ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная итоговая аттестация

по окончании основного общего образования (IX класса)

Чтобы получить право сдавать экзамены в IX классе, ребенок должен иметь положительные отметки (успевать) по всем предметам согласно учебному плану школы либо, в случае неуспевания по одному предмету, обязательно сдавать по нему экзамен1. Если эти условия выполнить не удалось и ребенка не допустили до итоговой аттестации, то, по усмотрению родителей, он может остаться на повторное обучение в выпускном классе либо получить справку установленного образца (Приложение 6.28).

При сдаче выпускных экзаменов ребенком, обучавшимся на дому, в санатории, ребенком-инвалидом учреждение обязано создать обстановку, «исключающую влияние негативных факторов на состояние… здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников» (Приложение 6.39). Экзамен для таких ребят может проводиться досрочно (начиная с 1 мая), письменные экзамены могут быть заменены на устные, а число экзаменов по согласованию с органом образования – сокращено до двух письменных. Возможна повторная аттестация, если число неудовлетворительных отметок не превысит двух.

Если ребенку не удалось пройти итоговую аттестацию (он получил на экзамене больше двух неудовлетворительных оценок либо неудовлетворительную оценку на повторном экзамене), то, по усмотрению родителей, он может остаться на повторное обучение в выпускном классе либо получить справку установленного образца (Приложение 6.40).

Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию в IX классе, выдаются документы об основном общем образовании (Приложение 6.41).

Государственная итоговая аттестация по окончании среднего (полного) общего образования (XI класса)

Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (Приложение 6.42). Чтобы быть допущенным к сдаче выпускных экзаменов после XI класса, учащемуся необходимо иметь положительные оценки по всем предметам за X и XI классы (пункты 14, 15 Положения).

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья итоговая

аттестация (Приложение 6.43) может проводиться, по их желанию, как в

1Пункт 1.3 Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. № 1075.

90



форме государственного выпускного экзамена, так и в форме ЕГЭ (в этом случае длительность экзамена можно увеличить на 1,5 часа). При этом должна быть обеспечена возможность пользоваться техническими средствами и необходимыми услугами помощника, а также проводить необходимые медико-профилактические процедуры.

В случае, если учащийся получил на итоговой аттестации неудовлетворительную оценку по русскому языку или математике, он допускается повторно к итоговой аттестации по данному предмету в текущем году в дополнительные сроки. Если же выпускник так и не смог завершить среднее (полное) общее образование (не был допущен либо не смог сдать экзамены в основной и дополнительный сроки), он получает справку об обучении в образовательном учреждении (Приложение 6.44).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, специальные (коррекционные) классы в обычных школах

Если родители вместе с ПМПК пришли к выводу, что ребенку следует обучаться в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, надо иметь в виду следующее. Сегодня коррекционные образовательные учреждения устроены по нозологическому принципу: детей объединяют в образовательном учреждении того или иного вида по типу нарушений развития, аргументируя это тем, что легче создать специальные условия для работы с детьми с определенным видом нарушений. В соответствии с этим принципом действуют сегодня коррекционные образовательные учреждения или классы:

I вида – для обучения и воспитания неслышащих детей (Приложение 6.46);

II вида – для обучения и воспитания слабослышащих и позднооглохших детей (Приложение 6.47);

III и IV видов – для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения (Приложение 6.48);

V вида – для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (Приложение 6.49);

VI вида – для обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (Приложение 6.50);

VII вида – для обучения и воспитания детей с задержкой психического

развития (Приложение 6.51);

VIII вида – для обучения и воспитания детей с так называемой «умственной отсталостью» (Приложение 6.52).

Очевидно, что такая организация образования носит в целом сегрегирующий (а не интегрирующий!) характер. Однако мировой и отечест-

6. Образование особого ребенка 91


венной практикой однозначно доказана значительно большая эффективность развития, образования и социализации особых детей при объединении в одном классе (группе) коррекционного учреждения детей с различными нарушениями развития на основе обучения их по образовательной программе одного уровня. Такой подход существенно повышает возможности коррекционного образования. Естественно, это не должно лишать каждого ребенка той специальной помощи, в которой он нуждается в связи с проявлением конкретного нарушения.

