ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шую к месту проживания школу. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

Обучение в обычной общеобразовательной школе

Итак, ребенка зачислили в школу. Коль скоро у него есть какие-либо особенности развития (а мы говорим именно о таких детях), эти особенности с большой вероятностью могут, так или иначе, проявиться и мешать самому ребенку адаптироваться к обучению, а педагогу – организовать образовательный процесс в классе. Единственный (и естественный) выход

– помогать ребенку в обучении. И вот здесь-то, при организации обучения ребенка, в том числе и в обычном классе (школе), может прийти на выручку заключение ПМПК. Ведь определение форм и видов помощи как ребенку, так и педагогам является одной из ее задач.

Самое главное при организации обучения особого ребенка в обычной школе – чтобы родители, учителя и администрация школы стали единомышленниками и создали все условия, необходимые для успешного обучения ребенка.

Трудности организации обучения особого ребенка в обычной школе и пути их решения

Если ребенок тяжело адаптируется к школе (испытывает трудности познавательного характера, организации деятельности, поведения, общения и др.), то такие трудности ребенка, естественно, могут мешать обра-

зовательному процессу, и прежде всего педагогу. Однако квалифицированный педагог, прежде чем пытаться решить проблемы путем «устранения» их источника – ребенка (добиваясь его перевода в класс другого вида, в том числе класс «Особый ребенок», в образовательное учреждение другого вида, изменения формы получения образования и пр.), постарается помочь ребенку адаптироваться к тем условиям получения образования, в которых он уже находится. Это – прямая обязанность государства в лице органов образования и самих образовательных учреждений1. Задача же педагогов (а в случае их недостаточной компетентности им на помощь приходят родители) – предложить способы реализации обязательств государства по отношению к конкретному ребенку.

1Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Образование особого ребенка 85


Решению проблемы могут помочь следующие меры, на которых и следует сосредоточиться:

– организация постоянного сопровождения в процессе обучения специальным помощником (Приложение 6.22) (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на период адаптации);

сопровождение образовательного процесса психолого-педагоги- ческой коррекцией познавательных и других проблем ребенка (Приложение 6.29);

организация обучения ребенка по индивидуальному учебному плану (Приложение 6.21).

Если ребенок справляется с программой обучения, но ему физически тяжело ежедневно посещать школу и/или присутствовать на всех уроках в течение дня, то в этом случае можно ставить вопрос об уменьшении учебной нагрузки в неделю (Приложение 6.26), о введении для ребенка индивидуального учебного плана (Приложение 6.20) или индивидуального расписания занятий. Основной вопрос, возникающий при организации указанных выше видов помощи ребенку, – каким образом ребенок будет восполнять знания, которые давались на пропущенных им уроках. Решение этого вопроса зависит от конкретной ситуации (возможностей образовательного учреждения, ребенка, его законных представителей и их желаний). Допустим, ребенку на основании заключения медиков в школе предоставлен дополнительный выходной день, а количество посещаемых уроков в день сокращено. Исходя из указанных выше обстоятельств, можно говорить о том, чтобы в дополнительный выходной день обычные уроки были заменены на индивидуальное занятие педагога с ребенком, или о том, чтобы педагог давал ребенку задания на дом, или о проведении консультационных занятий в другом режиме.

Школа «не хочет» обучать ребенка…

Случается, что, несмотря на все приложенные усилия, администрация школы после первых недель или месяцев обучения приходит к выводу, что ребенку со столь выраженными проблемами не следует учиться в данной школе (классе), и настаивает на его переходе в другой класс (например, компенсирующего обучения) или в другую школу, на переводе ребенка на надомную форму обучения либо на прохождении ПМПК… В этой ситуации сначала необходимо постараться выяснить, в связи с чем возникло такое беспокойство со стороны школы и что можно сделать, чтобы

помочь ребенку справляться с обучением в существующих условиях. Далее самое лучшее – проконсультироваться с независимыми специалистами (педагогами, психологами) и получить у них рекомендации о том, в каких условиях ребенку целесообразно получать образование. Это необходимо для объективности оценки ситуации.

86


Если в результате консультаций родители понимают, что для ребенка действительно лучше изменить существующие условия обучения, они получают соответствующее заключение ПМПК (подробно см. подраздел «Как получить рекомендации специалистов и подготовиться к прохождению ПМПК») и организуют обучение ребенка согласно этому заключению.

Если же родители твердо уверены, что выбранный образовательный маршрут для ребенка оптимален, они должны быть готовы отстаивать его права. Вспомним, что право выбора образовательного учреждения и формы получения ребенком образования принадлежит родителям (законным представителям). Только с согласия родителей возможно любое изменение в условиях получения образования ребенка, и только с их согласия ребенок может пройти ПМПК. В связи с этим родителям целесообразно выразить свою позицию по тем предложениям, которые поступают от администрации школы. Выражать свою позицию надо как можно доброжелательнее. Родителям следует сообщить администрации школы, что они видят проблемы ребенка и понимают, что эти проблемы надо решать, но они собираются делать это в рамках прежних условий получения образования (ребенок будет продолжать учиться в том классе/школе, в которых учится). И после этого важно немедленно приступить к обсуждению мер, которые могут поддержать обучение ребенка в существующих условиях.

