ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» «гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья». Здесь же законодательно утверждается повышенное внимание к особым детям: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Причем в случае, если у ребенка оформлена инвалидность, государство четко указывает, какие органы власти разделяют с органами образования ответственность за реализацию этого основополагающего права: «Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации»1.

Заметим, что, не имея возможности на практике обеспечить для части детей необходимые условия реализации данного права непосредственно в государственных образовательных учреждениях, а также принимая во внимание разнообразные потребности и возможности личности, государство предоставило возможность получения образования в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается также сочетание различных форм получения образования (статья 10 Закона РФ «Об образовании»). Эти формы в законе равноправны, и, следовательно, государство приняло на себя обязательства финансировать любую из выбранных родителями форм. Статьи 50, 52 Закона РФ «Об образовании» предоставляют право выбирать фор-

мы получения образования родителям несовершеннолетних детей и совершеннолетним гражданам Российской Федерации.

Как выбрать школу

Оговоримся сразу: для ребенка, как указывалось выше, образование является основным способом социализации. Социализация, в свою очередь, является залогом будущей успешной интеграции в обществе. Реализовать социализацию возможно только во взаимодействии со сверстниками в общей образовательной среде. Поэтому любая индивидуальная программа обучения должна включать хотя бы частичное обучение ре-

1Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

76


бенка в коллективе сверстников, пребывание в классе1. Вопрос состоит лишь в грамотной и оптимальной организации такого обучения. Таким образом, в нашем обсуждении мы прежде всего будем ориентироваться на обучение особого ребенка в школе. Мы начнем с того, как лучше это обучение организовать.

Над вопросом о том, где и как получать образование ребенку, следует задуматься примерно за год до поступления в школу. Самое важное на этом этапе – найти специалиста (педагога, психолога), который, работая

сребенком, по результатам наблюдения составит рекомендации, в каком образовательном учреждении и в какой форме ребенку желательно получать образование. Таким экспертом может быть специалист дошкольного учреждения, в которое ходил ребенок; специалист реабилитационного центра, если ребенок занимался там; специалист негосударственной организации; специалист – индивидуальный предприниматель, если дошкольная поддержка ребенка осуществлялась именно им.

Итак – требуется консультация специалистов. Но как быть, если ребенок до школы ни с каким специалистом не занимался? С кем тогда проконсультироваться об оптимальном начале образовательного маршрута? В этом случае консультацию целесообразно получить в психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). Более того: если ребенку предстоит учиться в специальной (коррекционной) школе (классе), то без заключения ПМПК его не смогут принять в такую школу или класс. Это заключение должно, в интересах ребенка и семьи, максимально соответствовать образовательным потребностям и возможностям ребенка. Исходя из этого, родители должны сделать все возможное, чтобы рекомендации (заключение) оказались объективными, и это в их силах.

Всвою очередь, сотрудники органа образования должны поделиться

сродителями имеющейся у них информацией об общих и коррекционных учреждениях округи и рассказать об условиях прохождения ПМПК.

Как получить рекомендации специалистов и подготовиться к прохождению ПМПК

Государство создало специальные организации – психолого-медико- педагогические комиссии (ПМПК) (Приложение 6.21), одной из главных функций которых является «оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания, обучения

1Убедительное доказательство этому – многолетний опыт работы в РБОО «Центр лечебной педагогики» (Москва) групп с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. Такие группы, поначалу именовавшиеся в Центре «лежачими» и постепенно превращавшиеся в «сидячие», собирались два раза в неделю. Сегодня выпускники этих групп учатся по специализированной образовательной программе в классах, функционирующих в государственной системе образования.

6. Образование особого ребенка 77


и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении», а также «подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания». Итак, специалисты ПМПК как раз и должны давать рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако необходимо понимать, что специалисты ПМПК, призванные дать консультацию относительно обучения ребенка, обычно видят его впервые, да еще и в течение короткого промежутка времени. Незнакомая обстановка, незнакомые люди, ожидание в очереди и другие обстоятельства не способствуют тому, чтобы ребенок с особенностями развития раскрыл свои актуальные способности и потенциальные образовательные возможности. В составе комиссии пока еще далеко не всегда оказывается специалист, способный в таких «отягчающих» обстоятельствах наладить достаточный для достоверной педагогической диагностики контакт с ребенком. Кроме того, далеко не во всех регионах специалисты ПМПК знакомы с современными возможностями обучения и воспитания особых детей. Все это в совокупности может привести к составлению недостаточно профессиональных, необъективных рекомендаций. Тем не менее, в отсутствие других специалистов ПМПК – единственный экспертный орган, в котором можно получить консультацию относительно образования особого ребенка (консультацию, которая вызовет наибольшее доверие сотрудников детских образовательных учреждений). Поэтому к прохождению ПМПК необходимо подготовиться. Главная цель такой подготовки

предоставить комиссии максимальный объем информации о способностях и возможностях ребенка.

