ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 3
позиции преподавателя и студента.
№ 16
На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?
№ 7
Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.
№ 8
Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?
№ 9
На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?
69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Показатели и критерии оценки эффективности традиционного урока
|
Показатели эффективности |
Критерии оценки |
Оценка |
|||
1. |
Степень достижения целей: |
Четкость, |
______ |
|||
|
а) обучающих |
|
|
последовательность, |
______ |
|
|
б) развивающих |
|
|
целесообразность |
______ |
|
|
в) воспитывающих |
|
|
|
|
|
2. |
Информационно- содержательная |
Плотность |
|
|||
насыщенность урока |
|
|
информации |
|
||
3. |
Гибкое результативное |
|
Гибкость, |
|
||
использование методов обучения и |
результативность |
|
||||
воспитания, их соответствие типу |
|
|
||||
занятия |
|
|
|
|
|
|
4. |
Гибкое и результативное |
|
Гибкость, |
|
||
использование фронтальных, |
результативность |
|
||||
индивидуальных и групповых форм |
|
|
||||
обучения |
|
|
|
|
|
|
5. |
Комплексное использование |
Комплексность, |
|
|||
дидактических технических средств |
результативность |
|
||||
обучения |
|
|
|
|
|
|
6. |
Культура педагогического общения, |
Диалогичность |
|
|||
объяснение |
|
|
|
|
|
|
7. |
Уровень |
интереса, |
эмоционального |
Интерес, активность, |
|
|
настроя и |
творческой |
активности |
эмоциональность |
|
||
студентов на занятии |
|
|
|
|
||
8. |
Объективность и |
оперативность |
Объективность, |
|
||
педагогической оценки |
результатов |
оперативность |
|
|||
учебной деятельности студентов |
|
|
||||
Общая оценка эффективности занятия |
|
|
70
Показатели и критерии оценки эффективности инновационного занятия
Показатели эффективности |
Критерии оценки |
Оценка |
1. Степень оригинальности и новизны |
Оригинальность, |
|
методики (технологии) занятия |
новизна |
|
2. Гибкость сочетания традиционных и |
Гибкость, системность |
|
инновационных форм, методов |
|
|
обучения, содержания занятия |
|
|
3. Степень использования средств |
Диалогичность |
|
педагогической диагностики, |
|
|
позволяющих выявить эффективность |
|
|
педагогической инновации |
|
|
4. Технологичность, возможность для |
Воспроизводимость |
|
воспроизведения педагогической |
|
|
инновации другими преподавателями |
|
|
высшей школы |
|
|
Общая оценка эффективности |
|
|
инновационного занятия |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примерная схема анализа лекционного занятия
Логически стройная система анализа посещенной лекции преподавателя осуществляется по следующей примерной схеме:
1.Предварительные сведения об изучаемой науке, студенческой аудитории и преподавателе.
2.Подготовка преподавателя к лекции.
3.Организационное начало лекции и подготовка к ней студентов.
4.Принципы вузовской дидактики и отражение их в содержании лекции.
5.Содержание и внутренняя структура лекции.
6.Внешняя структура и методика проведения лекции преподавателем. Выводы по содержанию и методике чтения лекции.
71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ
1.Инновации в современной науке.
2.Компьютеризация образовательного процесса.
3.Психологический анализ компьютеризированной учебной деятельности.
4.Работа в Интернет и психологические особенности интернет-зависимости.
5.Инновационные процессы в отрасли на примере…
6.Инновационные предприятия отрасли и их особенности на примере….
7.Структура и особенности профессиональной деятельности на инновационном предприятии на примере…
8.Структура и основные характеристики готовности специалиста к инновационной деятельности на примере….
9.Проектирование образовательных программ на примере вуза…
10.Применение тезаурусного и квалиметрического подходов к проектированию образовательных программ.
11.Проектирование учебной дисциплины на примере…
12.Подходы к отбору и структурированию учебной информации.
13.Проектирование учебных текстов по дисциплине…
14.Система управления качеством в вузе на примере…
15.Проблемы качества образования в условиях болонского процесса.
16.Способы оценки качества образовательного процесса в вузе.
17.Особенности профессиональной деятельности преподавателя в условиях инновационного вуза.
18.Способы самоанализа и самооценки деятельности преподавателя.
19.Развитие профессионально значимых качеств преподавателя в процессе самообразования.
20.Анализ и оценка опыта организации воспитательной работы на факультете как учебно-научном и административном подразделении технического вуза.
21.Модель и организационно-педагогические условия организации воспитательной работы на факультете технического вуза.
22.Адаптация студентов-первокурсников.
23.Психолого-педагогическая поддержка студентов в личностном и профессиональном самоопределении.
24.Социальная среда учебного заведения как фактор формирования конкурентоспособных специалистов.
25.Инновационная среда учебного заведения как фактор профессионального развития студента.
26.Воспитание студента как конкурентоспособной личности.
27.Воспитание духовно-нравственной и здоровой личности.
28.Воспитание патриотизма и гражданственности студентов.
29.Патриотическое воспитание студентов на основе изучения истории (химической, математической и др.) науки.
72
30.Социокультурный потенциал (гуманитарных, естественнонаучных) дисциплин.
31.Стимулирование исследовательской деятельности студентов: опыт, проблемы, пути решения.
32.Научная работа студентов за рубежом.
33.Экономическое воспитание студентов в процессе изучения (гуманитарных, естественнонаучных) дисциплин.
34.Особенности эстетического воспитания студентов.
35.Формирование здорового образа жизни студентов.
36.Студенческое самоуправление как средство развития социальных и профессиональных компетенций будущего специалиста.
37.Общественные организации и объединения студентов: опыт деятельности, проблемы, перспективы.
38.Студенческие научные общества: опыт деятельности, проблемы, перспективы.
39.Стимулирование самовоспитания студентов.
40.Вузовский педагог как объект и субъект воспитания.
41.Личный пример вузовского педагога как стимул самовоспитания студентов.
42.Сотворчество педагога и студента – каким ему быть?
43.Управление воспитательной деятельностью на факультете технического вуза.
44.Качество высшего образования – механизмы обеспечения.
45.Определения и классификации компетенций, их многообразие.
46.Актуальные проблемы науки XXI века.
47.Наука как объект преподаваемой дисциплины (на примере изучения конкретных дисциплин).
48.Основные направления научной деятельности (вуза, факультета, кафедры).
49.Научные школы вуза как важный фактор развития образования.
50.Наука как форма повышения научно-педагогической квалификации преподавателя ВШ (на примере конкретной науки).
51.Инновационные структуры и формы организации научно- исследовательской деятельности в вузе.
52.Сущность, принципы, пути и средства интенсификация образовательного процесса.
53.Интенсификация образовательного процесса (на примере изучения конкретных дисциплин).
54.Исследовательская деятельность кафедры: состояние, проблемы, пути её совершенствования.
55.Исследовательская деятельность студентов: состояние, проблемы, пути её совершенствования.
56.Научно-исследовательская практика магистров техники и технологии: состояние, проблемы, пути её совершенствования.
73