ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Израиль – прообраз Церкви Христовой, а эти Божии слова вполне можно считать обращенными к миссионерам. И значит, нам остается еще очень много земли, которую нужно брать в наследие, и край этой земли, «побелевшей нивы» (Ин.4:35) находится рядом с каждым из нас. Будем же молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Потому что этой «жатвы много, а делателей мало» (Матф.9:37,38).
6. Понятие о коммуникации и язык миссии
Читая старинную книгу проповедей XVIII в., напечатанную на ЦС языке, я наткнулся на странные слова, которые не сразу понял: «святое камкание». Только после вникания в контекст и просмотра справочной литературы я понял, что это выражение обозначает Св. Причастие – от латинского comunicatio – общение (греч. кинония). Да и в Литургии прямым текстом возглас: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца и причастие (т.е. общение – кинония) Св. Духа буди со всеми вами».
Итак – общение в самом высоком смысле слова – соединение с Богом в Таинствах. Но наше пребывание во Христе, т.е. в Церкви Христовой предполагает человеческое измерение общения. Этот, вроде бы, очевидный факт не всегда нами осознается, когда мы говорим о миссионерском измерении Церкви.
Миссионер, более или менее профессиональный – коммуникатор по определению. Общение – основное служение миссионера, начиная с апостольских времен. Вспомним некоторые яркие примеры из Деяний:
речь апостола Петра в Пятидесятницу в ответ на упреки в пьянстве,
беседа диакона Филиппа и эфиопского евнуха – вопрос о толковании пророчества Исайи,
знаменитая речь апостола Павла в афинском ареопаге – образец миссионерской проповеди.
Во всех приведенных примерах проповедь – ответ на вызов и на духовный запрос.
В ветхозаветные времена предшественниками миссионеров были пророки. Вспомним проповеди, обличения и символические действия, которыми они открывали волю Божию и призывали к покаянию.
Слова «миссионерская проповедь» могут быть понимаемы в двояком смысле — во-первых (в широком смысле), они обнимают все те возбуждающие, привлекающие и убеждающие элементы, какими владело Евангелие. Во-вторых (в узком смысле), эти слова включают в себя только положительное благовествование веры и нравственные требования.
В широком понимании сюда принадлежит многое: Ветхий Завет и новозаветная письменность, исцеление и спасение, гнозис и апологетика, таинство, изгнание демонов, общественные отношения и благотворение.
Миссионерская проповедь в строгом смысле значительно сократилась к концу II в. Место ее заняли учреждение катехумената и домашнее воспитание в христианском духе и для христианства. Наконец, нужно остерегаться того заблуждения, что каждый, переходивший в христианство, приобретаем был посредством полной в своих существенных чертах миссионерской проповеди. Источники, насколько они объясняют нам дело, рисуют совсем другую картину — и притом за всю доконстантиновскую эпоху.
В бесчисленных случаях то, что вызывало решение, было лишь лучом света: один приобретался посредством Ветхого Завета, другой — заклинателями демонов, третий — чистотой христианской жизни, иной — монотеизмом или надеждой на вечную жизнь, глубиной умозрения или социальным положением, какое он получал. Но наиболее часто один верующий возбуждал другого, как пророк помазывает пророка; пример — не только мученики, — но и личное осуществление христианской жизни порождало подражание. Полное знание христианского учения, которое еще во II в. уподоблялось мягкому воску, было принадлежностью еще весьма немногих: «Idiatae, quarumsempermajorparsest», — говорил Тертуллиан (невежи, составляющие всегда большую часть), и Ипполит жалуется на невежество епископов; также и знание Священного Писания оставалось преимуществом немногих, столь сложным и трудным для понимания казалось это (именно западные епископы и богословы всегда жаловались на недостаточное знакомство с Библией мирян и клириков. См. свидетельства у Климента Александрийского).
Древнейшая миссионерская проповедь гласила к иудеям: «Покайтесь, ибо близ Царство Небесное». Предполагалось, что иудеи знают, что такое Царство Божие и что означает его приближение; что покаяние нужно для очищения души, именно это было им сказано, и отсюда понятие «Царства Божия» получило существенно иной смысл.
Житийные предания повествуют, в основном, о чудесах, творимых апостолами, но в истории Церкви известны яркие примеры миссионерской проповеди: «чудо о кирпиче» свт. Спиридона Тримифунтского (скорее всего, это легенда, однако, ее можно воспринимать и как проповедь через законы физики и логики), проповедь равноап. Патрика Ирландского, свт. Николая Японского.
