ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

понимать, в каком образовательном учреждении следует получать консультативную помощь и проходить промежуточную и итоговую аттестацию.

К сожалению, в федеральном законодательстве вопрос оформления получения образования в семейной форме не урегулирован. Поэтому для того чтобы понять, как оформить такую форму получения образования, надо обращаться к региональному законодательству.

Мы можем обратиться с соответствующим запросом в орган управления образованием по месту жительства. При этом в обращении необходимо ставить вопрос о том, каким образом оформить получение образования в семейной форме, в каком образовательном учреждении, ближайшем к месту проживания ребенка, можно получать консультативную и методическую помощь и как оформляются отношения между образовательным учреждением и семьей, где и в каком порядке ребенок будет проходить промежуточную и итоговую аттестацию, какая финансовая помощь семьям, обучающим детей в такой форме, предусмотрена законодательством региона. Примером регионального регулирования получения образования в семейной форме является Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827-ПП (Приложение 6.61).

При организации образовательного процесса в форме семейного образования предполагается самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) ребенка освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в образовательном учреждении, к которому «прикреплен» ребенок. При выборе семейной

формы образования родители самостоятельно принимают решение о том, кто будет непосредственно заниматься с ребенком (они сами или привлеченные педагоги), о плане обучения по выбранной программе, о расписании занятий и др. При этом организация образовательного процесса так или иначе должна быть привязана к срокам промежуточной и итоговой аттестации, установленным в договоре с образовательным учреждением.

Проведение учебных, практических и иных занятий, выполнение лабораторных и практических работ, проведение промежуточной аттестации осуществляется по очной форме в образовательном учреждении в соответствии с договором, заключенным между законными представителями обучающегося и образовательным учреждением.

Финансовая поддержка семейной формы получения образования

должна быть установлена региональным законодательством (пункт 4.8 Положения о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразова-

6. Образование особого ребенка 99


тельные программы, в Приложении 6.61). Денежные выплаты в этом случае могут пойти, в частности, на оплату услуг привлеченных педагогов.

Если обучающийся по семейной форме получения образования не осваивает программу обучения, возникающие трудности преодолеваются тем же образом, что и при организации обучения особого ребенка в обычной школе (см. подраздел «Трудности организации обучения особого ребенка в обычной школе и пути их решения»).

Так же как и при очной форме получения образования, обучающийся по семейной форме осваивает образовательные программы:

в соответствии с критериями, установленными для различных образовательных уровней, подавая соответствующее заявление на участие

ваттестации (Приложение 6.62);

не предусматривающие достижения образовательного уровня (см. подраздел «Аттестация, документы об образовании» раздела «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, специальные (коррекционные) классы в обычных школах»).

Соответственно, обучающийся по окончании обучения получает либо аттестат, либо свидетельство.

Заметим, что в ходе обучения ребенка родители могут отказаться от семейной формы получения образования и выбрать иную форму (Приложение 6.63).

Создание класса для особых детей

Если рядом, а то и во всем населенном пункте не организован класс (школа) с условиями, подходящими конкретному ребенку, надо добивать-

ся организации необходимых условий в местной школе – это обязанность исполнительной власти (Приложение 6.60), прежде всего – органа образования.

Для того чтобы органы власти смогли заняться организацией условий для получения ребенком образования, родителям необходимо иметь заклю-

чение ПМПК об условиях обучения ребенка (см. подраздел «Как пройти ПМПК и получить заключение»). Также очень желательно иметь запись в ИПР ребенка-инвалида (если у ребенка оформлена инвалидность) об обучении в школе, классе соответствующего вида (Приложение 6.64).

После получения документов от ПМПК и учреждений МСЭ родителям

следует письменно обратиться в местный орган образования (Приложение 6.65). Если есть возможность, нужно объединиться в этом обращении с родителями других детей с нарушениями развития, нуждающимися в организации аналогичных условий получения образования. Если такие сподвижники нашлись, то обращаться в орган управления образованием сле-

100



дует коллективным письмом, если нет – то от себя по поводу обучения своего ребенка. Кроме объединения с другими родителями существенно помочь могут организационные предложения со стороны родителей. Например, если в населенном пункте уже создана специальная коррекционная школа VIII вида, в ней можно предложить создать коррекционный класс V или VII вида. Или, например, если на территории, где проживают дети, существует детский дом-интернат (системы социальной защиты) для детей с ограниченными возможностями здоровья, в нем можно открыть такой класс (естественно, при проживании детей, обучения которых добиваются родители, в семье) – это поможет и обратившимся в органы власти семьям, и детям, живущим в интернате.

Если же сотрудники органа образования считают, что ресурсные возможности для организации класса отсутствуют, родителям придется обеспечить право ребенка на образование, обратившись в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка по месту жительства, в суд (Приложение 6.66).

Негосударственные образовательные организации

Дошкольное, основное общее, среднее общее (полное) образование, профессиональное образование может быть получено в негосударственных образовательных организациях.

Негосударственная образовательная организация имеет право вести образовательную деятельность при наличии лицензии на образовательную деятельность, в которой, помимо прочего, указываются перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предо-

ставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения.

Права образовательной организации на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента государственной аккредитации образовательной организации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Правила приема в негосударственную образовательную организацию устанавливаются ею самостоятельно и могут содержаться в уставе организации или быть приняты локальным актом (отдельный документ, подписанный руководителем организации). Организация может установить в Правилах приема тестирование, экзамены, собеседования, другое.

Для приема ребенка в негосударственную образовательную организацию между родителями (иными законными представителями) несовер-

6. Образование особого ребенка 101


шеннолетнего и негосударственной образовательной организацией заключается договор, с которым необходимо внимательно ознакомиться. При заключении договора следует обратить внимание на права и обязанности ученика, родителей (иных законных представителей), образовательной организации; содержание образования (образовательные программы); организацию образовательного процесса (учебная неделя, учебный день); организацию питания, другое; порядок промежуточной и итоговой аттестации, переход на следующую ступень образования (перевод в следующий класс), а также порядок и основания расторжения договора в одностороннем порядке. Если в условиях договора родителей что-то настораживает, надо взять его домой для внимательного изучения – в частности, чтобы иметь возможность узнать, как регулируются законодательством смущающие родителей ситуации.

Государство гарантирует общедоступность образования, однако гарантия эта реализуется через государственные образовательные учреждения. Поэтому если уставными документами негосударственной образовательной организации предусмотрен прием детей с определенными требованиями к здоровью, к уровню психологических и интеллектуальных возможностей ребенка, то ребенку может быть отказано в приеме в эту организацию, если особенности его развития не отвечают таким требованиям. По указанным причинам и в дальнейшем при обучении ребенка в негосударственной образовательной организации возможно одностороннее расторжение договора об образовательных услугах по инициативе организации (Приложение 6.67).

Организация образовательного процесса определяется негосударственной образовательной организацией самостоятельно. Права и обязанности образовательной организации, родителей и ученика устанавливаются

вдоговоре, заключаемом между организацией и родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. Однако нормы права, установленные Законом РФ «Об образовании», являются обязательными для всех образовательных учреждений (организаций) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Ти-

повые положения, принятые для государственных образовательных учреждений, являются примерными для негосударственных образовательных организаций, т.е. негосударственные образовательные организации могут руководствоваться ими при организации своей деятельности.

Таким образом, основные права и обязанности сторон образователь-

ного процесса, установленные законом, должны соблюдаться и в негосударственной образовательной организации.

На практике так называемые «частные школы», «частные детские сады», в целом, готовы помогать детям с особенностями развития. Надо иметь

ввиду, что и для организации дополнительной помощи детям в негосу-

102