Файл: Основы режиссуры.doc Карп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 1107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Познавательно регулятивная форма общественного сознания.

Пространственно-временные искусства, как вид эмоционально-учебных игр.

1. Идейно-тематический анализ.

1. Тема.

1 Тип - "я - я".

3. Мотив.

5. Драматическое действие.

6. Исходные условия.

7._Борьба. Предмет борьбы. Цель борьбы.

8. Жанр. Природа трагического и комического.

1 Пара.

2 Пара.

3 Пара.

9. Стиль.

2. Литературный и действенный анализ.

1. Общие понятия теории драмы.

2. Единицы речи.

3. Реплика.

4. Авторская ремарка, внесценическое.

5. Диалог.

6. Монолог.

8. Фабула и сюжет.

9. Типы действия и конфликта.

10. Композиция.

11. Архитектоника.

12. Перепетии.

13. Декупаж (деление на части).

14. Антракт.

15. Название.

16. Регламентирующие схемы драматургии.

17. Действенный анализ.

18. События и предлагаемые обстоятельства.

19. Событие и конфликт.

20. Первый конфликтный факт.

21. Основные конфликтные факты пьесы.

22. Главный конфликт пьесы.

23. Поток событий.

24. Внефабульные формы организации материала.

25. Адаптация (инсценировка).

26. Формы организации драматургического материала по видам пространственно-временных искусств.

27. Режиссура и драматургия.

29. Анализ пьеы и режиссерский замысел.

3. Действующие лица.

1. Персонаж.

2. Досье.

3. События роли.

4. Цепь поступков.

5. Социальная харпактеристика роли.

6. Черты характера.

7. Направленность личности,

8. Темперамент.

9. Акцентуация характера.

10. Речевая характеристика образа.

11. Внешняя характеристика роли.

12. Архетип.

13. Цель. Ценностные ориентации. Установка.

14. Сверхзадача, сквозное действие.

15. Зерно.

16. Задача.

17. Мотивировки.

18. Действие.

19. Оценка.

20. Подтекст.

21. Внутренний монолог,

22. Заражение. Общение. Отношение к другим действующим лицам,

23. Взгляд.

24. Молчание.

25. Схема работы над ролью.

1. Внутренний образ.

2. Внешний образ.

1. Сценография.

2. Работа режиссера с художником.

3. Драматическая местность.

4. Действенная сценическая среда.

5. Живописные элементы внешнего образа.

6. Ритм внешнего образа.

7. Костюм и предметная среда.

8. Грим, как элемент внешнего образа.

9. Человек в предметной среде.

10. Композиция внешнего образа.

11. Моделирование пространства.

12. Сценографический конфликт.

13. Мизансцена и среда.

14. Кукла, как специфический элемент предметной среды.

15. Сценическая техника.

16. Сценический занавес, как элемент сценографии.

17. Интерпретация пространства.

18. Поиск внешнего образа,

3. Темпо-ритм.

1. Ритм в природе.

2. Ритм в искусстве,

3. Ритм в пространственно-временных искусствах.

4. Темп.

5. Темпо-ритм.

6. Методики организации темпо-ритма.

Часть 2. "Одна из ночей".

Часть 3. "Встреча".

7. Темпо-ритм и время.

8. Некоторые приемы построения темпо-ритма.

4. Мизансценирование.

1. Геометрия мизансцены.

2. Граматика мизансцены. Мизансцена и слово.

3. Время. Пространство.

4. Мизансцена толпы.

5. Мизансцена монолога.

7. Мизансцена и эффект остранения.

8. Прием.

9. Режиссер - автор мизансцен.

10. Работа режиссера над мизансценическим рисунком.

5. Музыкально-шумовое оформление постановки.

6. Световое оформление.

7. Кинематографическое видение.

1. Отдельный фотографический снимок на кинопленке, на котором

Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм и электричество. Магнетизм и электричество - виды энергии. Стих - это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся". (В. Маяковский).