В качестве объекта миссии у миссионера может быть один человек, группа людей, аудитория. В каждом отдельном случае нужно использовать определенную стратегию диалога.
Самым важным для миссионера должен быть личный разговор или коммуникативный акт, как принято говорить на языке психологии коммуникаций. Последовательность может быть разная – либо, сначала проповедь, потом беседа, либо сначала беседа, а проповедь потом. Иногда и проповеди в привычном смысле может не быть. Поводом для общения может стать все, что угодно, поэтому миссионерский диалог нужно строить, импровизируя. Но это вовсе не означает, что подготовкой к диалогу можно пренебречь, а полагаться только на вдохновение.
Обычно люди стремятся достигнуть (иногда неосознанно) согласия собеседника, хотя вслух требуют понимания. Нежелание собеседника сделать что-то так, как хочет миссионер, часто воспринимает, как непонимание. Существует иллюзорная установка, что если миссионер всё правильно объяснит, чтобы собеседник всё правильно понял, то он обязательно сделает то, что от него требуется. Т.о. человек лишается права выбора желать или не желать что-либо сделать.
Миссионеру необходимо отличать ситуацию, когда собеседник понимает смысл сказанного, но сам лично с миссионером не согласен, от ситуации, когда он соглашается с миссионером, хотя не понял его (или понял неправильно).
Попробуем сформулировать самые главные правила ведения миссионерской беседы.
Во-первых, миссионер должен четко понимать, с кем он общается, культурный и образовательный уровень аудитории или собеседника, и, сориентировавшись таким образом, сформировать текущий язык коммуникации.
Во-вторых, очень важно понять духовный запрос собеседника (или его отсутствие). Поэтому необходима постоянная обратная связь, которая становится основным критерием завершенного коммуникативного акта. Если запроса нет, надо попытаться его сформировать. Здесь нужно сделать одно важное замечание. Формирование духовного запроса у оппонента с нашей стороны ни в коем случае не должно быть манипулированием – тем, что нынче называют НЛП. Иногда с первого раза не получается, но это не должно смущать. Главное – заинтересовать, зацепить собеседника, предложить в следующий раз точнее сформулировать вопросы, не лениться тратить на такое общение личное время, ведь самый главный человек — тот, кто нуждается в твоей помощи здесь и сейчас.
В-третьих, миссионеру почти всегда приходится быть переводчиком со специфического языка Церкви, которым большинство наших сограждан не владеют, на нормальный язык человеческого общения. Абсолютно исключается пафосность и высокопарность, по возможности, как можно меньше архаизмов и славянизмов, а уж если их пришлось привести в качестве терминов – тут же объяснить.
7. Триединая задача Церкви: миссия – катехизация – пастырство. Миссия и катехизация: общее и специфическое в работе
Напомним еще раз, что миссия по-гречески - священноапостольство. Церковь есть апостольская, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром. Богословие миссии призвано приоткрыть тайну распространения света Евангелия в мире. Миссионерство начинается с образа, который дал нам Христос – образа проповеди. Земное служение Господа заканчивается Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: "Идите, научите все народы, крестя их …" (Мф.28:19). Полнота жизни Церкви начинается Пятидесятницей (Деян.2). И здесь же является в полноте миссионерское служение Церкви, когда словами апостола Петра благодать Св. Духа раскрывает сердца слушающих
и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссионерства:
1)проповедь евангельской вести должна доносить образами, смысл которых понятен слушающим;
2)проповедник – лишь сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человечества. Проповедник лишь помогает слушающим открыть сердце для принятия благодати Духа;
3)проповедь должна вестись на родном языке, – в Пятидесятницу каждый слышал слова апостола Петра, звучавшие на его родном языке;
4)миссионерство – это, в конце концов, всегда экзорцизм, изгнание бесов. Свет оттесняет тьму, борется с князем тьмы. Жизнь каждого апостола и миссионера дает нам многочисленные примеры духовной борьбы и победы Христовой.
5)ненасильственное распространение христианства, т.к. насилие отнимает свободу и упразняет любовь.
Катехизация – это миссионерская работа с конфессионально определившимися людьми, готовящимися к святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии – включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни.
Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и "предоглашения" (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения. Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство) (Мф.28:19). Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви.
