Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы изучения, накопления педагогических идей, фактов по исследуемой проблеме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение и анализ

 

ПЕДАГО-

 

Изучение документов

 

 

 

литературных источников

 

ГИЧЕ-

 

 

 

 

 

 

 

СКИЙ

 

 

 

 

 

Наблюдение

 

ЭКСПЕ-

 

Беседа

 

 

 

 

 

РИМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

(констати-

 

 

 

 

 

Опрос (анкетирование,

 

рующий

 

Обобщение независимых

 

 

 

интервью и др.)

 

или

 

характеристик

 

 

 

 

 

формиру-

 

 

 

 

 

Экспертная оценка

 

ющий)

 

Анализ результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

практической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение кино-, видео-,

 

 

 

 

Тестирование

 

 

 

фотосъемки, звукозаписи

 

 

 

 

 

 

 

Методы анализа и обобщения результатов исследования

Теоретические методы:

анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение и др.

Педагогические методы:

обсуждение результатов исследования, опытная проверка полученных результатов, педагогический консилиум и др.

Математические и статистические методы проверки достоверности полученных данных и обоснованности сделанных выводов:

определение коэффициентов корреляции, дисперсии, доверительного интервала и др.

15


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Выполнение научно-исследовательской работы, возлагаемой на кафедру

Участие в комплексных НИР, проводимых по заказу руководства, практических работников и других инстанций

Выполнение межвузовских научно-исследовательских работ

Подготовка и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и т.п.

Разработка и написание учебников

Участие в разработке уставов, положений, инструкций, опытных проектов, нормативно-методических документов и др.

Участие в работе конкурсных комиссий по рассмотрению научных работ преподавателей, студентов

Научно-исследовательская работа, выполняемая в интересах кафедры

Участие в научных исследованиях, проводимых по планам кафедры

Разработка и подготовка к изданию учебных пособий

Подготовка научных сообщений

Участие в работе ученого совета вуза, диссертационных советов

Руководство научной работой студентов, научное руководство аспирантами, соискателями

Проведение научных консультаций с докторантами

Командировки, связанные с выполнением научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа, выполняемая по индивидуальному плану преподавателя

Выполнение диссертационных исследований

Подготовка и издание научных трудов, монографий, методических пособий и др.

Рецензирование научных трудов, диссертаций и т.п.

Рецензирование научных трудов, учебников и учебных пособий

16

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание рассматривается как сложное и специфическое социальное явле-

ние, направленное на передачу социального, жизненного опыта от поколения к поколению людей, на подготовку человека к жизни, к выполнению общественных и профессиональных обязанностей.

Воспитание как один из факторов формирования личности, развития ее способностей и возможностей, интеллектуальных, духовных, физических и других качеств и свойств.

Воспитание как комплекс общих и частных целей и задач, определяемых об-

щечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями.

Речь идет преимущественно о содержательной стороне воспитания.

Воспитание как сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных между собой элементов, параллельных и вертикальных связей, отношений субъективного и объективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.

Воспитание как особый вид человеческой деятельности, направленной на реа-

лизацию функций формирования определенных качеств, развития личности, перевоспитания, внутренней мобилизации, психологической подготовки к жизни, профессиональной деятельности, побуждения к самосовершенствованию и др.

Воспитание как процесс целенаправленного, систематического воздейст-

вия, влияния на психику личности, психологию коллектива с целью формирования у студента необходимых общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств и стремления к самосовершенствованию.

17


ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

С Р Е Д А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы, методы и сред-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ства воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

Оценка

ТРЕБОВАНИЯ

 

 

 

 

 

организация

 

Психология

 

Т

положит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕСТВА,

 

ВОЗДЕЙСТ-

 

службы

 

личности,

 

Н

отрицат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬ-

 

ВИЕ,

 

педагог

 

коллекти-

 

О

равнодушное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОСТИ

 

ВЛИЯНИЕ

 

 

 

ва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(цели)

 

 

 

 

коллектив

 

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

1

2 Р 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

Качества

Пове-

 

 

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

дение

 

и его соответст-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вие цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18


СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Со д е р ж а н и е

-профессиональное

-патриотическое

-нравственное

-правовое

-экономическое

-интернациональное

-экологическое

-эстетическое

-физическое

-половое и др.

Фу н к ц и и

-формирующе-развивающая;

-мобилизации;

-побуждения к самовоспитанию;

-профилактическая;

-перевоспитания.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

некритическое

 

 

 

 

 

 

анализ и проверка полученной

восприятие

 

 

Получаемая

 

 

 

 

 

информации на практике

 

 

 

 

информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтверждение по-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лученной информа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ции / неподтвержде-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние полученной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сомнение

 

 

 

 

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поиск дополнительной

полученной

 

 

 

 

 

информации

 

 

 

 

 

информации

 

 

 

 

 

Подтверждение /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неподтверждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Негативное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к полученной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аксиоматические

 

Устойчивые

 

Неустойчивые

Устойчивые

убеждения

 

отрицательные

 

убеждения

положительные

 

 

 

 

убеждения

 

 

 

 

 

 

убеждения

19