ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Схема № 49. Виды финансового контроля в зависимости от природы осуществляющих его субъектов
Схема№50.Органыфинансовогоконтроля
Схема № 52. Роль финансового контроля в охране собственности
а
Конспект лекции 14
Счетная палата РФ
В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:
•законности,
•объективности,
•независимости,
•гласности.
Основные задачи Счетной палаты:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей
проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ выявленных отклонений от установленных пока-
зателей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
96
• общественные объединения, некоммерческие организации, если они получают, перечисляют, используют бюджетные средства, используют федеральную собственность, либо управляют ею, имеют налоговые, таможенные льготы и преимущества.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
99
Схема № 53. Состав Счетной палаты РФ
Конспект лекции 15
Министерство финансов РФ, налоговыеорганы, органыналоговой полиции
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ (МИНФИН РОССИИ)
Минфин России в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Возглавляет Минфин России министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ {схема
№54).
Основные задачи Минфина России:
•совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
•разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; разработка проекта федерального бюджета; обеспечение
исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
•разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ и другие задачи;
•участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
•осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
101
взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать за счет средств федерального бюджета поддержки субъектов Российской Федерации и предоставлять помощь за счет средств этого фонда; осуществлять лицензионную деятельность и др.
Контрольно-ревизионные органы Минфина РФ действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольноревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».
Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ является территориальным контрольно-ревизионным органом Министерства финансов РФ и создается по его решению. Основной задачей деятельности КРУ является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона РоссийскойФедерации.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации.
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговые органы РФ действуют в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ), Положением о государственной налоговой службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340, и другими нормативными актами.
Состав единой централизованной системы налоговых органов РФ:
• центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления (Министерство по налогам и сборам РФ); государственные налоговые инспекции по республикам
в составе Российской Федерации, краям, областям, ав-
103
тономным образованиям, районам, городам и районам в городах.
Налоговые органы РФ, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняются Президенту РФ и Правительству РФ.
Главной задачей налоговых органов РФ является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Функции Министерства по налогам и сборам РФ:
проведение и организация работы государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; проведение в министерствах и ведомствах, на предпри-
ятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверок денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
организация работы государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; осуществление возврата излишне взысканных и упла-
ченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации; анализ отчетных, статистических данных и результатов
проверок на местах, подготовка на их основе предложений о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.
104
Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства по налогам и сборам РФ и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.
Функции Государственной налоговой инспекции: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
•обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
•контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
• предъявление в суд и арбитражный суд исков; приостановление в определенных законом случаях операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральные органы налоговой полиции действуют в соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. № 5238-1 (в ред. ФЗ от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). Органы налоговой полиции являются правоохранительными органами, составной частью сил обеспече-
105
ния экономической безопасности РФ и осуществляют государственный финансовый контроль.
Основные задачи Федеральной службы налоговой полиции:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;
предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Система федеральных органов налоговой полиции включает (схема № 55):
Федеральную службу налоговой полиции; территориальные органы налоговой полиции - органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, автономной области, автономным округам, краям, областям, городам (управления, отделы); местные органы налоговой полиции - органы налоговой
полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции.
Федеральную службу налоговой полиции РФ возглавляет директор Федеральной службы налоговой полиции РФ, который осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами.
Права органов налоговой полиции:
проведение в соответствии с законодательством опера- тивно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
пользование при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
106
•приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
•беспрепятственное проникновение в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и их обследование;
•требование от должностных лиц устранения нарушений законодательства о налогах;
•наложение административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов и другие права.
107