ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы изучения, накопления педагогических идей, фактов по исследуемой проблеме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение и анализ |
|
ПЕДАГО- |
|
Изучение документов |
|
|
|
|
литературных источников |
|
ГИЧЕ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
СКИЙ |
|
|
|
|
|
|
Наблюдение |
|
ЭКСПЕ- |
|
Беседа |
|
|
|
|
|
|
РИМЕНТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
(констати- |
|
|
|
|
|
|
Опрос (анкетирование, |
|
рующий |
|
Обобщение независимых |
|
|
|
|
интервью и др.) |
|
или |
|
характеристик |
|
|
|
|
|
|
формиру- |
|
|
|
|
|
|
Экспертная оценка |
|
ющий) |
|
Анализ результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практической деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведение кино-, видео-, |
|
|
|
|
Тестирование |
|
|
|
фотосъемки, звукозаписи |
|
|
|
|
|
|
|
Методы анализа и обобщения результатов исследования
Теоретические методы:
анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение и др.
Педагогические методы:
обсуждение результатов исследования, опытная проверка полученных результатов, педагогический консилиум и др.
Математические и статистические методы проверки достоверности полученных данных и обоснованности сделанных выводов:
определение коэффициентов корреляции, дисперсии, доверительного интервала и др.
15
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Выполнение научно-исследовательской работы, возлагаемой на кафедру
Участие в комплексных НИР, проводимых по заказу руководства, практических работников и других инстанций
Выполнение межвузовских научно-исследовательских работ
Подготовка и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и т.п.
Разработка и написание учебников
Участие в разработке уставов, положений, инструкций, опытных проектов, нормативно-методических документов и др.
Участие в работе конкурсных комиссий по рассмотрению научных работ преподавателей, студентов
Научно-исследовательская работа, выполняемая в интересах кафедры
Участие в научных исследованиях, проводимых по планам кафедры
Разработка и подготовка к изданию учебных пособий
Подготовка научных сообщений
Участие в работе ученого совета вуза, диссертационных советов
Руководство научной работой студентов, научное руководство аспирантами, соискателями
Проведение научных консультаций с докторантами
Командировки, связанные с выполнением научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа, выполняемая по индивидуальному плану преподавателя
Выполнение диссертационных исследований
Подготовка и издание научных трудов, монографий, методических пособий и др.
Рецензирование научных трудов, диссертаций и т.п.
Рецензирование научных трудов, учебников и учебных пособий
16
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание рассматривается как сложное и специфическое социальное явле-
ние, направленное на передачу социального, жизненного опыта от поколения к поколению людей, на подготовку человека к жизни, к выполнению общественных и профессиональных обязанностей.
Воспитание как один из факторов формирования личности, развития ее способностей и возможностей, интеллектуальных, духовных, физических и других качеств и свойств.
Воспитание как комплекс общих и частных целей и задач, определяемых об-
щечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями.
Речь идет преимущественно о содержательной стороне воспитания.
Воспитание как сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных между собой элементов, параллельных и вертикальных связей, отношений субъективного и объективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.
Воспитание как особый вид человеческой деятельности, направленной на реа-
лизацию функций формирования определенных качеств, развития личности, перевоспитания, внутренней мобилизации, психологической подготовки к жизни, профессиональной деятельности, побуждения к самосовершенствованию и др.
Воспитание как процесс целенаправленного, систематического воздейст-
вия, влияния на психику личности, психологию коллектива с целью формирования у студента необходимых общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств и стремления к самосовершенствованию.
17
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
С Р Е Д А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принципы, методы и сред- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
ства воспитания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
Оценка |
|||||||
ТРЕБОВАНИЯ |
|
|
|
|
|
организация |
|
Психология |
|
Т |
положит. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ОБЩЕСТВА, |
|
ВОЗДЕЙСТ- |
|
службы |
|
личности, |
|
Н |
отрицат. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ДЕЯТЕЛЬ- |
|
ВИЕ, |
|
педагог |
|
коллекти- |
|
О |
равнодушное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
НОСТИ |
|
ВЛИЯНИЕ |
|
|
|
ва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
(цели) |
|
|
|
|
коллектив |
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 Р 3 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
Качества |
Пове- |
|
|
Результат |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
дение |
|
и его соответст- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вие цели |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Со д е р ж а н и е
-профессиональное
-патриотическое
-нравственное
-правовое
-экономическое
-интернациональное
-экологическое
-эстетическое
-физическое
-половое и др.
Фу н к ц и и
-формирующе-развивающая;
-мобилизации;
-побуждения к самовоспитанию;
-профилактическая;
-перевоспитания.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
некритическое |
|
|
|
|
|
|
анализ и проверка полученной |
||||||||||
восприятие |
|
|
Получаемая |
|
|
|
|
|
информации на практике |
||||||||
|
|
|
|
информация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подтверждение по- |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лученной информа- |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ции / неподтвержде- |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние полученной |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
информации |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Сомнение |
|
|
|
|
|
Закрепление |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
поиск дополнительной |
полученной |
||||||||||||
|
|
|
|
|
информации |
|
|
|
|
|
информации |
||||||
|
|
|
|
|
Подтверждение / |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
неподтверждение |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Негативное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
отношение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
к полученной |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
информации |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Аксиоматические |
|
Устойчивые |
|
Неустойчивые |
Устойчивые |
||||||||||||
убеждения |
|
отрицательные |
|
убеждения |
положительные |
||||||||||||
|
|
|
|
убеждения |
|
|
|
|
|
|
убеждения |
19