ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

она должна быть индивидуальной и отличаться от общей нагрузки класса или школы), необходимость в сопровождающем (Приложение 6.22) во время образовательного процесса, необходимость в индивидуальном учебном плане (Приложение 6.20), индивидуальном расписании занятий, необходимость в конкретных коррекционных мероприятиях (Приложение 6.29) в рамках специальной помощи для получения образования.

Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

В некоторых случаях (хотя такое теперь происходит довольно редко) родителям отказывают в выдаче заключения ПМПК. Помочь решить проблему может заявление родителей руководителю ПМПК о предоставлении письменного заключения ПМПК (Приложение 6.30). Если заключение не выдают продолжительное время – приходится обращаться в орган управления образованием, в крайнем случае – в прокуратуру, с жалобой на действия ПМПК (Приложение 6.31).

Если содержание заключения родителей не устраивает (предложенный комиссией образовательный маршрут, по их мнению, не соответствует возможностям и образовательным потребностям ребенка), такое заключение можно обжаловать (Приложение 6.24). Обжалованию подлежат также еще встречающиеся изредка «в глубинке» заключения ПМПК о «необучаемости» ребенка или рекомендации помещения его в «учреж-

дение (интернат) социальной защиты». Сегодня применение термина «необучаемый» по отношению к любому ребенку, в каком бы состоянии он ни находился, как показано выше, оказывается «вне закона»: закрытие

для какого-либо ребенка доступа к образованию однозначно расценивается как дискриминация. Родители или орган управления образованием могут напомнить отдельным сотрудникам ПМПК о парадигме законодательства и о последствиях принятия некомпетентного решения. Что касается рекомендации «помещения в учреждение социальной защиты», то

всоответствии с положением, на основании которого действуют ПМПК, а также на основании Закона РФ «Об образовании» ПМПК созданы «в целях… подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания» и ни

вкоей мере не призваны определять, где ребенку жить (изымать ли его, не дай Бог, из семьи): согласно статье 54 Семейного кодекса, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Также ПМПК не вольна

6. Образование особого ребенка 81


решать, имеет ли ребенок право на образование – оно согласно Конституции РФ принадлежит каждому. Поэтому нельзя допускать попыток ущемления прав особого ребенка.

В конфликтных ситуациях, связанных с деятельностью ПМПК, уместно довести до сведения лиц, принимающих решения, содержание письма Министерства образования РФ от 6 апреля 2004 г. № 26/188-би, в котором особо подчеркивается, что «необходимо обеспечить неукоснительное со-

блюдение статьи 43 Конституции Российской Федерации и пункта 10 статьи 50 Закона РФ “Об образовании” психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инва- лидов… не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование».

Отступление: о медицинском диагнозе

Родителей часто тревожит ситуация, когда на комиссии ПМПК (или при обследовании в учреждении медико-социальной экспертизы – МСЭ) ребенку ставят диагноз, с которым родители не согласны (и даже есть заключения других специалистов об ином диагнозе). Однако родители обычно склонны преувеличивать значение записи о том или ином диагнозе для судьбы ребенка. Реагируя на ту или иную «диагностическую» запись, родители должны учитывать следующее. Прежде всего, заключение учреждения МСЭ – лишь мнение специалистов; оно имеет значение для ребенка только в плане различных медицинских показаний, методов и способов лечения. Собственно диагноз как запись в документе никак не

может определять судьбу ребенка. Право на образование диагноз не определяет. Что касается заключения ПМПК – в нем по смыслу и цели ее работы (Приложение 6.21) и по высказанным выше причинам может быть лишь

педагогический, а не медицинский диагноз, связанный с теми или иными проблемами обучения и социализации. ПМПК не ставит перед собой цель поставить медицинский диагноз и не наделена такими полномочиями.

