ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• установления экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций; осуществления непосредственного контроля за законно-

стью операций кредитных организаций.

Банк России вправе осуществлять проверки операций банков своими силами либо поручить проведение таких проверок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Центральный банк РФ имеет право давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центральный банк может предъявить требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк России

может применить следующие меры:

взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, на-

рушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией и т.п.

112

троэнергией и т.д. Орган дознания, следователь, прокурор, суд и арбитражный суд могут дать аудитору поручение об обязательной проверке. Срок, как правило, не более двух месяцев;

2) добровольный (инициативный) аудит - для остальных хозяйствующих субъектов; проводится по их желанию на основе договора между аудитором и соответствующим субъектом.

В зависимости от того, кто осуществляет аудиторскую проверку, различают:

1) внутренний аудит - осуществляется внутрифирменной аудиторской службой. Схож с ведомственным финансовым контролем. Отличие в том, что проверяет не главный бухгалтер, а специальный аудиторский орган, который подчиняется руководителю фирмы или годовому собранию акционеров;

2) внешний аудит - выполняют отдельные аудиторы или специальные аудиторские фирмы по договору с заинтересованными предпринимателями.

Могут быть и иные основания классификации аудита (схема № 57).

Права аудиторов:

1) проверять в полном объеме документацию о финансовохозяйственной деятельности, денежных суммах, ценных бумагах, материальных ценностях;

2)получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные необходимые сведения;

3)по письменному запросу получать необходимую информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручавших проверку;

4)самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержание поручения органов суда, прокуратуры и т. д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

5)отказываться от проведения аудиторской проверки в случае:

115


В. Итоговую часть (содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта).

Если при проверке установлены факты недостоверности бухгалтерского учета, аудитор должен отказаться от подтверждения правильности учета и представленной отчетности, рекомендовав устранить недостатки. После этого он проводит дополнительную проверку и составляет аудиторское заключение.

Если хозяйствующий субъект не справился с устранением выявленных существенных отклонений и нарушений, в итоговой части делается запись о невозможности подтверждения достоверности финансовой отчетности.

Если в ходе проверки аудитор не смог получить достаточно надежных данных, чтобы сформировать мнение о качестве учета и отчетности, заключение не приводится вовсе.

Аудитор несет в полном объеме ответственность за объективность и непредвзятость представленного заключения.

Если аудитор был намеренно введен в заблуждение, то материальная ответственность ложится на хозяйствующего субъекта.

Если проверка проведена неквалифицированно, то с аудитора по решению суда (арбитража) по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию, могут быть взысканы:

понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки;

100 минимальных размеров оплаты труда с аудитора; от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда с аудиторской фирмы.

117

Схема № 57. Виды аудита

Конспект лекции 18

Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:

1) предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финан- сово-кредитной системы при рассмотрении финансовых исков, смет и других нормативных расчетов. Ключевая роль отводится главному бухгалтеру;

2)текущий (оперативный) контроль осуществляется ежедневно финансовыми службами для предотвращения нарушения финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения обязательств перед бюджетом. Позволяет предотвращать совершение финансовых правонарушений и предупреждать возможные потери. Объектом становится в первую очередь документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств;

3)последующий контроль сводится к проверке финансовохозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте.

119



Приемы документального контроля:

1)формальная проверка документации - оценка правильности оформления документов, подлежащих контролю;

2)арифметическая проверка документации - оценка правильности таксировок и подсчетов в документах;

3)юридическая оценка документально оформленных хозяйственных операций - определение соответствия операций законодательству и их экономической целесообразности;

4)логическая проверка - логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

5)встречная проверка - сличение документов или учетных записей ревизуемого предприятия с одноименными или взаимосвязанными данными предприятий, с которыми ревизуемое имеет хозяйственные связи;

6)сравнение - сопоставление объектов контроля с целью определения сходства или различия между ними;

7)балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей - сопоставление поступлений отдельных видов ценностей за период с их расходом за тот же период и остатками по инвентарной ведомости на день ревизии;

8)некоторые другие приемы.

Приемы фактического контроля:

1) инвентаризация - проверка фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;

2)экспертная оценка - проведение специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли и т.д.;

3)визуальное наблюдение - обследование на месте в целях проверки хранения материальных ценностей на складах, состояния контроля за ввозом материалов и готовой продукции.

121

Схема№59. Классификация (виды) ревизий

123