«Недифференцирующая» система организации коррекционного образования – дело будущего (надеемся, недалекого). Однако уже сегодня дети с тяжелыми нарушениями развития или с сочетанием различных нарушений развития (со «сложными нарушениями») могут (и должны!) быть приняты на обучение и воспитание в любое коррекционное образовательное учреждение (по отдельности или в составе специальной группы), где обучаются дети с нарушениями того же типа, но менее выраженными, либо где созданы классы и группы для обучения и воспитания других детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для имеющих «сложный дефект» (Приложение 6.53). Исходя из того, что одна из главных целей образования особого ребенка (даже при самых тяжелых нарушениях) – его социализация, администрация учреждения и специалисты не могут ссылаться на то, что ребенок вследствие особенностей своего развития не способен осваивать общеобразовательные программы. Например, задачи, поставленные при освоении программы образования для детей «со сложным дефектом» развития (любое сочетание психических и/или физических нарушений развития), в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», достижимы для любого ребенка.

То же самое относится к детям с эмоционально-волевыми нарушениями (ранний детский аутизм и другие нарушения аутистического спектра)

– для них «нозологическая» сегрегация, в случае создания подобных учреж-

дений, оказалась бы особенно губительной.

Учитывая все, что сказано выше, родителям и следует выбирать специальную (коррекционную) школу.

Прием в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс)

Прием в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (школу, класс) осуществляется с согласия родителей (иных законных представителей) ребенка на основании заключения ПМПК (см. подраздел «Как пройти ПМПК и получить заключение»).

92


Если специалисты рекомендуют школу определенного вида и если школа провела собеседование с ребенком и готова его принять, а ПМПК в своем заключении указывает школу другого вида либо другую форму получения образования, надомное обучение, и мнение ПМПК, с точки зрения родителей, не соответствует возможностям и образовательным потребностям ребенка, такое заключение следует обжаловать (Приложение 6.24).

Обучение и коррекционная поддержка ребенка в специальных школах, классах

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются образовательные программы, разрабатываемые исходя из особенностей обучающихся в них детей (Приложение 6.54).

Предельная наполняемость классов таких учреждений (Приложение 6.55) устанавливается Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288, и колеблется, в зависимости от вида образовательного учреждения, от 6 до 12 человек. В классе для детей, имеющих сочетанные нарушения развития («сложные дефекты»), обучается не больше 5 человек.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях кроме собственно обучения и воспитания обязательно проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия, а также осуществляется необходимая медицинская помощь (Приложение 6.56). Этим коррекци-

онные школы и классы выгодно отличаются от обычных школ, где зачастую мог бы интегрироваться особый ребенок, будь у него там необходимая коррекционная поддержка. Это кардинальное различие между

специальной и обычной школой (наличие поддержки в первой и отсутствие – во второй) превращается в неодолимую пропасть при попытке ребенка перейти в более сложную образовательную среду, из специальной школы в обычную. Даже если ребенок к этому готов, при переходе в обычную школу на практике он теряет гарантированную коррекционную поддержку (а она обязательно нужна еще некоторое время для адаптации в новой образовательной среде).

Если ребенок тяжело адаптируется к образовательному процессу и не осваивает программу, необходимо организовать дополнительную поддержку получения им образования. Виды и способы поддержки – те же, что и при интеграции ребенка в обычной школе (см. подраздел «Трудности организации обучения особого ребенка в обычной школе и пути их решения»). Не следует забывать, что в специальном (коррекционном) учреждении, так же как и в обычном, ребенок при необходимости может обучаться по индивидуальному учебному плану (Приложение 6.20).

6. Образование особого ребенка 93