При определении условий получения ребенком образования учитываются только образовательные и социальные возможности ребенка, которые определяются по педагогическим критериям. Допустим, родители и ряд специалистов считают, что у ребенка ранний детский аутизм, а учреждение МСЭ ставит умственную отсталость. Для того чтобы выбрать, в школе какого вида или типа целесообразно учиться ребенку, определяющее значение имеют образовательные потребности и возможности ребенка, а не диагноз. Т.е. в данном примере ребенок не обязательно исходя из диагноза должен обучаться в школе VIII вида (для детей с «умственной отсталостью»), он может учиться и в школе VII вида (для детей с задержкой психического развития), а также в обычной школе с соответствующей поддержкой – если познавательные возможности ребенка это позволяют,

82


работающие с ребенком специалисты с этим согласны и есть конкретная школа, которая берется за организацию такого обучения.

О выборе типа обучения и формы образования

Целью и результатом родительского поиска, и в частности – прохож-

дения ПМПК, является выбор образовательного учреждения и формы

получения ребенком образования. Результатом такого поиска могут стать:

обучение в обычном классе обычной школы (см. раздел «Обычные общеобразовательные учреждения: прием в школу»);

обучение в специальном (коррекционном) классе обычной школы или классе «Особый ребенок» (см. раздел «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, специальные (коррекционные) классы в обычных школах»);

обучение в специальной (коррекционной) школе (см. там же);

обучение на дому (см. раздел «Обучение на дому»);

обучение в негосударственном образовательном учреждении (орга-

низации) (см. раздел «Негосударственные образовательные организации»).

Все перечисленное – различные формы очного образования в образовательном учреждении. Однако родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования (см. раздел «Семейная форма получения образования»). Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очнозаочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план. Всегда нужно помнить, что допускается сочетание различных форм получения образования.

Если же поблизости от дома нет необходимых условий для получения ребенком образования (т.е. нет специальной (коррекционной) школы, класса), то придется специально добиваться появления таких условий «здесь и сейчас»: дети растут и не могут ждать, пока до создания таких условий дойдет очередь (см. раздел «Создание класса для особых детей»).

Обычные общеобразовательные учреждения: прием в школу

Если специалисты рекомендуют обучение в обычной общеобразовательной школе, то для поступления в школу не требуются дополнительные медицинские справки (Приложение 6.32) или заключение ПМПК, помимо формы № 026/у-2000 (медицинская карта ребенка для образовательных учреждений). Однако если ПМПК рекомендует обучение ребенка в специ-

6. Образование особого ребенка 83


альном (коррекционном) классе, но родители считают, что ребенку следует учиться в обычной школе (классе), и намерены отдать ребенка туда, то им важно помнить, что заключение ПМПК носит для них рекомендательный характер и предъявлять его в школе не обязательно.

Выбрав школу, родители сдают необходимые для этого документы в секретариат, что фиксируется в журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации заявления родителям выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приеме в общеобразовательное учреждение; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.

Необходимо иметь в виду, что отказ в приеме в школу в связи с неудовлетворительными результатами тестирования или собеседования, проведенного школой с ребенком, является незаконным. Собеседования и тестирования при приеме в школу законодательством не установлены, но и не запрещены. Действительно, они проводятся образовательными учреждениями для определения уровня готовности ребенка к школе. Но результаты таких собеседований и тестирований могут применяться только в педагогических целях. Школа может обратить внимание родителей на тот факт, что ребенок психологически не готов к школе, и порекомендовать продолжить дошкольное образование. Но если родители решат, что ребенок пойдет в школу – отказать в приеме на указанных основаниях школа не имеет права. Исключение из всего вышесказанного составляют прогимназии, гимназии и другие образовательные учреждения, в уставных доку-

ментах которых предусмотрены определенные требования к уровню развития ученика. Законодательством региона может быть установлено, что такие

образовательные учреждения вправе определять свои правила приема. Иногда еще встречаются случаи, когда администрация школы, увидев,

что у ребенка есть проблемы в развитии, делает попытку отказать в приеме на основании «отсутствия справки врача о возможности его обучения». В этом случае родители могут действовать вполне определенно и добиваться приема ребенка в школу (Приложение 6.32), а орган управления образованием должен разъяснить администрации школы незаконность подобной позиции.

Письменный отказ принять документы или зачислить ребенка в школу родители могут обжаловать учредителю (орган управления образованием, указанный в уставных документах). Отказ в приеме в школу правомерен только при отсутствии в школе свободных мест. В этом случае орган управления образованием должен направить ребенка в другую ближай-

84