Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 720

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)

Годунов (1598 – 1605), избранный на царство Земским собо- ром, не сумел обеспечить стабилизации. В результате страна вступила в период всеобщего междоусобия, политической и социальной розни.

Впериод смуты Россия пережила ожесточенную борьбу за московский престол многочисленных законных и незакон- ных претендентов, череду возводимых и свергаемых с престо- ла царей, «самозванство», крестьянско-казацкие выступления, польско-шведскую интервенцию, польскую оккупацию Моск- вы. Угроза потери независимости, угроза православной вере ускорили национальную консолидацию, привели к формиро- ванию всенародных ополчений для борьбы с иноземными войсками. Силами второго всенародного ополчения, решаю- щую роль в создании которого сыграли К. Минин и князь Дм. Пожарский, в октябре 1612 г. Москва была освобождена от за- хватчиков.

Однако положение страны оставалось крайне тяжелым. Продолжалась интервенция, государственная власть была разрушена, следствием смуты явился хозяйственный кризис. Земский собор, собравшийся в начале 1613 г., избрал на царст- во Михаила Романова (1613 – 1645), ставшего родоначальни- ком новой династии.

Правительство Михаила Федоровича ценой огромных усилий (и военных, и дипломатических), пойдя на территори- альные уступки, ликвидировало военную угрозу (мир со Шве- цией был заключен в 1617 г.; перемирие с Польшей в 1618 г.). Были созданы условиядля преодоления внутреннего кризиса.

Вгосударстве, ослабленном смутой, царь мог удержать престол, только активно привлекая к управлению Боярскую Думу и Земский собор сословно-представительный законо- дательный орган. Однако по мере укрепления царской власти, социальной основой которой становилось дворянство, сослов- но-представительная монархия постепенно преобразовыва- лась в абсолютную. Развитие абсолютизма (самодержавия) со- провождалось постепенным снижением роли Боярской Думы, прекращением практики созыва Земских соборов. (Последним

33


История Отечества

Земским собором полного созыва был собор 1653 г., созванный

впериод войны с Речью Посполитой и решавший вопрос о воссоединении Украины с Россией.)

Одновременно усиливалось значение приказной систе- мы. Росло число приказов, упорядочивались их функции. Этот процесс сопровождался формированием громоздкого аппарата управления, ростом бюрократии, превращающейся

вособый социальный слой. Весьма заметную роль в аппарате управления начинали играть представители дворянства. Ук- репился также местный аппарат управления. Шло становле- ние армии нового строя. Переход к абсолютизму требовал подчинения церкви государству, что привело к столкновению царя Алексея Михайловича (1645 – 1676) с церковью в лице патриарха Никона. В 50 – 60-х гг. Никоном проводилась ре- форма, направленная на упорядочение церковной жизни и приведшая к расколу в русской церкви. Поддерживая рефор- му, царь категорически отвергал притязания Никона на ду- ховный контроль за светской властью. Падение Никона пре- вратило царя в главного защитника централизации церков- ной жизни, способствовало укреплению государственного контроля над церковным управлением.

Параллельно с централизацией, укреплением россий- ской государственности восстановилась экономика страны. На фоне дальнейшего укрепления феодализма в жизни страны отчетливо просматривались новые явления: росли товарность сельского хозяйства (главным образом за счет колонизации новых районов, в первую очередь, Сибири); шел процесс пре- вращения ремесла в мелкое товарное производство; появились первые мануфактуры; оформилась производственная специа- лизация районов; начал складываться всероссийский рынок. Однако вряд ли правомочно приписывать новым явлениям в экономике буржуазный характер. Определяющую роль в жизни страны продолжал играть феодальный уклад. Расши- рение и укрепление феодального землевладения (характерно сближение поместья с вотчиной) сопровождались усилением эксплуатации крестьян, их дальнейшим закрепощением. Со-

34


Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)

борным уложением 1649 г. (новым правовым кодексом России) крестьянство было окончательно закрепощено. Ответом на усиление эксплуатации, рост налогообложения, закрепоще- ние и государственный сыск беглых крестьян были городские восстания второй половины XVII в. и крестьянская война под предводительством С. Разина. Выступления народных низов катализировали процесс централизации.

Несмотря на очевидные изменения в жизни страны, происходящие в XVII столетии, Россия все больше отставала от западноевропейских стран, в которых осуществлялся пере- ход от средневековья к новому времени, развивались капита- листические отношения. Исторически назревала задача мо- дернизации страны, предпосылки осуществления которой были заложены в XVII в. В этом плане XVII в., особенно его вторая половина, может быть оценен как предреформенный период.

35

История Отечества

36

Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны

ТЕМА 2.

Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны

1.Теория модернизации, теория индустриального общест- ва. Изменения всех сторон жизни европейского общества в условиях нового времени. Культура Просвещения. Просвещенный абсолютизм.

2.Начало модернизации и европеизации России. Реформы Петра I.

