ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57.Оформление заявок на участие в гранте и на патент на изобретение: опыт, проблемы, пути их решения.

58.Анализ научных исследований по избранной проблеме (на примере диссертаций и авторефератов).

59.Особенности самообразования в информационном обществе.

60.Основные направления интенсификации самообразования педагога.

61.Технологии формирования самообразовательных умений.

62.Культура чтения как средство повышения качества самообразования.

63.Особенности педагогического понимания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Основная цель педагогической практики подготовка будущих педагогов высшей школы к педагогической деятельности. Необходимость введения педагогической практики в учебные планы обусловлена тем, что практика формирует профессиональное сознание в условиях естественного педагогического процесса.

Задачи педагогической практики:

формирование у будущих преподавателей высшей школы профессионального сознания, мышления и культуры;

выработка умений разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения и уровня подготовки учащихся;

развитие педагогических способностей индивидуального стиля профессиональной деятельности и творческого отношения к ней;

упрочение связи теоретических знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, с практическими решениями профессиональных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1.Ознакомление с образовательным процессом университета. Посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий (пассивная педагогическая практика).

2.Проведение семинаров и практических занятий (активная педагогическая практика).

3.Подготовка необходимых документов по итогам педагогической практики:

дневник практики; аналитические материалы по итогам посещения лекций, семинара и

практического занятия;

74


план-конспект проведенных занятий, включающий психолого- педагогическую характеристику групп, в которой проводилось практическое занятие.

Общая продолжительность педагогической практики – 6 недель. Подготовка к педагогической практике включает аудиторные занятия

по следующим темам:

1. Цель и задачи пассивной педагогической практики.

Формы занятий в вузе: лекция, семинар, практическое занятие. Схема анализа различных форм посещенных занятий. Критерии оценки качества вузовской лекции, семинарского занятия.

2.Критерии оценки педагогического мастерства преподавателя.

3.Основные требования к оформлению дневника педагогической практики, плана-конспекта проведенного занятия.

По результатам прохождения педагогической практики проводится итоговый семинар, на котором анализируются результаты проделанной работы и дается оценка педагогической деятельности будущих педагогов высшей школы.

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре:

1.Выявление практикантами сильных и слабых сторон своей педагогической деятельности:

что удалось и не удалось сделать, почему; удалось ли установить контакты со студентами.

2.Как я оцениваю свои организационные, коммуникативные умения.

3.Моделирование путей развития организационных, проектировочных, коммуникативных умений преподавателя.

4.Анализ возникших в ходе практики педагогических ситуаций.

Образцы подготовки аналитических материалов по результатам прохождения педагогической практики

Дневник педагогической практики:

В период прохождения пассивной педагогической практики практикант составляет дневник, в котором ведется учет посещенных лекций и семинарских занятий, а также дается их анализ. Оформляется дневник следующим образом: титульный лист (с указанием Ф.И.О. практиканта, курса, факультета, а также Ф.И.О. руководителя практики), аналитическая часть в виде таблицы (с указанием даты посещенного занятия, курса и номера студенческой группы, темы занятия, основных этапов занятия и их цели, используемых преподавателем методов и приемов; в графе «примечание» указывается мнение практиканта, отражающее следующее: удалось ли преподавателю установить контакт со студентами, в чем достоинства и недостатки предлагаемых путей решения поставленной

75


преподавателем проблемы, что в большой, а что в меньшей степени удалось преподавателю).

План-конспект проведения практического занятия.

Чтобы получить допуск к проведению практического занятия или семинара, практикант должен составить конспект занятия и представить его для утверждения руководителю педагогической практики. Предусматривается, чтобы каждый из практикантов проводил занятие в той группе, в которой он посещал занятия во время пассивной педагогической практики. В связи с этим требуется, чтобы практикант, прежде всего, подготовил психолого-педагогическую характеристику группы, в которой он проводит занятие.

При подготовке плана-конспекта проведения занятия необходимо учесть следующее:

выделить основные этапы занятия и определить цель каждого из них;

сформулировать основную проблему, которую необходимо решить в ходе занятия, и указать пути ее решения;

определить те методы и приемы, которые будут использоваться на том или ином этапе урока;

указать основные средства обучения, которые будут использоваться на занятии;

определить способы установления контакта со студентами;

выделить основные формы работы студентов на занятии.

Рекомендуемая литература

1. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно- методическое пособие / Под ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во «РАГС», 2005. –

386 с.

2. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, С. М. Мануйлов. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. – 488 с.

76


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Тест. «Я-концепция»

Упражнение 1.

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная героиня, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу 10 из своих имен, к которому Вы в наибольшей степени привыкли (это могут быть имя и отчество, просто имя, фамилия, уменьшительное имя, кличка и т. п.). После этого:

А. Дайте 10 ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

1._______________________________________________

2._______________________________________________

3._______________________________________________

4._______________________________________________

5._______________________________________________

……………………………………………………………….

10.______________________________________________

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец или мать (выберите одного).

1._______________________________________________

2._______________________________________________

3._______________________________________________

4._______________________________________________

5._______________________________________________

……………………………………………………………….

10.______________________________________________

В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваш лучший друг (подруга).

1._______________________________________________

2._______________________________________________

3._______________________________________________

4._______________________________________________

5._______________________________________________

……………………………………………………………….

10.______________________________________________

Г. Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме укажите следующее:

1.В чем состоит сходство? ________________________________________________

2.Каковы различия? _____________________________________________________

3.Если есть различия, то как Вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на

77


себя при общении с близкими людьми?

____________________________________________________________________________

4.Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т. е. как их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете?

____________________________________________________________________________

5.Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.) ________________________________

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т. п.)

_____________________________________________________________________________

в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.)

_____________________________________________________________________________

Д. Затем установите очередность, которую Вы считаете целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Остаетесь ли Вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых Вами в самом начале качеств. Прибавились ли или заменились какие-либо из них и чем Вы это объясняете?

Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог можно определить как словесное определение Вашей Я-концепции, т. е. относительно согласованного и зафиксированного представления о самом себе. Тут же отметим зависимость Я-концепции от воспринимающих Вас других людей, предположительного Вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

Теперь попробуем разобраться, в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, т. е. выяснить особенности Я как субъекта восприятия других.

Упражнение 2. Взаимодействуя с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим лицам. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.

А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся (Для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств, которые Вам в них нравятся.

Инициалы первого______________

Инициалы второго______________

 

 

КАЧЕСТВА

1.

____________________________

1.___________________________

2.

____________________________

2. __________________________

3.

____________________________

3.___________________________

4.

____________________________

4. ___________________________

5.

____________________________

5.____________________________

 

Б. Вспомните двух людей, которые Вам совсем не нравятся. Обозначив их, по

той же схеме запишите их качества, которые Вам не нравятся.

Инициалы первого______________

Инициалы второго___________

 

 

КАЧЕСТВА

 

____________________________

1.___________________________

 

____________________________

2. ___________________________

 

____________________________

3.____________________________

 

____________________________

4. ____________________________

.

____________________________

5._____________________________

78