Катехизация строится на принципиально важных богословских основаниях, которые должен глубоко понимать и принимать новоначальный:
признание Богодухновенности Священного Писания (2Тим.3:16) и принятие Священного Предания во всей его полноте, как приоритета в жизни православного христианина;
убежденное вхождение в Церковь как в Тело Христово, частью Которого является каждый член общины (1Кор.12:27), а единым Главой – Сам Господь Иисус Христос;
свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе нового человека, облеченного во Христа в Таинстве Крещения (Гал.3:27) и получившего в лоне Церкви благодатные дарования для раскрытия своей личности во всей полноте;
восприятие Евхаристии как центра жизни православного христианина и христоцентричности всей его деятельности;
осознание смысла участия в богослужении как соучастия в Таинстве Спасения.
Катехизация предполагает усиление миссионерской направленности приходской жизни путем:
проведения специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных;
укрепления тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковлению наших современников;
привлечения всех клириков и инициативных мирян, катехизаторов прихода к участию в процессе воцерковления
новых членов общины;
стимулирования создания при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных миссионерских центров духовного развития детей и молодежи, которые могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и организовывать процесс катехизации.
Внутренняя миссия Церкви в современных условиях российской действительности приобретает первостепенное значение. Кроме упомянутых выше общих рекомендаций, назовем и ряд вызовов, с которыми нам приходится сталкиваться в миссионерской, катехизаторской и пастырской работе с людьми:
Оккультная среда (термин белорусского сектоведа В.А. Мартиновича). Это многоуровневая система суеверий и оккультных взглядов, которая сама себя питает, создавая новые области общественного интереса, если по какимлибо причинам угасает интерес к одной из ее многочисленных составляющих. Поэтому она практически неуничтожима. С одной стороны, оккультная среда тесно связана с мифами «народной веры», с другой стороны, она питается новейшей мифологией «newage». У оккультной среды в запасе всегда есть резервы: вера в порчу и сглаз, астрология, экстрасенсы, «дети индиго», НЛО, аномальные зоны, торсионные поля, пришельцы из параллельных миров и т.д. У многих наших верующих самым причудливым образом сочетаются с христианством эти языческие, оккультные и псевдонаучные басни.
Религиозная индифферентность (реже – религиозный синкретизм), когда не осознается сущностная разница между христианством и другими религиями. Самая расхожая формула: «Бог у меня в душе».
Религиозный филетизм, когда православное христианство понимается, как этническая религия русского народа.
Идеологизация веры, когда православное христианство понимается, как идеология, обслуживающая власть предержащих.
Зависимый патерналистский тип сознания, поиски чудес и «старцев», снимающих с людей ответственность за принятие решений.
8. Катехизаторская работа: основные приемы и содержание
Необходимость предварительной катехизации.
"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа..." (Мф.28:19) – заповедал Господь Апостолам, поставив научение впереди крещения и показав, что просвещение евангельским светом должно предшествовать духовному рождению. Это особенно актуально сегодня, когда, с одной стороны – часто обращаются к Церкви взрослые, а с другой – многие люди, считая себя православными христианами, знают слишком мало или даже совсем не знают, в чем состоит их вера. На примере книги Деяний хорошо видно, что в обращении ко Христу крещению предшествует всегда проповедь и хотя бы начатки веры: "итак, охотно принявшие слово его (апостола Петра) крестились..." (Деян.2:41); "верующих же более и более присоединялось к Господу" (Деян.5:13); "когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины (Деян.8:12) (см. Деян.4:4). Особенно об этом ясно свидетельствует пример обращения Филиппом эфиопского евнуха, когда единственным условием крещения поставляется вера "от всего сердца", что "Иисус Христос есть Сын Божий" (Деян.8:36-37). Но "как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?" (Рим.10:14).
Синергия Божественной благодати и человеческой воли сопутствует всему процессу духовного становления личности: от духовного младенчества до возмужания "в меру полного возраста Христа" (Мф.4:13). Тем более сам акт духовного рождения требует произволения внутреннего человека. Святая Церковь всегда учила о важности и необходимости просвещения человека, желающего быть её членом.
Св. Иоанн Златоуст в толковании на слова апостола Павла: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать" (1Кор.1:17), говорит о том, что последнее гораздо важнее: "Благовествовать предоставлено было немногим, а крестить мог всякий, имевший священство. Всякий может крестить человека, наставленного в вере и уверовавшего…, а чтобы неверных наставить в вере... здесь нужен великий труд, чтобы переменить расположение, исправить нрав, уничтожить заблуждение и насадить истину... Как для обучения ратоборцев нужен учитель