ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 383
Скачиваний: 0
дарственных образовательных организациях им могут понадобиться рекомендации специалистов, наблюдающих ребенка (см. подраздел «Как получить рекомендации специалистов и подготовиться к прохождению ПМПК»), и/или заключение ПМПК (см. подраздел «Как пройти ПМПК и получить заключение»). Это может быть необходимо организации и на случай проверки ее деятельности контролирующими органами. Например, если для ученика разработан индивидуальный учебный план, в соответствии с которым сроки освоения им математических дисциплин увеличены в связи с особенностями их усвоения ребенком, в его личное дело целесообразно включить соответствующие рекомендации специалистов и/или соответствующее заключение ПМПК.
Обучение в негосударственных общеобразовательных организациях аналогично обучению в соответствующих обычных (см. раздел «Обучение
вобычной общеобразовательной школе») или специальных (коррекционных) (см. раздел «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, специальные (коррекционные) классы в обычных школах») государственных общеобразовательных учреждениях.
Аттестация и получение документов об общем образовании в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, регулируются теми же нормами, что и в государственных общеобразовательных учреждениях.
Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных организациях, имеют право на аттестацию в форме экстерната
ваккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа (статья 50 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, обучающиеся, окончившие негосударственную образовательную организацию, не имеющую аккредитации, получают документ об окончании этой образо-
вательной организации, а затем проходят государственную итоговую аттестацию в аккредитованном образовательном учреждении (см. раздел «Семейная форма получения образования»).
Если родитель (опекун, попечитель) оплатил обучение своего ребенка (подопечного), то он имеет право на социальный налоговый вычет на образование ребенка (Приложение 6.68).
6. Образование особого ребенка 103
7. Взрослая жизнь (что дальше?)
Процесс образования для любого ребенка, в том числе – и особого, условно делится на два этапа. Задача ребенка на первом этапе – максимально открыть для себя мир, освоить его и понять, что происходит вокруг. Затем наступает второй этап: выбор интересующей человека сферы знаний и специализация в ней. Итогом этого выбора становится реализация им потребности в работе, в том, чтобы трудиться и приносить пользу другим людям. Это одна из важнейших потребностей любого взрослеющего человека.
Нередко «борьба за права» для особых людей ставит целью освобождение человека с ограничениями жизнедеятельности от необходимости работать. Но за такой интерпретацией прав особых людей стоит не только игнорирование их потребностей, но и глубинное непонимание человеческой природы вообще: ведь лишая любого человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь и самостоятельный заработок, право стать состоявшейся личностью и наполнить свою жизнь смыслом. Поэтому такого рода «забота» является в лучшем случае «заблуждением», а на самом деле – откровенной дискриминацией.
Другой потребностью, неразрывно связанной с процессом взросления, является потребность человека в реализации максимально самостоятельной (автономной) жизни.
Обе эти потребности не зависят от наличия или отсутствия у человека ограничений жизнедеятельности. От ограничений жизнедеятельности зависят только способы реализации этих потребностей: очевидно, что осо-
бый взрослый нуждается в поддержке трудоустройства и жизнеустройства. И наше государство, позиционирующее себя как социальное, обязалось ему эту поддержку обеспечить. В рамках представлений цивилизованного человечества, международных правовых норм, Конституции Российской Федерации и ее законодательства, в соответствии с психологической наукой и педагогической практикой, человек, получив образование на первом этапе, должен встроиться в нормальную жизненную колею.
Далее мы поговорим о практической организации такой поддержки.
104
Поддерживаемое трудоустройство
Государственный интерес
Для того чтобы человек с ограничениями жизнедеятельности мог работать, нужно помочь ему овладеть какой-либо профессией. Оптимальный возраст для начала этого процесса – подростковый: человек переходит от зависимости и потребительства к взрослой жизни и начинает заботиться о других. Практика показывает, что любому, сколь угодно «особому» ребенку (подростку, молодому человеку) можно дать профессиональные знания и подготовить к работе– вопрос только в обеспечении необходимой психолого-педагогической и социальной поддержки. Так, в Москве уже четвертый год при участии Департамента образования на базе государственного Технологического колледжа № 21 действует первый в России «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки», где основам профессии успешно обучают молодых людей с тяжелыми нарушениями развития (многие их них так и не смогли получить даже начального образования). Еще несколько лет назад о профессиональном обучении таких людей не было и речи.
Надо сказать, что в последние годы как в столице, так и в стране в целом существенно расширился доступ детей с ограниченными возможностями здоровья к образованию. Многие дети, считавшиеся раньше «необучаемыми» (дети с эмоционально-волевыми, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития), успешно обучаются в школах разного вида и типа.
Таким образом, в решении проблемы образования особых детей по-
степенно намечаются сдвиги. Но вслед за обучением для подростков и их семей на первый план выходит проблема овладения азами профессии и вхождения в трудовую жизнь: ведь число особых молодых людей, окончивших образовательные учреждения и вплотную столкнувшихся с проблемами организации следующего жизненного этапа – профессионального обучения и трудоустройства, – составляет сотни тысяч человек. Это не только люди с выраженными ограничениями жизнедеятельности; это также и многие выпускники специальных (коррекционных) школ, выпускники интернатов, молодые люди с различными психическими особенностями и акцентуациями, с трудом адаптирующиеся к современной жизни и в конечном итоге не находящие профессиональной и трудовой реализации. Нерешенность этих проблем – это несбывшиеся надежды, а в перспективе – прогрессирующая депрессия и деградация личности, психическая депривация семьи. Это также гигантский объем недополученных услуг и товаров, недополученных казной средств, упущенная эко-
105
номическая выгода и возрастающие и неокупаемые затраты на социальные выплаты. Наконец, это разрастание криминального слоя за счет части из этих молодых людей, не нашедших профессионально-трудового применения. Отсутствие профессионального обучения и нетрудоустроенность большинства особых людей – мощный очаг социальной напряженности в обществе. Основной вопрос, волнующий родителей подростков с ограничениями жизнедеятельности, педагогов, общественные организации: что дальше?..
