ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект лекции 19

Бюджет и бюджетное устройство РФ

В юридической литературе понятие «бюджет» обычно рассматривается в нескольких аспектах:

а) в материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления;

б) в экономическом аспекте (как экономическая категория) бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований;

в) в юридическом аспекте бюджет рассматривается как правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений;

г) в Бюджетном кодексе (БК) РФ бюджет определен как форма образования ирасходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Таким образом, один и тот же термин используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов.

Подобное словоупотребление нарушает правило формальной логики: каждому определяемому объекту принадлежит свое, только ему присущее определение и, следовательно, термин.

Логика построения определения состоит в следующем: составляется, рассматривается, утверждается и исполняется финансовый план - основной финансовый документ страны, который имеет правовую форму законодательного акта.

В процессе исполнения этого плана, который в силу того что изложен на бумаге, становится документом, а в силу того что рассматривает-

124

ся и утверждается в особом порядке, - законом, образуется и используется денежный фонд, который и является бюджетом.

Таким образом, бюджет - это фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Косвенное подтверждение правильности предложенного определения содержится в Бюджетном кодексе РФ:

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст. 6).

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенныйдля реализации конституционныхправ граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13).

Понимание бюджета как фонда денежных средств соответствует практике государственной работы и официальному словоупотреблению, когда говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счетбюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет, о пополнении бюджета.

Правовые формы бюджетов:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;

2)бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ;

3)местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в

форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения (ст. 3 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного процесса в РСФСР» в ред. ФЗ от 31 июля 1995 г. № 118-ФЗ).

125


ствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов

каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ; право органов государственной власти и органов мест-

ного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов мест-

ного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов ирасходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных

127

внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений изисточников финансированияегодефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования

бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансированияегодефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

128


Принцип гласности означает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных

средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

129

Схема № 60. Бюджетная система государства

130


Схема № 61. Принципы бюджетной системы РФ

Конспект лекции 20

Бюджетное право и бюджетное законодательство

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения:

1) возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2)возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением;

3)возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) возникают в связи с образованием, распределением и использованием соответствующего бюджета;

2) одной из сторон всегда является государство, государственное или муниципальное образование или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы.

Одним из видов бюджетных отношений являются межбюджетные отношения, в основу которых заложен принцип

бюджетного федерализма.

132

получающее из бюджета денежные средства в различных формах (дотация, субвенция, субсидия, бюджетный кредит, бюджетная ссуда).

Методы бюджетного регулирования (схема № 65)

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Трансферт (нормативно-долевая дотация) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основах в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов РФ, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долей (процентов) субъектов РФ или муниципальных образований в указанных фондах.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной или возмездной основах.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

135


В ходе межбюджетных отношений помимо указанных применяются иные методы (схема № 65), а также осуществляются взаимные расчеты и бюджетные компенсации.

Взаимные расчеты - метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение бюджетного года вышестоящие органы власти принимают решения, которые не были учтены при формировании бюджетов, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей либо путем предоставления бюджетных компенсаций.

Бюджетные компенсации - суммы, передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

136

Схема № 65. Методы бюджетного регулирования

Конспект лекции 21

Бюджетные права РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

Бюджетные права представляют собой полномочия (компетенцию) различных субъектов бюджетного права.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РФ

Содержание бюджетных прав РФ обусловлено ее суверенитетом, который в соответствии со ст. 4 Конституции РФ распространяется на всю территорию России.

Бюджетные права РФ реализуются органами государственной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, палатами Федерального Собрания - Советом Федерации и Государственной Думой.

Бюджетные права РФ выражаются в праве получать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет.

С помощью бюджетных прав РФ обеспечивается создание финансовой базы, необходимой для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения ее внутренних и внешних задач. Эти права создают финансовые возможности для выполнения международных обязательств России, в том числе в рамках СНГ. Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном счете единая соци- ально-экономическаяполитика.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, в Законе РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (в ред. ФЗ от 31 июля 1995 г. № 118-ФЗ), в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов го-

140