ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 744
Скачиваний: 1
Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
оппозиционной мысли (выразителем «левых» умонастроений стали депутаты от партии кадетов). Требования создания ка- бинета министров, ответственного перед Думой; расширения законодательных прав Думы; политической амнистии; ради- кального решения аграрного вопроса путем отчуждения за выкуп части помещичьей земли привели к конфликту с пра- вительством и царем и роспуску Думы, последовавшему 8 ию- ля 1906 г. (В тот же день на пост Председателя Совета минист- ров был назначен П.А. Столыпин). Попытка создать более сговорчивую Думу успехом не увенчалась. II Дума, открыв- шаяся 20 февраля 1907 г., оказалась более «левой» по составу, чем первая; политические группировки в ней определились гораздо резче. Требование представителей левого блока об отмене столыпинских законов, принятых в период с 8 июля 1906 г. по 20 февраля 1907 г., свидетельствовало о невозможно- сти сотрудничества правительства и Думы, что в конечном итоге и предопределило ее роспуск.
Революция 1905 – 1907 гг. имела важные последствия для жизни страны. И хотя причины, вызвавшие ее, не были устра- нены, а на этапе спада революции и завоевания были значи- тельно урезаны, тем не менее она вызвала глубокие измене- ния в политической и интеллектуальной жизни страны, в по- ложении народных масс; заставила царский режим внести коррективы в ход модернизации. Изменился государственный строй страны: самодержавие было ограничено, в России поя- вилось законодательное представительство. В результате вве- дения ряда гражданских и политических свобод страна сдела- ла шаг по пути к правовому государству. Реальностью стала многопартийность. Под давлением революционного движе- ния правительство вынуждено было принять ряд мер, на- правленных на повышение жизненного уровня рабочих и крестьян. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы. Революция сыграла важную роль в социокультур- ной модернизации России. Народ почувствовал силу, осознал свою социальную значимость.
89
История Отечества
Однако изменения 1905 – 1907 гг. явились результатом не заранее рассчитанной государственной деятельности, а вы- званных революцией уступок. Царизм пошел на обновление во имя сохранения империи и старых порядков.
3.2.Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина
Третьеиюньский государственный переворот 1907 г. (Манифест о роспуске II Думы и новый избирательный закон) означал начало нового периода в развитии России, который отличался как от пореформенной эпохи, так и от времени ре- волюции 1905 – 1907 гг. и получил название третьеиюньской монархии. Новый политический курс правящих кругов связан с именем П.А. Столыпина, подготовившего третьеиюньский государственный переворот и создавшего третьеиюньскую политическую систему (в 1906 г. он был назначен сначала ми- нистром внутренних дел, а затем и председателем Совета ми- нистров с сохранением министерского портфеля).
Личность и деятельность П.А. Столыпина, его убийство при загадочных обстоятельствах (убийца – Д. Богров – был одновременно связан и с «охранкой», и с революционерами) – вопросы дискуссионные и в прошлом, и на современном эта- пе. Учитывая по данной проблеме прежде всего мнение спе- циалистов, можно следующим образом охарактеризовать третьеиюньскую монархию и ее архитектора.
П.А. Столыпин был русским православным патриотом, го- товым пойти на жертвы во благо отечества. Безусловно, он был консерватором, стремившимся защитить монархию и права дворянства. Однако он был и реформатором, ибо понимал, что для борьбы с революционным движением необходимы не толь- ко репрессивные меры, но и реформы по обновлению старого строя. Не покушаясь на интересы помещиков, он пытался рас- ширить социальную базу государственного строя за счет бур- жуазии и зажиточного крестьянства. С этой целью и была сфор- мирована третьеиюньская политическая система.
90
Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?
До переворота избирательный закон делал ставку на крестьянство. Правящий режим рассчитывал, что консерва- тивное крестьянство изберет правую Думу, поддерживающую царя, и нейтрализует либералов и революционеров. Однако и I, и II Думы оказались левыми по составу, а трудовики – пред- ставители крестьян – требовали в Думе конфискации поме- щичьих земель в пользу крестьянства. Недовольное такой по- становкой аграрного вопроса в Думе самодержавие распусти- ло сначала I, а затем и II Думу. Новый избирательный закон коренным образом перераспределил квоты выборщиков в пользу помещиков и буржуазии за счет крестьян, рабочих, народов национальных окраин.
Благодаря новой избирательной системе в III Государст- венной Думе (1907 – 1912 гг.) было создано 2 большинства: правооктябристское и октябристко-кадетское. Первое боль- шинство выполняло охранительную роль, голосуя за проекты реакционного характера. Второе осуществляло либеральные реформы, выработанные П.А. Столыпиным. Октябристский «центр», таким образом, поддерживал премьера и выполнял волю правительства. Это был запланированный результат, благодаря которому Столыпин лавировал между теряющим свои позиции дворянством и растущей буржуазией. Такая по- литика лавирования получила название бонапартизма (сход- ную политику проводил Наполеон III Бонапарт во Франции в
50 – 60-е гг. XIX в., О.Бисмарк в Германии в 70 – 80 гг. XIX в.).
Правительство создало послушную Думу, с которой ма- ло считалось. Столыпин активно пользовался 87 статьей Ос- новных законов, по которой император мог провести любой закон своим указом без одобрения Думы и Государственного совета. В результате важнейшие вопросы правительство реша- ло без согласия законодательных органов. Формирование третьеиюньской политической системы происходило в усло- виях беспощадной борьбы Столыпина против революционно- го движения. Говоря об этом, одни авторы делают акцент на жертвах экспроприаций и террористических актах эсеров и подчеркивают, что для реформ было необходимо «успокое-
91
История Отечества
ние». Другие обращают внимание на размах карательных мер правительства (смертные казни, военные суды, режим в тюрьмах и на каторге для политзаключенных), которого Россия не знала со времени подавления крестьянских войн XVII – XVIII вв. Но и те, и другие авторы исходят из того, что главным в деятельно- сти П.А. Столыпина были все же не репрессии, а реформы.
Характеризуя третьеиюньскую политическую систему в целом, следует иметь в виду, что она могла успешно функ- ционировать лишь в условиях социальной стабильности. Ме- жду тем с 1910 г. в стране начался революционный подъем. Правые были недовольны излишним «реформаторством» Столыпина и тем, что он не смог предотвратить усиление ре- волюционного движения. Либералов не удовлетворяли темпы преобразований. Социалисты всегда выступали против ре- форм премьера, требуя конфискации помещичьего землевла- дения и наделения крестьян землей. В 1911 – 1914 гг. шел про- цесс разложения третьеиюньской политической системы, ко- торая фактически прекратила свое существование во время первой мировой войны, когда в IV Государственной Думе (1912 – 1917 гг.) сформировалось одно большинство – «Про- грессивный блок» (лето 1915 г.), потребовавший от царя соз- дать правительство «общественного доверия».
Политический бонапартизм, составлявший суть третье- июньской системы, основывался на аграрном бонапартизме, воплощенном в столыпинской аграрной реформе. В принци- пе П.А. Столыпин предполагал осуществить целый ряд ре- форм: аграрную, местного самоуправления, судебную, про- свещения, по рабочему вопросу. Эти реформы должны были способствовать расширению социальной базы режима, созда- нию класса мелких земельных собственников, однако боль- шую часть реформ осуществить не удалось из-за сопротивле- ния дворянско-монархического лагеря. Главной реформой П.А. Столыпина стала аграрная реформа.
Реформа выразилась в серии законодательных актов, главным из которых был Указ от 9 ноября 1906 года. В соответ- ствии с ним крестьяне получили право выйти из общины и
92