ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тышева, А. П. Беляевой, Б. С. Гершунского, В. И. Гинецинского, В. В. Давыдова, С. И. Змеева, Э. Ф. Зеера, В. А. Сластенина и др.

Дидактическое обеспечение профессиональной подготовки разрабатывается В. П. Беспалько, В. И. Загвязинским, Е. А. Климовым, А. В. Хуторским, В. Д. Шадриковым и другими учеными. Проблемы дидактики социального образования отражены в трудах С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, В. И. Жукова, И. А. Зимней, Н. М. Платоновой, Е. И. Холостовой, Н. Б. Шмелевой и др.

Концептуальные положения по обновлению подготовки кадров в высшей школе на основе блочномодульного подхода к обучению в современных условиях отражены в работах Н. В. Бородина, М. Т. Громковой, Т. И. Шамовой, В. А. Шибанова и др. Не менее важны исследования отечественных ученых в области современных проблем философии образования (Б. С. Гершунский, А. С. Запесоцкий, Н. Д. Никандров и др.); профессионального становления личности (А. Г. Александров, Т. А. Воробьева, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К Маркова, Ю. П. Поваренков и др.); теории менеджмента (М. Альберт, Е. М. Бабосов, О. С. Виханский, И. Н. Герчикова, М. Х. Мескон, Н. В. Самоукина и др.); педагогических и организационных аспектов развития профессионального образования (С. Я. Батышев, А. И. Берг, А. Л. Беляева, В. И. Загаязинский, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, Э. Ф. Зеер, Е. В. Ткаченко и др.); психологии развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.); современных обучающих технологий (В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, С. Е. Шишов); модульного обучения (Е. Я. Бутко, К. Я. Вазина, М. Т. Громкова, В. А. Ермоленко, С. А. Кайнова, А. А. Муравьева, П. И. Третьякова); научных основ мониторинга качества

180

образования (Р. Атаханов, В. И. Загвязинский, М. И. Шилова, Т. А. Строкова); проектирования современного образования (В. М. Монахов, З. И. Равкин и др.); опережающего профессионального образования (П. Н. Новиков); подготовки специалистов социальной работы (В. И. Жуков, Е. И. Холосюва, Н. Б. Шмелева, Н. М. Платонова и др.). Вопросами послевузовского и последипломного образования активно занимается, например, научная школа С. Я. Батышева – А. М. Новикова (Институт теории и истории педагогики) [Грезнева, 2010]. Исследователи различают послевузовское образование и последипломное образование. Послевузовское образование – это общая методология научного исследования, технологии работы над кандидатскими и докторскими диссертациями, педагогика научных школ (А. М. Новиков, О. Ю. Грезнева). Последипломное образование – это образование взрослых, развитие профессиональной карьеры, корпоративное обучение и корпоративные университеты, профессиональное обучение незанятого населения, развитие бизнес-образования и т. д. (Ю. Л. Деражне, К. Г. Кязимов, В. И. Подобед, О. Ю. Грезнева, О. Б. Ховов

идр.) [Грезнева 2010: 7]. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам развития инновационных форм образовательного процесса в системе непрерывного образования: концентрированное обучение; открытое обучение; дистанционное образование; инновационная деятельность образовательных учреждений и образовательных систем, обеспечение их устойчивого развития; развитие ремесленного образования, высшего рабочего образования

ит. д. (Ю. Л. Деражне, В. А. Ермоленко, М. М. Зиновкина,

Е. М. Ибрагимова, Т. Ю. Ломакина, Г. Н. Стайнов, С. А. Щенников и др.). Не менее важными вопросами становятся вопросы развития региональных систем непрерывного образования, развитие социального партнерства, теория управления образовательными системами,

181


оценка качества образования (Д. А. Новиков, В. А. Ермоленко, В. М. Логинов, Т. Ю. Ломакина и др.), а также подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского: А. М. Новиков, В. В. Кузнецов, И. А. Носков и др.).

Как известно, сегодня во всех странах мира сложилась практика переподготовки и повышения квалификации специалистов разных возрастных уровней. И это закономерно: требования столь быстро изменяющегося мира таковы, что для полноценного выполнения тех или иных видов деятельности однажды полученного образования не хватает. В переходные периоды развития общества эта закономерность проявляется значительно острее. Не явилась исключением в этом плане и современная Россия.