Существует понятие единицы стихотворного ритма. Эта единица, считает С. Калачева, диктуется психофизическим восприятием звука. Эксперименты показали, что когда период оказывается короче 0,1 секунды, то слух не фиксирует повторов, речевой поток кажется непрерывным. При величине, превышающей 10 секунд, периодичность так же теряется. Следовательно, в диапазоне между этими показателями и лежит единица стихотворного ритма. Ею является строка. Время произнесения каждой строки обычно не превышает 5 секунд, что оказывается оптимумом для восприятия смысла и гармонии слов нашим слухом, нашим сознанием.

Сущность ритма - упорядоченность во времени различных форм движения.

Исследователи утверждают, что ритм весьма различен по восприятию его человеком. Он может быть безжизненно монотонным, но может быть и сигналом для тончайших переживаний, стимулом эмоциональных реакций и одним из организующих элементов творческого процесса. Определенные ритмы действуют на человека островозбуждающе, другие гипнотически. Они способны вызывать различные психофизиологические реакции - от острого сексуального возбуждения до гипнотического сна.

Подчас нарушение ритма воспринимается нами исключительно остро, что свидетельствует о глубокой связи психоэмоциональной структуры личности с ритмикой окружающей среды. Как вздрагиваем мы иногда, услышав резкий звонок или настойчивый стук в дверь. Тот же неожиданный звонок или стук, но в другом ритме, в иной "тональности", не производит на нас такого неприятного впечатления. Речь в данном случае идет не о громкости звонка или стука. Стук может быть даже не громким, а осторожным, вкрадчивым, но он будит тревогу. И в основе этого скорее не ритм, а аритмичность. Вспомните, как тревожно беспокойны звуки "ударов судьбы" в начале Пятой симфонии Бетховена. Именно негармоничность звука настораживает, заставляет нас ожидать чего-то непредвиденного. Может быть, такие внешние раздражители вызывают ошибку, сбой ритмического настроя психики или других биоритмических структур.

Ритм, как повтор несет организующую функцию в любой метрической системе (композиции), отмечая концы периодов и подчеркивая "созвучия". И этот повтор, играющий ритмическую роль, постоянно возвращает нас к прошедшему, к выделенному волей художника элементу, конструируя тем самым образную целостность.


"... выделенность соотносимых структурных элементов может быть принята как одна из возможных характеристик поэтического. Здесь и разнообразные построения (соотнесение начала и конца произведения), здесь рефрены и прочие формы повторов-возвратов... здесь различные формы акцентов, как бы на мгновение останавливающих течение действия". (А. Михайлова).


3. Ритм в пространственно-временных искусствах.

Ритм в пространственно-временных искусствах это согласованное во времени и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразительных средств сценического действия. Он связан с нарастанием или спадом, ускорением или замедлением, плавным течением или бурным развитием действия.

Чаще всего на драматические искусства распространяют орнаментальную теорию ритма поэтического текста. Драматический ритм, в соответствии с этой теорией является мелодической и экспрессивной манерой произнесения текста и развития фабулы, ее орнаментального оформления.

Анри Мешонник в "Критике ритма" различает три категории ритма: лингвистический (свойственный любому языку), риторический (зависящий от культурных традиций) и поэтический (связанный с индивидуальной манерой письма). Здесь же он указывает на две опасности грозящие ритму: "Или он будет выделен как предмет, форма рядом со смыслом, высказывания которого он призван повторять: излишества, экспрессивность; или будет понят в психологических терминах, которые затушевывают его, усматривая в нем нечто невыразимое, поглощенное смыслом, или эмоцию".

В драматическом искусстве, как и в поэзии, ритм не является ни внешним украшением, добавленным к смыслу, ни экспрессивностью текста. Ритм составляет смысл текста. "Для того чтобы родилась поэзия, необходимо и достаточно, чтобы простое сочетание слов, которые мы связываем, читая, как говорим, вынудило наш голос, пусть даже внутренний, отказаться от тона и манеры обычной речи, и поместило его в совершенно иной мир и совершенно иное время. Эта внутренняя необходимость ритмизованного действия глубоко преобразует все ценности текста, который нас к этому побуждает". (Валери).

