ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Отдельные попытки изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощутимых результатов не принесли. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации - устранение организационных механизмов, не позволяющих клубным работникам проявить самостоятельность, инициативу и творчество, демократизация всей системы управления социально-культурными процессами. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить следующей формулой; от работы для населения - к самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательно-культурному творчеству масс. Социально-культурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционньгх прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности.
Для решения этой задачи потребовалось в корне изменить и организационные основы социально-культурной деятельности, отказаться от господствовавших долгое время организационно-хозяйственных принципов управления социально-культурной сферой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписания и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля всех элементов старой системы управления.
На протяжении многих десятилетий складывался традиционный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хозяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд обнаружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваиваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на механическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но всегда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые потребности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовлетворять их силами только одних традиционных культурных учреждений и институтов.
Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.
Принципиальным является вопрос и о правовой, законодательной базе социально-культурных инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу от политического манипулирования ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, национальной замкнутости.
Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину социальная защита деятелей культуры всех категорий — как профессионалов, так и любителей.
В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы — основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партии и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, коммерциализацию — барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.
Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.
Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.
Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.
Основные задачи курса:
знакомство с историческим опытом возникновения и развития социально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, просвещения, искусства;
знакомство с теоретико-методологическими основаниями социально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятийным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономерностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соответствии с современными условиями;
характеристика важнейших сфер общественной социально-культурной практики, в которых находят отражение деятельность многочисленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп населения, а также система характерных для современного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отношений;
выявление и изучение реально существующей системы социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;
формирование представлений о содержании ресурсной базы социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее эффективного использования нормативно-законодательных документов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-демографического контингента, морально-психологического фактора;
6) раскрытие многообразия и многозначности технологической базы, изучение основных методов и технологий социально-культурной деятельности, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей.
Контрольные вопросы.
Современная трактовка понятия СКД. СКД – как воспитательная деятельность.
Термин культура. Человек как носитель и творец культуры. Культура как результат. Культура как деятельность.
Социально-культурная сфера и отрасль культуры. Определите границы этих понятий .
Культурные ценности. Понятие.
Обещечеловеческие ценности.
По происхождению:
по их сущностной характеристике:
по их создателями и пользователям
Культурные ценности в соответствии. «Основами законодательств РФ о культуре».
Социально-культурные ценности каждого народа.
Типология духовных ценностей (по Б.С.Ерасову).
Типология духовных ценностей (по А.В.Соколову).
Понятие культурного продукта, благ и услуг.
Материальные продукты
Нематериальные продукты.
Понятия «творческая деятельность».
Культурное наследие.
Культурное достояние.
Государственная культурная политика.
Сферы культурной деятельности государства.
Раскройте содержание право граждан на культурную деятельность. (Основы законодательства РФ в культуре).
Взаимосвязность понятий «социальная активность» и «социальная деятельность».
Понятие «деятельность». Основополагающие признаки деятельности.
Понятия поведения и деятельности.
Назовите свойства и черты СКД.
Понятия деятельности и общения.
СКД отличается …
Понятие «социализация личности».
СКД как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей.
Социально-культурная деятельность.
Современная социально-культурная ситуация.
1Соколов B.C. Социокультурная деятельность как феномен. - СПб., 1996. - С. 12. 66
2Еросов Б.С. Социальная культурология. -М., 1996. -С. 115-116. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996
3Л>еваЛ.П. Деятельность и общение. - М., 1978. -С.49\
Мансуров Н.С. Активность личности в социалистическом обществе.-М., 1976.-С. 40.
4Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. -М, 1991
5Социалное воспитание учащихся (основные теоретические положения) //Битинас В.П., Бочарова В.Г., Беличева С.А., Киселева Т.Г., Красилышков 10.Д., Лисовский В.Т., Фельдштейн Д.И. и др. ПС СССР по народному образованию, АПН СССР; ВНИК «Школа-микрорайон». - М., 1990.