Учреждения системы повышения квалификации в условиях происходящих процессов модернизации образования выполняют одну из важных функций – методическое сопровождение инновационных процессов. В системе повышения квалификации происходят адекватные современным требованиям изменения. Специфика системы дополнительного профессионального образования заключается не только в необходимости быстрого и гибкого реагирования на новые требования рынка, но и в прогнозировании динамики развития рынка образовательных услуг с целью скорейшего предложения инновационного продукта.

В настоящее время складываются новые подходы к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников путем приближения процесса обучения к потребителю, выполнения соответствующего социального заказа конкретных целевых групп. Созданы предпосылки для дальнейшего развития учреждений дополнительного профессионального образования на основе маркетингового подхода,

182

обеспечивающего максимально полное удовлетворение запросов всех заказчиков и потребителей образовательных услуг. Необходимо постоянное проведение мониторинговых исследований по изучению изменений в системе образования. Педагогическим работникам предлагаются все новые виды образовательных услуг. Система повышения квалификации должна работать на опережение и реально менять образовательную среду, влияющую на качественные изменения образовательных систем. Меняется качество повышения квалификации, а именно: качество условий, качество организации повышения квалификации, качество процесса, качество субъектов образовательного процесса, качество содержания, качество управления

[Вощенкова 2008: URL].

Появление при Институте иностранных языков и литературы направления, связанного с повышением квалификации, было обусловлено экономическими причинами. В 90-е гг. из системы высшего образования исчезло такое явление, как ФПК – факультеты повышения квалификации, на которых в советские времена в столичных вузах регулярно каждые 5 лет обучались за счет средств федерального бюджета преподаватели региональных вузов. Возможно, сами ФПК юридически существовали, но финансирования со стороны государства не было. В это же самое время по всей стране резко увеличилось количество студентов на факультетах иностранных языков. Так, например, в ИИЯЛ в 90-е гг. контингент студентов увеличился на 70% (1992 г. – 444 студента, 1998 г. – 740 студентов). Резкое увеличение количества студентов повлекло за собой значительное омоложение кадрового состава. Началась текучка кадров, прежде всего среди молодых преподавателей. За последние 10 лет контингент молодых преподавателей сменился на 80%. Встал остро вопрос о сохранении лучших традиций института, потому что коллектив

183


преподавателей ИИЯЛ всегда отличался высоким педагогическим мастерством. Так, в 1997 г. появилась Школа педагогического мастерства «Ин-Яз», которая первоначально была направлена на повышение квалификации собственных преподавателей. Проводились многочисленные семинары, курсы, мастер-классы, коллегиальные семинары, нередко совместно с зарубежными коллегами и т. д. Это позволило, в частности, стабилизировать кадровый состав. В последние годы в рамках повышения квалификации институтом периодически стали предлагаться модульные курсы для специалистов дошкольных учреждений Удмуртской Республики, преподавателей школ, лицеев и гимназий, преподавателей иностранных языков педагогических училищ и вузов. В институте имеется высокий кадровый потенциал и апробированные образовательные программы, что позволяет открыть ФПК для специалистов языкового образования на постоянной основе.

В настоящее время ИИЯЛ предлагает и реализует ряд программ повышения квалификации для работников сферы образования (схема 9). Все программы блока «Педагогическое мастерство» рассчитаны на 72 часа и завершаются выдачей удостоверения. В настоящее время в связи с переходом на модульную систему построения образовательных программ некоторые из них имеют короткую версию в объеме одного модуля в 18–24 академических часа. Удостоверение в этом случае выдается только при прохождении 4–3 модулей соответственно. Аннотации по содержанию программ доступны на сайте ЦДО ИИЯЛ [Дополнительное… 2012: URL].

184

Программы блока «Педагогическое мастерство»

Схема 9

Программы повышение квалификации ЦДО ИИЯЛ для учителей школ и преподавателей вузов

Для преподавателей и воспитателей дошкольных групп

Раннее языковое образование: иностранные и национальные языки

Для учителей школ, НПО, СПО

Иностранный и национальный языки в начальной школе

Иностранный и национальный языки в средней

школе

Модернизация системы подготовки к экзаменам по иностранному языку в школе

Современная дидактика иностранных языков

Для преподавателей высшей школы

Иностранный язык для академических целей (английский, немецкий, французский языки)

Иностранный язык и межкультурная дидактика

Инновационный менеджмент в филологии и лингвистике: непрерывное иноязычное образование

Международное академическое сотрудничество: компетентностный подход

Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании: иностранные языки

Дидактические аспекты электронного обучения иностранным языкам

Перевод и профессиональная коммуникация

185


Программы повышения квалификации для предприятий и организаций:

«Корпоративное обучение»

