ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
продолжается. Методологический семинар памяти профессора В. С. Ильина.
– Волгоград: «Перемена», 1992. – С. 95 – 98.
Инновационная политика высшего учебного заведения / [Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др.]; под ред. Р. Н. Федосовой. – М.,
2006.
Кулаев К.В. Проблемы саморазвития личности // Педагогика. – 1998. – № 8. Куницкая, Ю. И. Философско-теоретические основания изучения
педагогического профессионализма / Ю. И. Куницкая // Педагогика. – 2004. –
№ 6. – С. 21–26.
Сербиновский Б. Ю., Оздоева А. М. Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 204 с.
Шабанов, Г. А. Педагогическое обеспечение качества подготовки специалистов / Г. А. Шабанов // Акмеология. – 2005. – № 3. – С. 31–39. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Пед. общество России, 2005.
– 256 с.
63
ПРИЛОЖЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Определение предмета педагогики высшей школы. Ее основные категории.
2.Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.
3.Принципы и методы педагогического исследования.
4.Характеристика общеметодологических принципов развития высшего образования.
5.Развитие, социализация и воспитание личности.
6.Современные стратегии модернизации высшего образования в России.
7.Современные тенденции развития высшего образования за рубежом.
8.Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования.
9.Современная система образования РФ. Принципы её построения. Закон Российской Федерации об образовании.
10.Педагог высшей школы – творческая личность.
11.Структура педагогической деятельности.
12.Студент как творческая личность.
13.Субъективное развитие студенческой учебной группы.
14.Сущность и современная система воспитания студентов в вузе.
15.Формирование базовой культуры личности студента в целостном учебно- воспитательном процессе.
16.Совершенствование организационной структуры и научно-методического обеспечения воспитания студентов.
17.Воспитательная деятельность куратора студенческой группы.
18.Семья и улица как факторы развития личности.
19.Сущность и генезис педагогического общения. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
20.Содержание и структура педагогического общения.
21.Особенности педагогического общения в вузе. Диалог и монолог в педагогическом общении.
22.Общее понятие о дидактике и дидактической системе. Актуальные проблемы современной дидактики высшей школы.
23.Сущность, структура и движущие силы процесса обучения.
24.Систематика педагогических закономерностей, принципов и правил. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.
25.Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания личности.
64
26.О понятиях «теория» и «технология» обучения. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий.
27.Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.
28.Интенсификация обучения и проблемное обучение.
29.Эвристические технологии обучения.
30.Активное обучение. Деловая игра как форма активного обучения.
31.Личностно-ориентированное обучение.
32.Технология знаково-контекстного обучения.
33.Технологии развивающего обучения.
34.Дифференцированное обучение.
35.Компетентностно-ориентированное обучение.
36.Информационные технологии обучения и технологии дистанционного образования.
37.Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
38.Семинарские и практические занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников.
39.Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Проектно-творческая деятельность студентов.
40.Основы педагогического контроля в высшей школе.
41.Формы и этапы педагогического проектирования.
42.Педагогическая инноватика как теория и технология нововведений.
43.Саморазвитие методологической культуры вузовского педагога.
44.Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования.
45.Аккредитация как одна из форм оценки качества высшего образования.
46.Государственный образовательный стандарт и оценка результатов обучения.
65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный план изучения личности студента
1.Общие сведения о студенте: фамилия, отчество; возраст, факультет, курс, группа. Как долго учится в университете, где учился раньше. Состояние здоровья. Социальное происхождение. Семейное положение. Бытовые условия.
2.Характеристика психологических особенностей студента.
Направленность личности: общий кругозор и эрудиция. Глубина и
широта интересов, способность к их реализации. Мировоззренческие аспекты личности студента (система ценностей, стремления, жизненные убеждения). Самооценка, Уровень притязаний (заниженный, завышенный, интернальный).
Особенности познавательных процессов: внимание (переключаемость,
устойчивость, распределение, концентрация, объем); память (особенности запоминания, точность воспроизведения, соотношения процессов запоминания и забывания), превалирующий тип и вид памяти; мышление (качество ума, самостоятельность, способность выделять главное, широта, глубина, гибкость, критичность); превалирующий вид мышления (теоретический или практический); речь (богатство словарного запаса, умение точно выражать свои мысли).
Особенности эмоционально-волевой сферы личности: Выразительность эмоциональных переживаний (экспрессивность); особенности реакции на встречающиеся Жизненные трудности; преобладающее настроение; сформированность волевых качеств личности (решительность, настойчивость, инициативность, самобладание).
Индивидуально-психологические особенности личности:
предположительный тип высшей нервной деятельности; темперамент, характер (особенности его проявления в учебной и других видах деятельности); степень личностной зрелости студента; склонности и способности, их связь с профессиональными интересами.
3.Позиция студента в студенческой группе. Отношение студента к группе, положение в группе (авторитет среди членов группы), социометрический статус; значимость групповых норм и ценностей для студента.
4.Отношение студента к преподавательскому составу.
5.Профессиональное самоопределение студента: отношение к овладению профессией (степень сформированности представлений о будущей профессии); развитие профессиональных качеств, навыков будущей трудовой деятельности.
6.Психолого-педагогические рекомендации.
66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный план психолого-педагогической характеристики академической группы студентов
1.Общие сведения о группе: количество студентов; возрастной и половой состав.
2.Учебная и научно-исследовательская деятельность группы:
преобладающие мотивы учения; место учебной и научно-исследовательской деятельности в структуре ценностных ориентаций; отношение студентов к различным учебным дисциплинам; уровень активности студентов на аудиторных занятиях; возможные причины низкой успеваемости, отсутствия интереса и т. д. У отдельных студентов группы; сфера доминирующих научных интересов студентов; основные формы участия в научно- исследовательской деятельности (доклады, рефераты, курсовые работы, участие в научных конференциях студентов, публикации и др.).
3.Психолого-педагогическая характеристика взаимоотношений в
группе:
– структура межличностных отношений: эмоциональных предпочтений; референтности; доминирования, предпочтения; наличие микрогрупп, факторы их появления в академической группе; лидеры и сфера влияния на группу;
– сплоченность студенческой группы: уровень ценностно- ориентационного единства; степень дифференциации интересов студентов в учебной и внеучебной деятельности; наличие групповых целей и общих дел; психологическое самочувствие личности в группе;
– организованность группы: степень самостоятельности студентов в планировании, подготовке и проведении групповых дел; распределение прав
иобязанностей между членами группы, умение учитывать при этом индивидуально-психологические особенности (способности); эффективность совместных решений (их принятия и реализации);
– нормы и традиции группы: их наличие (причины отсутствия), содержание, регулируемые сферы групповой жизни; источники возникновения и способы поддержания; случаи отклонения от групповых норм, реакция группы;
– межгрупповые отношения: включенность академической группы в жизнь курса, факультета, вуза; сферы и формы взаимодействия с другими академическими группами.
4.Взаимоотношения студента-практика с данной академической группой: на этапах знакомства, работы с группой, ее изучения, окончания практики.
5.Психолого-педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию образовательно-научно-профессионально- воспитательного процесса в группе.
67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ситуационные задачи
№ 1
На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.
№ 2
Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?
№ 3
Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?
№ 4
Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то ...
№ 5
Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с
68