знать об основных политических направлениях и политических партиях России, возникших в начале века (генезис, клас- сификацию, программы, тактику); о новых формах ор- ганизации общества, возникших в период первой рос- сийской революции – Советах рабочих депутатов и Госу- дарственной Думе, положившей начало истории российского парламентаризма; представлять последст- вия первой русской революции для хода российской мо- дернизации;
78