ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема № 49. Виды финансового контроля в зависимости от природы осуществляющих его субъектов

Схема№50.Органыфинансовогоконтроля

Схема № 52. Роль финансового контроля в охране собственности

а

Конспект лекции 14

Счетная палата РФ

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

законности,

объективности,

независимости,

гласности.

Основные задачи Счетной палаты:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей

проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ выявленных отклонений от установленных пока-

зателей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;

96

• общественные объединения, некоммерческие организации, если они получают, перечисляют, используют бюджетные средства, используют федеральную собственность, либо управляют ею, имеют налоговые, таможенные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

99


Схема № 53. Состав Счетной палаты РФ


Конспект лекции 15

Министерство финансов РФ, налоговыеорганы, органыналоговой полиции

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ (МИНФИН РОССИИ)

Минфин России в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Возглавляет Минфин России министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ {схема

№54).

Основные задачи Минфина России:

совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; разработка проекта федерального бюджета; обеспечение

исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ и другие задачи;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

101

взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать за счет средств федерального бюджета поддержки субъектов Российской Федерации и предоставлять помощь за счет средств этого фонда; осуществлять лицензионную деятельность и др.

Контрольно-ревизионные органы Минфина РФ действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольноревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ является территориальным контрольно-ревизионным органом Министерства финансов РФ и создается по его решению. Основной задачей деятельности КРУ является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона РоссийскойФедерации.

Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации.

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоговые органы РФ действуют в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ), Положением о государственной налоговой службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340, и другими нормативными актами.

Состав единой централизованной системы налоговых органов РФ:

• центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления (Министерство по налогам и сборам РФ); государственные налоговые инспекции по республикам

в составе Российской Федерации, краям, областям, ав-

103


тономным образованиям, районам, городам и районам в городах.

Налоговые органы РФ, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняются Президенту РФ и Правительству РФ.

Главной задачей налоговых органов РФ является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Функции Министерства по налогам и сборам РФ:

проведение и организация работы государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; проведение в министерствах и ведомствах, на предпри-

ятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверок денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

организация работы государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; осуществление возврата излишне взысканных и упла-

ченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации; анализ отчетных, статистических данных и результатов

проверок на местах, подготовка на их основе предложений о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

104

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства по налогам и сборам РФ и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

Функции Государственной налоговой инспекции: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;

контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

• предъявление в суд и арбитражный суд исков; приостановление в определенных законом случаях операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральные органы налоговой полиции действуют в соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. № 5238-1 (в ред. ФЗ от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). Органы налоговой полиции являются правоохранительными органами, составной частью сил обеспече-

105


ния экономической безопасности РФ и осуществляют государственный финансовый контроль.

Основные задачи Федеральной службы налоговой полиции:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Система федеральных органов налоговой полиции включает (схема № 55):

Федеральную службу налоговой полиции; территориальные органы налоговой полиции - органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, автономной области, автономным округам, краям, областям, городам (управления, отделы); местные органы налоговой полиции - органы налоговой

полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции.

Федеральную службу налоговой полиции РФ возглавляет директор Федеральной службы налоговой полиции РФ, который осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами.

Права органов налоговой полиции:

проведение в соответствии с законодательством опера- тивно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

пользование при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

106

приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

беспрепятственное проникновение в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и их обследование;

требование от должностных лиц устранения нарушений законодательства о налогах;

наложение административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов и другие права.

107