ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом. Так появилось программированное обучение.
В педагогических исследованиях активно используются данные многих других наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.
Методологические основы педагогики высшей школы. Фундаментальные стратегии высшего образования. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни. Общенаучный уровень методологии педагогики высшей школы. Конкретно- методологические принципы методологических исследований (личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы и др.).
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Организация педагогического исследования. Система методов и методика научно-педагогического исследования. Теоретические методы исследования: сравнительно-исторический, моделирование, математические и статистические методы и др. Методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, изучение школьной документации, анкетирование и др. Педагогический эксперимент, этапы его организации. Опытная работа и ее отличие от педагогического эксперимента. Изучение и обобщение педагогического опыта как метод педагогического исследования.
Основные тенденции развития высшего образования в условиях новой социокультурной ситуации. Задачи современной педагогики высшей школы.
Рекомендуемая тематика исследований
1.П. П. Блонский. Методология и методы педагогического исследования.
2.Системность и структурированность научно-педагогического знания.
Творческие задания
1.Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.
2.Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
3.В чем вы видите взаимосвязь между обучением, воспитанием и образованием?
9
4.Проанализируйте понятия «воспитание» и «предмет педагогики», отраженные в различных учебных пособиях, педагогической литературе. Найдите сходство и различие в их определении.
5.Раскройте роль и значение педагогики высшей школы в решении задач обновления нашего общества.
6.В чем вы усматриваете разницу между задачами педагогического исследования и проблемой исследования?
7.Какие методы вы считали бы возможным и целесообразным использовать для изучения личности студента, коллектива или опыта своего коллеги? Постарайтесь обосновать их выбор и охарактеризовать условия их применения.
8.Исходя из проблемы своего исследования, определите его объект и предмет.
9.В чем заключается научная новизна вашего исследования?
Литература для самостоятельной работы
Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
Бережнова Е. В. Педагогическое исследование: социально- гуманитарный аспект // Педагогика. – 2005. – № 6.
Валеев Г. Х. Формулировка новизны исследования // Педагогика.– 2003.
– № 7. – С. 25 – 29.
Вахтеров В. П. Основы новой педагогики //Антология педагогической мысли России 2-ой половины XIХ – начала ХХ в. – М., 1990.
Волков Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования
// Педагогика. – 1998. – № 8.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие – СПб, 1992.
Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. – Саранск, 1995.
Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.
Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М., 2003.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 512 с.
Философия образования для XXI века. – М., 1992.
10
ТЕМА 2. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.Системный методологический принцип.
2.Аксиологический методологический принцип.
3.Культурологический принцип.
4.Антропологический методологический принцип.
5.Гуманистический, синергетический и герменевтический принципы.
Системный методологический принцип − это синтез системного и одновременно многомерного подхода к исследованию проблем высшего образования, проблем педагогики высшей школы. В связи с разработкой и реализацией этого принципа в исследовании проблем педагогики высшей школы его применяют как: системно-целевой, системно-структурный, системно-функциональный, системно-кластерный.
Анализ проблемы ценностей в философской, психолого-педагогической и социологической литературе. Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 году французским философом П. Лапи, а уже в 1908 году его активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман. В дальнейшем проблема ценностей, получившая свое активное развитие во второй половине 50-х – середине 60-х гг. XX в., признавалась актуальной советскими учеными (О. Г. Дробницкий, Т. В. Любимова, В. Т. Тугаринов и другие) и остается таковой по сегодняшний день. Ученые, рассматривающие аксиологические вопросы в рамках педагогической науки (В. В. Краевский, З. И. Равкин и др.), не видят никакого противоречия в сочетании аксиологического и структурно-системного подходов. По мнению ряда ученых (З. И. Равкин, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов), именно ценностный подход «представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, связующее звено между ними».
Понятие ценность является основной категорией педагогической аксиологии. В постановке вопроса об образовании и воспитании студенческой молодежи речь идет в первую очередь об аксиологическом уровне, духовно-нравственном содержании гуманитарного образования, призванном формировать ценностное сознание личности. Духовные ценности направляют образовательное, профессиональное и социальное самоопределение личности учащегося, его внутреннюю мотивацию, выбор им образа своего «Я», траектории жизненного пути.
О роли педагогических ценностей в формировании личностных качеств будущего специалиста. Среди педагогических ценностей можно выделить следующие: профессиональное мышление, педагогическое творчество, независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей позиции в педагогике, образованность, самоконтроль, терпимость, ответственность, активная педагогическая жизнь. Многие педагогические ценности неразрывно будут связаны с ценностями общечеловеческого значения,
11
духовными: честность, чуткость, широта взглядов, уверенность в себе, жизнерадостность. Преподаватель вуза является носителем духовных и педагогических ценностей, последние в свою очередь составляют основу профессионализма его личности.
Педагогические ценности можно рассматривать как переменные величины, которые меняют значение в зависимости от формирования личностного стиля деятельности, профессионализма, становления профессиональной культуры и его мировоззрения, технологии учебно- воспитательного процессе, а также от политических, национальных и экономических преобразований. Но, утвердившись, ценности представляют собой относительно независимые величины. Проблема классификации педагогических ценностей.
Эффективное решение многих актуальных проблем образования и воспитания невозможно без глубокого понимания культурологического принципа в педагогике. Важно провести содержательный анализ понятия «культура». Этнопедагогика выработала универсальные механизмы приобщения человека к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей нас природы. Усиление диалогичности обучения, воспитания и саморазвития в педагогическом процессе вуза. Умение преподавателя вести диалог со студентами на высоком творческом уровне.
Основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания высшего образования и развивать у студентов культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этическую культуру, эстетико-художественную культуру, политическую, психологическую и физическую культуру.
Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Константин Дмитриевич Ушинский как основоположник педагогической антропологии и его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их миром.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Имея глубокие исторические корни, антропология, по мнению ряда современных ученых (В. П. Зинченко, Б. М. Бим-Бад и др.), в современных условиях глобальных реформ может дать новый импульс для развития человека на основе совершенствования образовательно- воспитательных систем.
Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать теорию и практику воспитания ориентирами для учета закономерного разнообразия
12