Файл: Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 640

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Становление и развитие философии

16. Всеединство бытия

3. Философия как разновидность мировоззрения

6. Специфика философского знания

1. Предмет и методы философии

7. Функции философии

9. И 10. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

11. Основной вопрос философии и 2 его стороны

11. Основной Вопрос Философии

12. Материализм и идеализм в философии

14. Материальное и идеальное

15. Самоорганизация бытия

17. Движение и развитие, диалектика

21. Бытие как мир идей.

22. Пространство и время

24. Детерминизм и индетерминизм

25. Эволюционная и креационная модели

26. Познание, творчество, практика

27. Вера и знание

28. Понимание и объяснение

29. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

30. Понятия истины

32. Филосовская методология

5.Философствование как исследование.

18.Множественность форм бытия.

1. Формы бытия.

20.Теория хаоса(синергетика)

33. Познание как отражение действительности в сознании людей

34. Рационализм и эмпиризм.

35. Интуитивизм.

36. Феноменология.

37. Прагматизм

38.Логическое мышление: дедукция и индукция.

Индукция и дедукция

39. Формально-логический закон мышления

40. Логика и язык

41. Научное познание.

43. Рост научного знания и нтр.

44. Научная методология.

45. Человек, общество, культура.

46. Человек как философская проблема

47. Человек и природа.

48. Учения о душе.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

49. Философская антропология 20-го века.

50. Человек- культурное существо. Человек

Культура и природа человека

52. Что такое природа человека. Природа Человека

53. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

54. Сознание и самосознание личности.

55. Сознание и бессознательное.

56. Существование человека.

57. Философия любви.

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

58. Свобода и ответственность.

59. Формирование и развитие форм культуры.

Материальная культура

Духовная культура

Информационная культура

Физическая культура

Виды культуры

Культура общества

62. Девиантное поведение.

63. Задатки способности талант и гениальность человека.

64. Религиозные ценности и свобода совести.

65. Основной жизненный цикл общества.

66. Культура и цивилизация.

67. Трудовая теория стоимости.

Теории стоимости

68. Человеческий и социальный капитал.

Ваш человеческий и социальный капитал

69. Глобальные проблемы современности.

Список глобальных проблем

Попытки решения

Глобальные проблемы современности

15. Самоорганизация бытия

Открытие самоорганизации в системах неорганической природы, а именно в физике и химии, имеет большое научное значение. Оно показывает, что процессы самоорганизации могут происходить в фундаменте самого здания материи. Эти процессы показывают связь живой материи с неорганиче­ской. Недавно возникшая теория самоорганизации открытых систем синергетика  (Дополнительно) (от греч. «содружество») объясня­ет процесс самоорганизации следующим образом:

1. Для того чтобы шел процесс самоорганизации, сис­тема должна быть открытой. Изолированная система, в соот­ветствии со вторым началом термодинамики, в конечном счете придет в состояние равновесия с максимальным значе­нием энтропии.

2. Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если сис­тема находится в точке равновесия, то она обладает макси­мальной энтропией, и поэтому неспособна к какой-либо ор­ганизации. Если система находится вблизи точки равновесия, то она со временем приблизится к этой точке и придет в со­стояние термодинамического равновесия.

3. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (неоднородности). Такие флуктуации, т. е. отклонения от не­коего среднего положения, способствуют разрушению старо­го порядка системы и созданию нового. Этот процесс обычно характеризуют как принцип обра­зования порядка через флуктуации. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то становится ясным, что появле­ние нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.

4. Функционирование различных технических уст­ройств основано на принципе отрицательной обратной связи. Суть этой связи: получаются сигналы от исполнительных органов технических устройств относительно положения системы. Управляющие органы корректируют систему и воз­вращают ее в прежнее состояние. В этой ситуации система всегда стабильна, ее эволюция невозможна. В открытых сис­темах функционирует также и положительная обратная связь. Суть этой связи в том, что изменение системы не устраняются, а накапливаются. Это приводит к разрушению старого порядка и возникновению нового.

