ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 1095
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Познавательно регулятивная форма общественного сознания.
Пространственно-временные искусства, как вид эмоционально-учебных игр.
1. Идейно-тематический анализ.
7._Борьба. Предмет борьбы. Цель борьбы.
8. Жанр. Природа трагического и комического.
2. Литературный и действенный анализ.
1. Общие понятия теории драмы.
4. Авторская ремарка, внесценическое.
13. Декупаж (деление на части).
16. Регламентирующие схемы драматургии.
18. События и предлагаемые обстоятельства.
21. Основные конфликтные факты пьесы.
24. Внефабульные формы организации материала.
26. Формы организации драматургического материала по видам пространственно-временных искусств.
29. Анализ пьеы и режиссерский замысел.
5. Социальная харпактеристика роли.
10. Речевая характеристика образа.
11. Внешняя характеристика роли.
13. Цель. Ценностные ориентации. Установка.
14. Сверхзадача, сквозное действие.
22. Заражение. Общение. Отношение к другим действующим лицам,
2. Работа режиссера с художником.
4. Действенная сценическая среда.
5. Живописные элементы внешнего образа.
8. Грим, как элемент внешнего образа.
9. Человек в предметной среде.
10. Композиция внешнего образа.
11. Моделирование пространства.
12. Сценографический конфликт.
14. Кукла, как специфический элемент предметной среды.
16. Сценический занавес, как элемент сценографии.
17. Интерпретация пространства.
3. Ритм в пространственно-временных искусствах.
6. Методики организации темпо-ритма.
8. Некоторые приемы построения темпо-ритма.
2. Граматика мизансцены. Мизансцена и слово.
7. Мизансцена и эффект остранения.
9. Режиссер - автор мизансцен.
10. Работа режиссера над мизансценическим рисунком.
5. Музыкально-шумовое оформление постановки.
7. Кинематографическое видение.
1. Отдельный фотографический снимок на кинопленке, на котором
Художник, в силу особенности своей деятельности обречен на одиночество. Он несет в себе свой мир. Первый зритель своего произведения - сам режиссер. Утверждение Сартра: "Нет искусства, как только о других и для других" верно лишь отчасти, ведь и другие воспринимают внешний мир с позиции своего внутреннего мира.
Не следует бояться нафантазировать слишком много - все лишнее отброситься в работе. Как и не следует в работе цепляться даже за свою самую "гениальную" заготовку. Талант режиссера - это так же талант "резать" самого себя. Об умении отбрасывать лишнее в процессе литературно труда очень точно сказал Поль Валери. Тот же подход преобладает и в творчестве гениальных режиссеров.
"Взыскательность труда в литературе выражает себя и сказывается в откидываниях. Можно сказать, что она измеряется количеством откидываний...
Строгая последовательность откидываний, количество решений, которые отметаешь, возможности, на которые кладешь для себя запрет, показывают природу разборчивости, степень сознательности, качество гордости, стыдливости и всяческих страхов, какие испытываешь в отношении будущих суждений публики. Именно в этой точке литература соприкасается с областью этики..."
Умение отбрасывать для режиссера крайне важно. Дело в том, что, как правило, первая пришедшая в голову мысль являет собой штамп-шаблон. Необходимо научиться преодолевать барьер стандартного мышления. Барьер для мышления, хотя и возникает автоматически, не может исчезнуть сам по себе, т.к. в определенный период наши руководящие идеи и представления, выработанные на предыдущем этапе жизни, как бы начинают вращаться в замкнутом привычном кругу. Поэтому так легко возникают штампы и так сложно от них избавиться.
И тут мы подходим к проблеме имеющей крайне мало общего, как с психологией творчества, так и самим творчеством - штамп, халтура, бездарность.
"Меня часто спрашивают, каковы рецепты для создания фильмов? Думаю, что есть только один рецепт: не ошибиться ни в выборе сценариста, ни в выборе сюжета, ни в выборе актеров... Я люблю сравнивать профессию режиссера, с творчеством дирижера. Дирижер не может допустить фальши ни в соло скрипки, ни в партии самого малозаметного кларнетиста... Столь же высокие требования к своей продукции должны предъявлять и режиссеры". (Марсель Карне).
Высокая требовательность к себе и другим - главное этическое требование к режиссеру.
Высокий уровень технологий породил странный тип режиссера - дилетанта, не имеющего ни своего взгляда на мир, ни своей концепции произведения, но ловко умеющего сшивать концы с концами и использовать творчество своих сотрудников.
"Однако на худой конец режиссер может и не уметь ничего, кроме как использовать способности других людей, так много вокруг разнообразных людей и их способностей. Так оказывается возможным странное явление... режиссер - пустота. Пустота эта наполнена самолюбием, но это - не рабочее качество. И вот огромный коллектив талантливых людей вынужден наполнять собой, своей кровью эту частицу пустоты... Иной раз начинает казаться, что стоит свести этих людей вместе, дать им время разобраться между собой - и картина сама вырастет, как чеховская оглобля, если воткнуть ее в землю Малороссии". (А.Володин).
"Режиссура - та область художественного творчества, где посредственностью, скорее всего, добиваются успеха. Сделав первый шаг, можно затем заниматься режиссурой в течение тридцати лет, и никто не заметит, что вы не в состоянии даже написать свое имя. Вам дают хороший сценарий, вы приходите по утрам говорить всем "здравствуйте", а затем "мотор", "стоп", "чуть побыстрее", "чуть помедленнее", принимаете несколько таинственный вид - и кто сможет обнаружить, что вы бездарны". (Орсон Уэлс).
А если кто и обнаружит - кто скажет? Спаси Господи от такого "успеха".
5.
"В начале работы главное - погружение
в материал, факты, историю, иконографию.