Если не удается получить рекомендации у специалистов, то родите-

лям следует самостоятельно собрать любые источники информации о ребенке, с помощью которых членам комиссии можно продемонстрировать его возможности: рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной и творческой деятельности; видеозаписи занятий, в том числе домашних; записи мероприятий, в которых участвовал ребенок, – всего того, что, по мнению родителей, поможет специалистам ПМПК составить достаточно полное и объективное представление о потребностях и возможностях ребенка и его образовательном потенциале. Если же ребенок

находится в поле зрения регулярно занимающихся с ним специалистов

задача существенно упрощается. В этом случае родители просят такого специалиста составить педагогическую характеристику ребенка для ПМПК с целью определить для него условия получения образования на данном этапе образовательного маршрута ребенка. В характеристике (рекомендациях) должны быть указаны особенности ребенка, в том числе поведение в незнакомой обстановке, поведение после длительных пери-

78


одов ожидания, например, в очереди, с незнакомыми людьми, поскольку, скорее всего, именно в таких условиях ребенку предстоит демонстрировать свои возможности перед специалистами ПМПК или на собеседовании при приеме в школу.

В характеристике (рекомендациях) должны быть описаны не только проблемы ребенка, но и методы или средства, которые помогают ребенку справляться со своими проблемами. Например, если ребенок при поддержке взрослого может соблюдать установленные правила поведения в коллективе и включаться в занятие на уроке, несмотря на наличие у него эмоционально-волевых проблем, то соответствующая рекомендация может выглядеть так: на период адаптации ребенка к процессу образования необходимо постоянное сопровождение его специальным помощником (см. Приложение 6.22). Специалист должен указать и необходимость (если таковая имеется) сокращения учебной нагрузки в неделю, другие особенности обучения.

К моменту прохождения ПМПК родителям будет полезно получить информацию о конкретных школах и попытаться составить свое мнение о том, в какой из них целесообразнее обучаться ребенку. Посоветовавшись со специалистом и определив тип школы, нужно выбрать конкретную школу, в которую они хотели бы отдать ребенка: побеседовать с родителями детей с аналогичными проблемами, собрать отзывы о местах, где обучаются их дети; посетить школы, пообщаться с педагогами.

Итак, если родители собрали характеристики (рекомендации) специалистов, решили организовать обучение в специальной (коррекционной) школе и собираются пройти с ребенком ПМПК, необходимо найти, где она территориально находится (это родителям может сообщить отдел образования), и записаться на прохождение комиссии, не забыв при этом

попросить об организации адекватных для ребенка условий прохождения ПМПК (Приложение 6.11).

Если какие-то медицинские заключения или педагогические характеристики для прохождения ПМПК родители получили в запечатанных конвертах, они могут смело их вскрывать. Родители как законные представители ребенка имеют право на информацию о том, какие заключения сделаны в отношении ребенка1. Однако заключения, которые родители считают не-

объективными (описывают только сложности ребенка, не раскрывая его способностей и возможностей), целесообразно представлять на ПМПК вме-

сте с альтернативными заключениями, описывающими пути преодоления

проблем ребенка, в том числе и от независимых специалистов. Важно, что-

1Данное право гарантируется статьей 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая гласит: «...гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояния здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов».

6. Образование особого ребенка 79


бы на ПМПК были представлены разные мнения, к которым можно апеллировать в случае несогласия с результатами ПМПК (Приложение 6.24).

Как пройти ПМПК и получить заключение

Если родители уже определились с видом и типом и даже конкретным учреждением, где ребенок будет получать образование (подробно см. раздел «О выборе типа обучения и формы образования»), и уверены, что это полезно ребенку (это подтверждено свидетельствами специалистов), – то, придя на ПМПК, они просят зафиксировать в заключении то, на что они настроились: школа именно того вида, который они выбрали (направление в конкретную школу), обучение в классе, потребность в специальном помощнике или другой необходимой поддержке.

Заметим, что в состав ПМПК (Приложение 6.21) должны входить: педа- гог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, детский психиатр, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, в том числе – другие врачи.

Необходимо отметить, что на практике столь представительный состав комиссии обеспечивается не всегда. Кроме того, как уже отмечалось выше, члены комиссии видят ребенка впервые, короткое время и т.д. В таких условиях сформировать адекватное мнение об особенностях его образовательного маршрута бывает непросто. Поэтому родители должны приготовиться к спокойному и аргументированному отстаиванию своей точки зрения, ни в коем случае не игнорируя разумные аргументы комиссии. Членам ПМПК следует учитывать не только знания и поведение ребенка, которые он продемонстрировал комиссии, но и объяснения родителями

причин его зачастую необычного, непривычного для посторонних людей поведения. Прежде всего, и родителям и членам ПМПК необходимо помнить об интересах ребенка.

Заключение ПМПК содержит рекомендации об условиях воспитания, образования детей с нарушениями развития или отклонениями в поведении. В заключении должно быть указано, в какой школе и в какой форме ребенку целесообразно получать образование: обычная школа, специальный (коррекционный) класс обычной школы, специальная (коррекционная) школа определенного вида, специальный класс специальной (коррекционной) школы определенного вида, надомное обучение (с указанием рекомендуемого сочетания различных форм организации образовательного процесса: индивидуальные занятия на дому, сочетание индивидуальных занятий на дому с индивидуальными и/или групповыми занятиями в классе) – подробно см. раздел «Обучение на дому» и Приложение 6.26. Кроме того, в заключении необходимо указать учебную нагрузку в неделю (если

80