5. Самоорганизация может начаться в системах, обла­дающих достаточным количеством взаимодействующих ме­жду собой элементов, т. е. системы должны иметь некие кри­тические размеры. В противном случае самоорганизация мо­жет не начаться.


6. Процессы, которые идут в системах, описываются уравнениями, которые являются нелинейными.

Ранние подходы к изучению самоорганизации в от­дельных науках обозначились еще в XVIII веке. Они свя­заны прежде всего с деятельностью основоположника классической политической экономии Адама Смита. В своих работах А. Смит развивал идею о том, что спонтан­ный порядок на рынке является результатом взаимодейст­вия различных, часто противоположных интересов много­численных его участников. Такое взаимодействие приво­дит к установлению никем не запланированного порядка, который выражается в равновесии спроса и предложения. Эту свою главную мысль он выразил в форме метафоры «невидимой руки», которая регулирует цены на рынке.

Эволюционная теория Дарвина стала мощным толч­ком для развертывания исследований о механизмах разви­тия природных и социальных систем. Идеи самоорганиза­ции стали проникать в физику. Однако на первых порах развитие этих идей в физике сдерживалось противоречием между выводами дарвиновской теории и выводами физи­ки. Термодинамика на основе второго начала приходила к выводу о том, что закрытые системы развиваются в сторо­ну деградации и хаоса. Эволюционная теория Дарвина, напротив, говорила о том, что живые системы в эволюцион­ном процессе усложняются и совершенствуются.

Это противоречие между биологической и физиче­ской эволюцией удалось разрешить после того, как фи­зика обратилась к понятию открытой системы, т. е. систе­мы, которая обменивается с окружающей средой вещест­вом, энергией и информацией. При определенных услови­ях в открытых системах могут возникнуть процессы само­организации. Таким образом, было установлено, что ключ к пониманию процессов самоорганизации содержится в исследовании взаимодействия системы с окружающей средой.

К установлению общего взгляда на процессы самоор­ганизации ученые шли разными путями. Автор самого термина «синергетика», немецкий физик Герман Хакен, ис­следовал процессы в лазерах. Он выяснил, что частицы ре­зонатора под воздействием поля начинают колебаться в одной фазе. В результате устанавливается когерентное или согласованное взаимодействие, которое приводит к согла­сованному поведению частиц.

Видный теоретик самоорганизации Илья Пригожин пришел к своим идеям из анализа специфических химиче­ских реакций, которые приводят к образованию опреде­ленных пространственных структур. Вместе со своими со­трудниками он построил математическую модель таких реакций. Впервые они были изучены россий­скими учеными Белоусовым и Жаботинским.


Теоретической основой модели стала нелинейная термодинамика, которая изучает процессы в неравновес­ных системах под действием флуктуаций. Если такая сис­тема удалена от точки термодинамического равновесия, то под действием флуктуаций в ней будет происходить раз­рушение старого порядка и создание нового. Структуры и системы, которые возникают при этом, Илья Пригожин назвал диссипативными. (Дополнительно) Они образуются за счет диссипации (рассеивание энергии) системой в окружающую среду и получения из окружающей среды новой энергии.

За исследования по термодинамике диссипативных структур И. Пригожину была присуждена Нобелевская премия по химии.

Другой видный теоретик самоорганизации, немецкий ученый М. Эйген, показал, что открытый Ч. Дарвином принцип естественного отбора действует и на уровне хи­мических молекул. Он показал, что сложные ограничения молекулярной структуры возникают благодаря эволюци­онному процессу отбора.

Благодаря этим наработкам в 70-е годы нашего века начинает формироваться новая междисциплинарная наука, которая получает название «синергетика». Эта наука воз­никает на стыке философии, физики, химии, биологии и математики. Она исследует механизмы возникновения но­вых состояний, структур и форм в результате разрушения старых. Синергетика опирается на принцип положитель­ной обратной связи, т. е. когда изменения в системе не устраняются, а накапливаются и приводят к образованию но­вого порядка.

С точки зрения самоорганизации условием развития любых динамических систем является взаимодействие этих систем с окружающей средой. Благодаря такому взаимодействию в системе возникает и поддерживается неравновесность, которая способствует разруше­нию старых и образованию новых структур.