3.Век Екатерины Предпосылки и особенности складыва- ния российского абсолютизма. Просвещенный абсолю- тизм или деспотизм?

4.Основные тенденции развития всеобщей истории в XIX ве- ке. Становление индустриального общества в Западной Ев- ропе и США. Формирование колониальной системы и на- чаломодернизациицивилизацийВостока.

5.Развитие России в первой половине XIX века. Российские реформы 60 – 70-х годов. Реализация варианта догоняю- щей модернизации.

6.Русская общественная мысль и общественное движение XIX столетия.

Изучение данной темы предполагает работу над двумя самостоятельными подтемами: Мировая история: переход к новому времени. XVIII век в Западноевропейской и Россий- ской истории: модернизация и просвещение. Особенности Российской модернизации. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке. Российская империя в XIX ве- ке. Проблемы модернизации страны.

37


История Отечества

Подтема 1. Мировая история: переход к новому времени. XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и просвещение.

Особенности Российской модернизации

1.Теория модернизации, теория индустриального общест- ва. Изменения всех сторон жизни европейского общества в условиях нового времени. Культура Просвещения. Просвещенный абсолютизм.

2.Начало модернизации и европеизации России. Реформы Петра I.

3.Век Екатерины II. Предпосылки и особенности склады- вания российского абсолютизма. Просвещенный абсо- лютизм или деспотизм?

Изучив подтему 1, студент должен:

уяснить:

характер дискуссии о проблемах преобразования тради- ционного общества в общество нового времени в исто- рической науке; суть теории модернизации, теории ин- дустриального общества; характер модернизационных процессов во всех сферах общественной жизни. Понять, почему европейское просвещение стало духовной осно- вой рационализма и модернизации, усвоить суть теорий естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета и объяснить их воздействие на общественную жизнь; иметь представление о том, как идеи просветителей реализовались в действиях европей- ских монархов, какую роль в процессе модернизации сыграли война за независимость в Северной Америке и Великая Французская революция конца XVIII в.;

38

Российская империя в XVIII – XIX вв. Проблемы модернизации страны

знать:

а) объективную необходимость модернизации России в на- чале XVIII в.; понять суть имперской модели модерниза- ции; знать суть петровских реформ во всех сферах жизни российского общества, степень их обусловленности предшествующим развитием страны, методы их осуще- ствления; объяснить, почему реформы одновременно означали шаг по пути интеграции России в европейскую систему и в то же время усилили элементы восточного типа цивилизации. Знать оценку преобразований и лич- ности Петра I в трудах российских историков;

б) о создании идейно-политической основы модернизации под эгидой «просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II; о содержании, противоречиях, особенностях «просвещенного абсолютизма» в России; о законодательной деятельности Екатерины II, ее попыт- ках регламентации социальных отношений; об эволю- ции социальной структуры и общественных отношений, усилении крепостной зависимости, росте социальной поляризации и их последствиях. Понимать суть «эконо- мического либерализма» периода правления Екатерины II (отказ от системы монополий частных лиц, введение принципа свободной предпринимательской деятельно- сти, объявление свободы мелкотоварного производства); осознавать, что столь ощутимый либеральный поворот в политике правительства в значительной степени был вы- зван как требованиями модернизации, так и сужающи- мися резервами крепостного землевладельческого хозяй- ства и поисками землевладельцами новых источников доходов от своих владений;

в) о российских просветителях, которые во главу угла ста- вили проблему человека, его статуса в обществе, выдви- гали идеал свободной, самостоятельной, раскованной личности; о роли российского просветительства в разви- тии общественно-политической мысли и пробуждении гражданского самосознания;

39


История Отечества

уметь:

написать рецензию по трем статьям российских истори- ков, посвященным петровской эпохе. Каждый студент получает пакет статей, включающих статьи:

С.М. Соловьева;

П.Н. Милюкова;

С.Ф. Платонова.

приобрести навыки

письменного рецензирования;

При изучении подтемы 1 необходимо:

читать учебники:

1.История России / Под ред. А.А. Радугина, С. 110 – 130.

2.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. – М.: 1999. С. 140 – 205.

3.Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для ву-

зов. – М., 2003. С. 66 – 121.

выполнить задание: прорешать тренировочные задания № 1 (I варианта раздела 2); 1 (II варианта раздела 2); 1 (III варианта раздела 2);

акцентировать внимание на следующих понятиях: модерни-

зация, индустриальное общество, просвещение, абсолю- тизм, просвещенный абсолютизм, протекционизм, мер- кантилизм, имперская модель модернизации, европеи- зация, секуляризация.

Для выполнения задания к подтеме необходимо прочи-

тать дополнительную литературу (не менее двух статей):

Агеев О.Г. Петр I: у истоков российской империи // Отечественная история, 2005. 4. С. 5 – 12.

Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы ис- тории, 1989. 7; (статья содержится также в книге История отечества: люди, идеи, решения. Т. 1 – М., 1991, 2001);

40