Именно ритм оживляет части повествования; расположение масс диалогов, способ изложения конфликта, распределение ударных и безударных периодов, ускорение и замедление действия. Именно ритм заставляет нас структурировать действие и текст. Именно действие в первую очередь, поскольку в драматических искусствах он опирается на жест, мизансцену, на физиологические ритмы актера и зрителя.

Ритм обнаруживается на всех уровнях постановки, а, следовательно, не только в плане временного развития действия и продолжительности представления.

Ритм присутствует в игре даже на уровне самого "банального" и "невыразительного" прочтения текста, едва чтец определяет свою позицию по отношению к тексту.


В представлении, а значит, и при переходе драматургического текста в постановку, ритм ощущается в восприятии парных эффектов: молчание - речь, быстрота - замедленность, полнота - пустота смысла, ударность - безударность и так далее. Ритм создает пластические эффекты. Аппиа, например, в своей сценографии подчеркивает "ритмическое пространство". Гордон Крэг считал ритм фундаментальной составляющей театрального искусства, "самой сутью танца".

Поиск мизансцен - основа ритмического решения постановки. Перемещения актеров становятся физическим представлением ритма. Ритм являет собой визуализацию времени в пространстве.

Использование разрывов, прерывности, эффектов остранения благоприятствуют восприятию ритмических остановок, поскольку рваный ритм перестает быть явным.

Не менее важным средством ритмизации являются голос актеров и разного рода шумовые эффекты, музыка.

Ритмы различных сценических средств выразительности способствуют ритмизации фабулы, структурированию времени на эпизоды и реплики диалога.

Таким образом, постановочный ритм является глобальной, цементирующей действие структурой.


4. Темп.

Темп - термин заимствованный драматическим искусством из теории музыки.

Темп - скорость движения отдельных элементов сценической композиции в отдельный отрезок времени.

Он указывает на интенсивность и скорость исполнения. Интерпретация темпа в драматическом искусстве всецело находится в ведении режиссера.

Существующая музыкальная классификация темпов не эквивалентна темпам пластического движения и мало пригодна для пространственно-временных искусств. Приведенная ниже классификация достаточно произвольная и не точная, в то же время более проста и применима на практике:

- статика;

- рапид;

- очень медленно;

- медленно;

- средний темп;

- быстро;

- очень быстро;

- совсем быстро.

Как правило, общий темп элемента композиции складывается из нескольких различных темпов, их сложения или контраста. Например: свет - статично; речь - совсем быстро (скороговорка); пластика актера - рапид. В такой системе темпов можно выстроить, скажем, сцену смерти героя.

Темп явление внутрисценическое, внутрикадровое. Монтаж эпизодов или кадров, в каком бы темпе мы его не производили - всегда явление ритмическое.

Столкновение темпов как внутри конструктивного элемента (кадра, сцены, эпизода) так и в двух, следующих один за другим конструктивных элементах, создают динамику действия и являются основой ритмических конструкций.

Наслоение темпов создает полифонию действия.

Столкновение темпов внутри композиционного элемента называется диссонансом (от латинского dissonare - звучать нестройно). Диссонанс - это не слитное, напряженное, одновременное действие в различных темпах. Он вызывает чувство тревоги нестройностью, внутренним трепетом биений, ощущением непримиримой противоречивости.

Слияние темпов внутри композиционного элемента называется консонансом (от латинского conconare - звучать в унисон). Консонанс - это согласованное сочетание темпов. Воспринимается как состояние покоя, гармонии.

5. Темпо-ритм.

Ритмически правильное чередование темпов, называется темпо-ритмом.

Поскольку в драматических искусствах ритм как бы сливается с темпом, сочетаясь с ним, К. С. Станиславский ввел термин "темпо-ритм", объединяющий эти понятия. Он различал темпо-ритмы всей пьесы, каждой отдельной роли, действия и сценической речи.