ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
один из важнейших видов учебных занятий, составляющий основу теоретического обучения. Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состоя-
ЛЕКЦИИ ние и перспективы развития конкретной области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать активную познавательную деятельность студентов, формировать у них творческое мышление.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды учебных лекций |
Цель лекции - |
|
Виды методик чтения |
|
|||
|
|
|
|
это ее представляемые ре- |
|
лекций |
|
|
|
тематическая |
|
зультаты, т.е. чего хочет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
достигнуть преподава- |
|
информационная |
|
|
|
установочная |
|
тель: чему научить, что |
|
(описательно- |
|
||
|
(для заочников) |
|
воспитать, что сформиро- |
|
иллюстративная) |
|
||
|
|
|
|
вать, или поставить проб- |
|
проблемная |
|
|
|
вводная |
|
лему, наметить ориентиры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для самостоятельного изу- |
|
лекция-диалог |
|
|
|
обзорная |
|
чения темы или отдельных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросов |
|
лекция вдвоем |
|
|
|
|
|
|
|
|
пресс-конференция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ЧТЕНИИ ЛЕКЦИИ
Готовясь к лекции, рекомендуется составить ее педагогическую модель: роль, место в курсе, связь с другими темами, смежными дисциплинами, основные содержательные блоки, приемы активизации познавательной деятельности обучаемых.
Начинающему преподавателю целесообразно иметь полный текст лекции, раскрывающий содержание вступления, учебных вопросов, планируемые методические приемы при их рассмотрении, факты и выводы.
Учитывать, что внимание обучаемых зависит от темпо-речевой характеристики чтения лекции:
фраза, состоящая из 5-9 смысловых единиц, произносимая на одном дыхании, удерживается оперативной памятью в течение 5 секунд, т.е. как звучащая фраза;
темп чтения лекции первокурсникам составляет 40-45 слов в минуту, на старших курсах - до 70-80 слов в минуту;
через 25-30 минут чтения лекции у обучаемых наступает утомление.
47
проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам СЕМИНАРЫ учебной программы) с целью углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и
изложения учебного материала.
виды семинарских занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросно- |
|
семинар- |
|
семинар- |
|
|
семинар- |
|||
ответный |
|
дискуссия |
|
“круглый стол” |
|
|
пресс- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конференция |
спор рядов
преподаватель против студентов
студенты против преподавателя
игровая контрольная и др.
учебный семинар
учебные
дискуссии
встречи за “круглым столом”
с элементами деловой игры
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМИНАРА
Цели, |
углубить и закрепить знания обучаемых; |
|
которые ставит |
помочь разобраться в наиболее сложных вопросах учебной дис- |
|
преподаватель |
циплины; |
|
|
выработать умения применять теоретические положения в прак- |
|
|
тике будущей деятельности; |
|
|
осуществить контроль за изучением и освоением учебного ма- |
|
|
териала. |
|
Задачи, |
развитие творческой активности и самостоятельности мышле- |
|
решаемые на |
ния обучаемых; |
|
семинаре |
развитие навыков научно-исследовательской работы, примене- |
|
|
ния современной методологии в исследованиях по предмету; |
|
|
побуждение к активной самостоятельной работе; |
|
|
выявление и преодоление неполноты знаний, дефектов речевых |
|
|
навыков обучающихся и др. |
|
Функции |
познавательная |
контрольная |
семинара |
стимулирующая |
воспитательная |
48
проводятся в интересах формирования навыков и умений, ре- ПРАКТИЧЕСКИЕ шения профессиональных задач, выполнения чертежей и расче- ЗАНЯТИЯ тов, разработки и оформления служебных документов, отработки приемов и нормативов, практического овладения иностран-
ным языком.
Виды практических занятий
тренировки
мыслительный тренинг
организационно-деятельностные игры
анализ конкретных ситуаций
деловые (педагогические) игры
организационно-мыслительные игры
функциональное упражнение |
|
функциональное проектирование |
|
|
|||
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ |
|||
Цели, |
Помочь обучаемым углубить, систематизировать и закрепить |
||
которые ставит |
теоретические знания по конкретным практическим проблемам |
||
преподаватель |
профессиональной деятельности; |
||
|
Научить студентов применять теорию в решении профессио- |
||
|
нальных задач; |
|
|
|
Сформировать навыки и умения по основным направлениям |
||
|
профессиональной деятельности; |
||
|
Совершенствование навыков и умений самостоятельной работы |
||
|
со служебными документами, учебной и справочной литературой; |
||
|
Контроль за ростом профессионального мастерства слушателей и |
||
|
студентов и др. |
|
|
Функции |
познавательная |
|
формирующая |
практического |
контрольная |
|
воспитательная |
занятия |
|
|
|
49
|
|
СРЕДСТВА |
специально разработанные материальные и материализованные |
||
|
|
ОБУЧЕНИЯ |
предметы, оборудование, устройства, предназначенные для совер- |
||
|
|
|
|
шенствования процесса обучения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебные |
Учебники; учебные пособия; хрестоматии; сборники упражнений, |
||
|
|
книги |
задач, нормативных документов; словари; справочники; методиче- |
||
|
|
|
|
ские указания, специальная литература и др. |
|
|
|
Наглядные |
Таблицы; плакаты; муляжи, модели, натуральные объекты и др. |
||
|
|
пособия |
|
|
|
|
|
Информацион- |
|
|
|
|
|
ные материалы к |
Кинофильмы; видеофильмы; диафильмы; слайды; пленки с наклад- |
||
|
|
аудиовизуальным |
ными проекциями; видеозаписи и др. |
||
|
|
средствам |
|
|
|
|
|
обучения |
|
|
|
|
|
Программно- |
Автоматизированные обучающие курсы; учебные задания для ре- |
||
|
|
методическое |
шения расчетных, вычислительных, проектно-графических, поис- |
||
|
|
обеспечение ком- |
ково-информационных и оптимизационных задач; профессиональ- |
||
|
|
пьютерной тех- |
ные прикладные программы; тесты; контрольные задачи и задания |
||
|
|
нологии обучения |
и др. |
||
|
|
Специальное |
Тренажеры; лингафонное оборудование; устройства для имитиро- |
||
|
|
оборудование |
вания профессиональной деятельности (в т.ч. на основе ЭВМ) и др. |
||
|
|
Дидактические |
Обучающие программы; сценарии деловых игр; профессиональные |
||
|
|
материалы |
ситуации для анализа; ситуационные задачи; индивидуальные про- |
||
|
|
|
|
верочные опросники и др. |
|
|
|
Технические |
Аудиовизуальные: кинопроекторы, магнитофоны, диапроекторы, |
||
|
|
средства |
кодоскопы и т.п. |
||
|
|
обучения |
Компьютерные: ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные |
||
|
|
|
|
сети и т.п. |
|
|
|
Лабораторное |
Приборы; аппараты; устройства общего назначения (микроскопы, |
||
|
|
оборудование |
контрольно-измерительные приборы и др.); химическая посуда; |
||
|
|
|
|
чертежное оборудование и др. |
|
|
|
Учебная |
Учебные столы; классные доски; оборудование для затемнения ау- |
||
|
|
мебель и |
дитории; плакатницы; держатели наглядных пособий; демонстра- |
||
|
|
приспособления |
ционные подставки и пр. |
50