ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 740
Скачиваний: 1
Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
знать:
а) о характере политической борьбы в Государственной Думе и ее влиянии на общество; о причинах третье- июньского переворота и третьеиюньской политической системе, призванной примирить власть и общество; по- нимать объективную необходимость новых шагов мо- дернизации страны; суть российских реформ П.А. Сто- лыпина, их место в контексте общемирового развития в начале века; пути осуществления реформ, их последст- виях; сравнить замысел реформ и их итоги. Понимать место и роль российского капитализма в системе мирово- го капиталистического хозяйства в начале XX в.;
б) о предвоенном политическом кризисе; имперских тради- циях стран Западной Европы и России, их влиянии на ми- ровое развитие, о резком обострении борьбы за раздел сфер влияния и передел мира, о создании военно- политических союзов; месте России в системе мировых коалиций. Знать о причинах и характере Первой мировой войны, иметь представление о Первой мировой войне как результате кризиса общественного развития, роли России в этой войне, развитии общественно-политического кризиса в стране в условиях войны и формах его проявления; знать о Февральской революции, падении самодержавия, осо- бенности формирования властных структур – Временного правительства и Петроградского Совета рабочих депутатов (социальная база, партийный состав, влияние на общест- венные процессы);
понимать:
а) суть проблемы исторического выбора после Февраль- ской революции 1917 года; представления о путях раз- вития страны разными политическими силами; при- чины провала попыток Временного правительства по- литическими методами стабилизировать общественно- политическую обстановку в стране и предотвратить радикализацию масс и дальнейшее развитие револю-
79
История Отечества
ции; поиски выхода из революционного кризиса и правыми силами, и правительством (попытка правого переворота, Демократическое совещание и Предпар- ламент); дальнейшее возрастание влияния большеви- ков; объяснить, почему не реализовались идеи буржу- азно-либеральной демократии и почти бескровную победу одержали большевики – носители идеи проле- тарской демократии; объяснить, какое влияние оказала революция в России на ситуацию в мире.
б) как ставится вопрос о причинах, содержании и последст- виях общенационального кризиса в России и Октябрь- ской революции 1917 года в современной отечественной и зарубежной историографии;
Написать аналитическую записку на тему «Три точки зрения на одну проблему». На выбор студентов предоставля- ется 2 темы.
1тема. Реформы П.А. Столыпина: сущность и итоги.
•Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.
•Зырянов П.Н. Столыпин: политический портрет // Во- просы истории, 1990. № 6.
•Фроянов И.Я. Октябрьсемнадцатого. – М., 2002. С. 26 – 53.
2тема. Октябрь 1917 г. в исторических судьбах России.
•Бушуев В. Октябрь // Свободная мысль, 1997. № 10; Свет и тенинашегопрошлого// Свободнаямысль, 2004. №1, №5.
•Семенникова Л.И. Октябрь 1917 г. Что же произошло? // Свободная мысль, 1992. № 15.
•Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. – М., 2002.
Приобрести навыки: написания аналитической записки.
80
Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
При изучении темы необходимо:
•читать учебники:
1.История России / Под ред. А.А. Радугина. 1997. С. 187 – 235.
12.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. – М.: 1999. С. 305 – 361.
13.Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для ву-
зов. – М., 2003. С. 171 – 194.
•выполнить задание: прорешать тренировочные задания № 1, 2, 3 (I варианта к разделу 3), № 2 (I варианта к разделу 4); а также № 2, 3 (II варианта к разделу 3), № 1, 2 (II вари- анта к разделу 4).
•акцентировать внимание на следующих понятиях: интерна-
ционализм, национализм, интеграция, сепаратизм, де- мократия, авторитаризм, научно-техническая револю- ция, постиндустриальное общество, глобализация, им- перские традиции, партийно-политические структуры, политический кризис, проблемы исторического выбора, правый переворот, феномен большевизма.
Для выполнения задания к теме необходимо прочитать дополнительную литературу (не менее двух статей):
•Айрапетов О. Война начиналась под радостные крики… Первая мировая война // Свободная мысль, 2004. № 9.
•Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: но- вые подходы к изучению // Вопросы истории, 1996. №5–6.
•Волобуев О., Шелохаев В. «Великие потрясения» 1905 – 1907 годов в контексте российской модернизации // Свободная мысль, 2005. № 1.
•Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, бур- жуазия // Вопросы истории, 1996. № 3.
•Гайда Ф.А. Механизмы власти Временного правительст- ва // Отечественная история, 2000. № 2.
•Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история, 1997. № 1.
81
История Отечества
•Дегоев В. От затмения разума к торжеству безумия. Пер- вая мировая война как брошенный жребий // Свобод- ная мысль, 2001. № 10.
•Дурново П.Н. Россия будет ввергнута в беспросветную анархию… (Записка государю, 1914 г.) – // Свободная мысль, 2006, №11–12.
•Игнатьев А.В. Последний царь и внешняя политика // Во- просы истории, 2001. № 6.
•Трукан Г. Была ли демократическая альтернатива боль- шевикам? // Свободная мысль, 1999. № 11.
•Тютюкин С.В. Россия, 1905-й // Свободная мысль, 1995.
№ 5.
•Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие // Отечественная история, 2004. № 6; Россия, 1917: из войны – в революцию // Отечественная история, 2006 г., №5.
•Туполев Б.М. Происхождение первой мировой войны // Новая и новейшая история, 2002. № 4. № 5.
•Сахаров А.Н. Размышления о русско-японское войне
1904–1905 гг. // Вопросы истории,2007, №4.
•Степанов А.И. Россия в первой мировой войне // Сво- бодная мысль, 1994. № 9.
•Четвертнов И.В. Несколько штрихов к портрету Керен- ского // Отечественная история, 2001. № 6.
•Чубарьян А.О. Прощание с XX веком // Новая и новей- шая история, 2002. № 1.
•Шелохаев В.В. П.П. Столыпин – синтез интеллекта и во- ли // Отечественная история, 2005. № 4.
Электронные ресурсы:
1.http://www/magister.msk.ru/library/ library/revolt/ revolt/htm.
14.Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ века. (Компьютерный мультимедиа учебник). Москва, КлиоСофт, 1997. III уровень. РазделI.
82