При анализе эволюционных процессов постепенные изменения системы характеризуют как случайные, а их со­вокупный результат как необходимый. Теория самоорга­низации позволяет раскрыть механизм взаимосвязи слу­чайных и необходимых изменений. Случайные изменения системы происходят на микроуровне. Этот процесс явля­ется незаметным, пока изменения не достигнут некой кри­тической точки, после которой спонтанно (самопроизволь­но) возникает новый порядок или структура. В критиче­ской точке существует, по крайней мере, два пути измене­ния системы. В математике это обозначают термином «бифуркация» или раздвоение. Какой путь при этом выбе­рет система, зависит в значительной мере от случайных факторов. Но когда путь выбран, в дальнейшем движение системы подчиняется определенным законам. Таким образом, теория самоорганизации утверждает, что эволюцию системы необходимо рассматривать как единство двух прямо противоположных процессов –  необходимости и случайности.


Теория самоорганизации оказалась способной объяс­нить многие эволюционные процессы, которые происходят в биологических, экологических и даже социально-культурных системах. Правда, на этом пути встречается много трудностей, которые ждут своего разрешения. Глав­ное же преимущество теории самоорганизации состоит в том, что она позволяет взглянуть на мир с новых позиций и объяснить многие явления.

Несмотря на существенное отличие социальной эво­люции от биологической, между ними существует также и большое сходство. Недаром некоторые ученые характери­зуют социальную эволюцию как продолжение биологиче­ской, но только уже другими средствами.

При анализе эволюции социальных систем необхо­димо учитывать два фактора:

Первый. Человек является биосоциальным сущест­вом. Следовательно, его эволюция подчиняется неким все­общим законам материального мира.

Второй. При анализе эволюции социальных систем необходимо вскрыть закономерности, которые присущи именно социальной форме движения материи.

Учет этих двух факторов будет способствовать пра­вильному пониманию эволюции социальных систем.

Формирование человеческого рода, его выделение из животного царства, и прежде всего из отряда приматов, по современным представлениям началось примерно 10 мил­лионов лет назад. Раньше считалось, что ближайшими предками человека были австралопитеки, которые жили 3 миллиона лет назад. Теперь установлено, что они имели общим предком обезьяноподобное существо, которое на­звали рамапитеком, оно жило примерно 12 – 14 мил­лионов лет назад. Рамапитеки первоначально жили в лесах, но потом, в силу геологических условий вынуждены были покинуть их и начать обживать степи. Поскольку пере­двигаться по степи было удобнее без передних конечно­стей, то рамапитеки приобрели способность к прямохождению.

Прямохождение было первым серьезным измене­нием, которое способствовало быстрому эволюционному процессу рамапитеков.

В дальнейшем эволюция предчеловека была связана с появлением орудий труда. Первые каменные орудия тру­да появились примерно 2,6 миллиона лет назад. Переход к трудовой деятельности благотворно сказался на развитии тех органов, которые были непосредственно с ней связаны. Речь идет о развитии руки, увеличении объема мозга и возникновении языка, как средства общения. Ученые счи­тают, что становление такого человека произошло при­мерно 100 тысяч лет назад.


Развитие трудовой деятельности привело к возникно­вению родов, племен. Роды и племена были вынуждены общаться друг с другом. Это привело к обмену деятельно­сти, к возникновению экономических связей. На этой ста­дии развития человеческого общества возникает мораль и право.

Социальная эволюция, как и эволюция природы, происходит в результате взаимодействия с окружающей средой. В среде периодически происходят изменения. К этим изменениям должны адаптироваться живые организ­мы и социальные системы. В природе такая адаптация происходит в результате естественного отбора. Изменения живых организмов дальше происходит по законам генетики.

В социальных системах, в отличие от биологических, опыт приспособления к окружающей среде генетически существовать не может. Однако общество выработало свой особый способ передачи информации потомкам. Этот спо­соб обычно характеризуют как традицию. В традицию включены все способы передачи опыта, начиная от про­стейших навыков и правил поведения и кончая сложней­шими приемами профессиональной деятельности.