Надо твердо помнить, что отчислить ребенка из школы на том основании, что ребенок не осваивает образовательную программу и, по мнению администрации школы, должен учиться в специальной (коррекционной) школе, не могут (Приложение 6.36) – это противозаконно! Изредка встречаются вопиющие случаи, когда администрация школы «пугает», что ребенок больше не будет получать образование в школе («завтра ребенка не приводите»). В такой ситуации родители должны корректно по-

требовать приказ директора школы об отчислении (памятуя о том, что отчисления быть не может и издание такого приказа также незаконно; если же он издан, то его необходимо обжаловать в орган управления образованием, в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка, в суд). Если ребенка не пускают в класс, всячески препятствуют ему в посещении каких-либо уроков, внеклассных занятий и других мероприятий, следует обратиться с письменным заявлением к директору школы об устранении препятствий в образовательном процессе ребенка (Приложение 6.37).

Перевод ребенка в специальный класс (группу) обычной школы также возможен только с согласия родителей на основании заключения ПМПК (пункт 10 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»).

Если обращения к директору школы не помогли решить проблему, родители должны письменно обратиться в орган управления образованием (Приложение 6.17) с описанием сложившейся ситуации и просьбой содействовать в ее разрешении. Орган управления образованием должен

6. Образование особого ребенка 87


помочь обеспечить обучение ребенка в образовательном учреждении с учетом его индивидуальных особенностей и позаботиться о том, чтобы подобные конфликтные ситуации не возникали в будущем. Если и обращение в орган управления образованием не привело к желаемому результату, то необходимо обратиться в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка.

Часто родители опасаются, что разрешение проблемных ситуаций с привлечением органов власти, суда, прокуратуры может в дальнейшем негативно сказаться на отношении к ребенку в школе. Эти опасения вполне понятны. Но пассивная позиция родителей приводит к тому, что ребенок оказывается в другой школе, где (практика показывает: с большой вероятностью!) может возникнуть аналогичная ситуация. Для того чтобы борьба родителей за ребенка не отразилась на нем самом, необходимо неизменно сохранять терпение и доброжелательность, стремиться сделать администрацию и педагогов школы своими союзниками, терпеливо объясняя им единство общей цели (образование и социализация ребенка), и просить у них помощи в достижении этой цели. Можно также попробовать найти понимание у сотрудников органа управления образованием, мнение которых об образовательном маршруте ребенка окажет большое влияние на педагогов.

Освоение образовательных программ, аттестация, документы об образовании

Длительность этапа адаптации особого ребенка к школьному обучению может растянуться на месяцы и даже годы. Главное, чтобы в адаптации происходила положительная динамика и ребенок постепенно все глубже и глубже включался в школьный процесс – это залог правильно выбранного образовательного маршрута. На этом пути возможны временные трудности, являющиеся, однако, серьезным испытанием для родителей и педагогов.

Одним из таких испытаний могут стать трудности освоения ребенком образовательной программы в первый год обучения: возникает «академическая задолженность» – отсутствие положительной оценки по итогам года по одному или нескольким предметам.

Если обучающийся имеет по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, то он переводится в следующий класс

условно. В течение следующего учебного года указанную задолженность обучающийся должен ликвидировать.

Если ребенок не освоил образовательную программу учебного года (имеет академическую задолженность по двум и более предметам) или условно переведен в следующий класс и не устранил академическую за-

88


долженность по одному предмету, то. по усмотрению родителей (законных представителей), он оставляется на повторное обучение, или переводится в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения, или продолжает получать образование в иных формах (см. раздел «О выборе типа обучения и формы образования»).

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования (X–XI класс), не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Бывает так, что ребенок осваивает программу всех предметов, за исключением одного-двух (например, математики и физики) в связи с индивидуальными особенностями развития. В этом случае, для того чтобы не оставлять ребенка на повторное обучение, не менять субъективных условий получения образования (коллектив одноклассников, учителей, дальнейшее освоение предметов, по которым обучающийся успешен), целесообразно рассмотреть возможность обучения по индивидуальному учебному плану (Приложение 6.20) по тем предметам, по которым ребенок не успевает.

Если у ребенка заметна положительная динамика во включении в школьную жизнь, неосвоение программы не является препятствием к дальнейшему обучению в данном учреждении в выбранной форме образования; важно, чтобы в течение следующего года эта задолженность была ликвидирована хотя бы частично. Другое дело, что, не освоив программы текущего уровня образования (Приложение 6.38), ребенок не сможет продолжить образование в государственных учреждениях следующего уровня, хотя сможет в дальнейшем получить профессиональную подготовку и работать. Однако при поступлении в школу и интеграции ребенка в условиях начальной школы решаются совсем иные задачи.

А вот успешность промежуточной аттестации никак не сказывается на возможности продолжать обучение: ведь система оценок, форма, порядок и периодичность промежуточной аттестации устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в уставных и других локальных документах учреждения и не обусловливают законодательно продолжение обучения (пункта 10 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому из

«промежуточной» неуспеваемости ребенка (четвертной, полугодовой) не может быть сделано никаких «оргвыводов», связанных с возможностью или невозможностью ребенка продолжать обучение в прежних условиях.

Четко регламентированы нормативными актами только порядок и условия итоговой аттестации (сдача экзаменов в IX и XI классах).

6. Образование особого ребенка 89