Изучение тщательное, придирчивое, но не
школьное, а художническое - с обязательными
ответвлениями в ассоциации, сопоставления,
догадки".
Сергей Юткевич.
Всю совокупность информации, которую собирает режиссер, перед тем как приступить к работе принято называть "Спецификой отражения жизни". Что же это за информация, и какого она свойства?
В первую очередь это информация об авторе пьесы (сценария). От того, какого качества она будет, зависит, насколько вам удастся, раскрыть подводные камни, заложенные им в произведении.
Все об авторе.
1.Биография.
2.Эпоха, в которую он жил.
3. Его мировоззрение.
4. Особенности творчества.
5. Круг поднимаемых им проблем.
Далее следует наметить для себя тот круг материалов, которые помогут вам вжиться в мир избранного сюжета.
Источники.
1.Список литературы.
2.Иконография.
3.Ассоциативные материалы (т.е. материалы, относящиеся к сюжету ассоциативно).
4.Музыкальные материалы (даже если музыка данной эпохи, страны и т.д. не будет использована вами в постановке, она даст вам возможность почувствовать атмосферу материала).
Далее следует подробно изучить тот мир, в котором разворачивается действие сюжета. Начнем с общества и общественных отношений.
Общество.
1.Социальное расслоение. Социология общественных отношений.
2.Эпоха.
3.Общественная психология.
4.Общепринятая мораль.
5.Этнографический аспект.
6.Географический аспект. Возможно карта или план места действия.
7.Идеология. Либо идеологии в их столкновении.
8.Религиозные особенности.
9.Литература и искусство.
Теперь более подробно рассмотрим мир людей, поищем в иконографии прототипы действующих лиц.
Люди.
1.Прототипы для будущих действующих лиц и актеров их исполняющих.
2. Типы для массовых сцен.
3.Мужские и женские прически.
4.Модный грим, макияж.
5. Мизансцены, совпадающие с сюжетом и его ситуациями.
6. Манеры.
При этом тот или иной пункт может расширяться, в зависимости от содержания материала. Скажем, кроме манер принятых в обществе, еще могут появиться пункты: манера танцевать, манера держать головной убор, манера молиться и т.д. Кроме того, по этой же причине в данной таблице могут появляться и иные пункты. Например: как проходили маскарады, или рыцарские турниры, или особенности театральной культуры данной эпохи, или религиозные шествия и т.д.
Немаловажное значение имеет и мир материальной культуры эпохи, в которой разворачивается сюжет.
Костюм.
1.Мода мужская.
2.Мода женская.
3.Мужские головные уборы.
4.Женские головные уборы.
5.Мужская верхняя одежда.
6.Женская верхняя одежда.
7.Мужская обувь.
8.Женская обувь.
9.Платки, галстуки, воротнички и т.д.
10.Карнавальные костюмы и маски.
11.Галантерея.
12.Награды и драгоценности.
Аксессуары.
1.Веера.
2. Посуда.
3. Оружие.
4.Трости.
5.Книги.
6.Деньги.
7. Букеты цветов, бутоньерки.
Интерьеры.
1.Общий вид интерьеров.
2.Натюрморты отдельных уголков.
3.Декоративная зелень
4.Ковры, ткани, драпировки, гардины, занавески и т.д.
5.Мебель.
6.Сервировка стола.
7.Кареты, повозки, кибитки и т.д.
Естественно в этих таблицах отраженна лишь малая толика того, на что надо обратить внимание. Все зависит от того сюжета, материала, который принят вами в постановку.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
Анализ.
1. Идейно-тематический анализ.
"Когда я начинаю съемки, я держу в голове, в точности
до миллиметра, общий план фильма. Я даже не
сверяюсь с моими заметками, потому что знаю их
наизусть. Я не хотел бы рисковать оказаться под
влиянием той или другой страницы. Приходя утром на
площадку, я знаю точно, какое развитие я хочу дать
этой сцене, в какое движение хочу привести моих
актеров и мою камеру".
Лукино Висконти.
Существует два основных подхода к драматургии в режиссуре - интерпретаторство и авторство. Режиссер-интерпретатор стремится к наиболее полному раскрытию автора-драматурга в постановке; режиссер-автор стремится в драматургическом материале наиболее полно раскрыть себя. Но и тот и другой нуждаются в неком общем плане постановки, каковым и является идейно-тематический анализ. Просто первый на этом этапе стремиться вскрыть глубины авторского сознания, в то время как второй ищет соответствие авторского материала своим устремлениям. Бывает и так, что режиссер сам выступает в качестве автора-драматурга, но и в этом случае ему не обойтись без общего плана, без ответов на простые вопросы: "Что?", "Зачем?", "Почему?".
На этом этапе режиссер создает философско-нравственную концепцию своего произведения, ищет тот камертон, по которому будет настраивать сложный механизм, именуемый постановкой, определяет правила игры.
1. Тема.
"Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба".
Борис Пастернак.
Тема - основная проблема, поставленная в произведении. Как правило, это проблема философско-нравственного характера, актуальность которой определенна с одной стороны обращением к реалиям сегодняшнего дня, а с другой ко всей исторической практике Человека.
Проблему можно обозначить словами крайне условно, ведь само произведение и есть развернутая формула проблемы. На вопрос, какова основная проблема романа "Воскресенье" Лев Толстой отвечал, что для того чтобы ответить на него, надо заново написать этот роман. А на аналогичный вопрос по поводу одной из своих пьес Пиранделло ответил: "Откуда мне знать, ведь я Автор"
Поэтому задача состоит не столько в том, чтобы обозначить проблему словами, сколько в том, чтобы прояснить ее для себя, ответить себе на простой вопрос: о чем вы собираетесь ставить свою постановку. Тема - фундамент, на котором строится все здание режиссуры.