Если на протяжении многих лет конкурентным преимуществом предприятий было обладание технологиями, то в последние десятилетия передовые фирмы во всех сферах бизнеса основную ставку на победу в конкурентной борьбе стали делать на интеллектуальный потенциал, считая его основой своих успехов в создании инновационной продукции, с высокой прибылью реализуемой на мировом рынке. В этих условиях огромное значение играет повышение квалификации персонала через корпоративное обучение. Организация, ориентированная на движение вперед, включает в себя персонал, готовый к изменениям, более мобильный, способный к обучению. Рядом с философией работающего человека – «высидеть рабочий день; мне должны» появляется философия – «заработать». Последнее характеризуется изменением ценностей и потребительских предпочтений в пользу образования, информационных услуг, комфортного рабочего места, здоровой окружающей среды; стереотипы «общества потребления» замещаются ориентирами качества жизни [Дубиненкова 2012: URL].

Корпоративное обучение – это практико-ориентиро-

ванное

обучение сотрудников компании,

проводимое

с целью

повышения эффективности

их

деятельности

в интересах компании. Эффект от

корпоративного

обучения несомненен [Особенности, URL]:

 

повышение показателей деятельности организации;

повышение гибкости в работе за счет расширения навыков работников;

привлечение высококвалифицированных работников, так как обучение повышает их компетентность, позволяет повысить социальный статус, матери-

186

альное положение, дает перспективы карьерного роста;

повышение приверженности работников, осознание ими миссии и целей организации;

облегчает управление изменениями, так как дает работникам новые знания и навыки, необходимые в новых условиях;

способствует развитию в организации позитивной культуры.

В одном из проведенных исследований приводятся интересные данные о внешних и внутренних ресурсах, которые использовали опрошенные компании для обучения своих сотрудников в2008 г. [Результаты… 2009: URL]:

73% решали вопросы обучения при помощи внутреннего тренера;

70% обращались в тренинговые компании;

45% обучали сотрудников в Учебном центре;

30% пользовались услугами консалтинговых компаний;

24% обращались к фрилансерам;

21% обучали своих сотрудников при помощи выс-

ших учебных заведений.

Сочетание использования внутренних и внешних ресурсов в 2008 г. выглядело следующим образом:

52% компаний при обучении персонала использовали как внешние, так и внутренние ресурсы;

23% компаний справлялись своими собственными силами;

19% использовали только внешние ресурсы.

Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников предприятия современному уровню развития науки, техники и экономики. В условиях информатизации общества полу-

187


ченные знания устаревают особенно быстро, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации является неотъемлемой частью развития работника в силу ряда причин

[Менеджмент… 2004: 35]:

повышение квалификации дешевле подготовки специалистов;

оно характеризуется краткосрочностью обучения, период освоения наиболее популярных программ на предприятиях с отрывом от производства может иметь продолжительность от трех дней до двух недель;

обучение имеет целевую направленность с использованием набора учебных модулей.

Иностранный язык постепенно и прочно входит в необходимый перечень требований, описываемых в квалификационных характеристиках специалиста XXI в., и поэтому требует особого отношения к себе как учебному предмету. Хотя языковая компетенция имеет как природную, так и социальную обусловленность, только сознательное овладение иностранным языком в учебном процессе определяет возможность личности стать полноправным агентом социального действия в новых для себя социальных полях. И если для достижения определенной профессиональной позиции формальное образование становится сегодня все менее достаточным, хотя и все более необходимым, то реальное владение на достаточном уровне определенными навыками начинает играть решающуюрольна рынке труда [Блажевич 2010: 5].

В экономических и социологических исследованиях последних лет отмечается: для того чтобы отечественные предприятия могли успешно конкурировать с лучшими зарубежными фирмами, каждый квалифицированный специалист должен знать по зарубежным первоисточникам, что делается, что планируется развитыми странами

188

в соответствующих областях науки и техники. Практика показывает, что нужны не просто переводчики, а именно высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками. Таким образом, владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста.

В связи с востребованностью иностранных языков ЦДО ИИЯЛ предлагает программы для предприятий и организаций, которые реализуются в разных вариантах в соответствии со спецификой последних (схема 10).

Схема 10

Программы повышения квалификации для предприятий и организаций

Программы блока «Корпоративное обучение»

Образовательные

программы

Иностранные языки в профессиональной деятельности

Английский язык для успешного бизнеса

Практический курс про- фессионально-ориентиро- ванного перевода

Виды деятельности

Рекламно-презентацион- ная деятельность

Клубы

189