Помимо появления новых возможностей и улучшения качества жизни значительного числа граждан, трудоустройство особых взрослых имеет ряд важных последствий и для страны в целом. Участие в труде дает человеку возможность заработка, а следовательно, повышает степень его свободы от опеки, в какой бы форме она ни выражалась, а также, в той или иной мере, снимает бремя опеки с государства.
Таким образом, государственные интересы (социальные и экономические) требуют скорейшего решения этой проблемы.
«Нетрудоспособность»: преграда или заблуждение?
Решение проблемы организации поддерживаемого трудоустройства связано с несколькими моментами, нормативное обеспечение которых может показаться дискуссионным, в особенности в свете трактовки его учреждениями МСЭ и работодателями.
Первый из этих моментов – последствия записи «нетрудоспособен»
всправке об инвалидности («розовой справке»). Попробуем прояснить,
вчем же, в соответствии с законом, заключаются эти последствия.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инва-
лидов», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., подчеркивают следующее: «Термин “нетрудоспособность” означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношение между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими». Таким образом, «нетрудоспособность», как считают «Стандартные правила...», определяется не состоянием инвалида, а его окружением, средой. Если инвалид
попадает в среду, где у него есть реальная возможность трудиться, то вести речь о его «нетрудоспособности» не приходится.
С семантической точки зрения термин «ограничение способности/ возможности», или «ограниченная трудоспособность», ни в коей мере не
106
подразумевает наличия какого-либо «запрета» или чего-то подобного. Ведь речь идет не об объективном, а о субъективном ограничении, представляющем собой всего лишь фактическую невозможность лица трудиться на данном производстве в данный момент, и не более того. Подчеркнем, что российское законодательство в принципе не содержит какого-либо определения термина «нетрудоспособность».
Единственным нормативным правовым актом, многократно обращающимся к понятию «нетрудоспособность», являются Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 августа 2005 г. № 535. Пункты 6 и 12 указанного нормативного правового акта определяют III степень способности к трудовой деятельности как неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности. Указанный нормативный правовой акт направлен на применение его учреждениями медико-соци- альной экспертизы и регулирует узкий круг вопросов установления учреждениями МСЭ тех или иных ограничений жизнедеятельности человека.
Понятие нетрудоспособности мельком упоминается также в некоторых других областях права в достаточно вольной трактовке. Например, в наследственном праве под нетрудоспособными понимаются в том числе лица, имеющие любую группу инвалидности и, соответственно, любую степень способности к трудовой деятельности. Нет сомнений, что в отношении применения понятия нетрудоспособности никакие нормы не могут рассматриваться с точки зрения противостояния «вышестоящим» нормам российского и международного законодательства.
Трудовое законодательство не определяет понятие «неспособность к
трудовой деятельности», однако применяет его: статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что одним из обстоятельств прекращения трудового договора, не зависящим от воли сторон, является «признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждениями МСЭ, содержит строку «Степень ограничения способности к трудовой деятельности». Как правило, содержание именно этой строки справки и является поводом для прекращения трудового договора при установлении III степени способности к трудовой деятельности.
Работодатель, даже будучи удовлетворенным работой «особого» работника, может опасаться санкций со стороны контролирующих органов (трудовой инспекции): непрекращение договора с нетрудоспособным по
7. Взрослая жизнь (что дальше?) 107
пункту 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации традиционно может трактоваться, как мы уже сказали, как нарушение трудового законодательства и являться основанием для применения ответственности в соответствии с административным законодательством1. Налоговые и контролирующие органы могут усмотреть в факте наличия действующих трудовых договоров с «нетрудоспособными» попытку незаконно получить льготы и/или незаконно эксплуатировать труд человека, который, как правило, постоять за себя не может.
В такой ситуации реальный выход мы видим в обжаловании инвалидом решения бюро МСЭ об установлении ему III степени утраты трудоспособности (не забывая, что установление меньшей степени сопровождается уменьшением размера пенсии по инвалидности).
Согласно трудовому законодательству, трудовой договор изменяется в связи с тем, что работнику выполняемая им работа противопоказана по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. В этом случае осуществляется перевод на другую работу в соответствии с медицинским заключением (статья 73 Трудового кодекса Российской Федерации), а трудовой договор прекращается, если работник откажется от такого перевода либо если у работодателя отсутствует соответствующая работа (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, медицинское заключение о возможности осуществлять трудовую деятельность должно учитывать в полном объеме личностные особенности инвалида, ориентируясь не только на практическую возможность использования его трудового потенциала исходя из реального рынка труда, но и на объективную возможность трудиться. Трудовой договор всегда заключается в отношении конкретной должности; соответственно, и медицинское заключение должно касаться способности или
«неспособности» конкретного человека исполнять конкретные трудовые обязанности.
Кроме того, в описываемых ситуациях можно отстаивать следующую позицию: если работник желает продолжать трудиться, то непрекращение трудового договора на основании медицинского заключения о полной неспособности трудиться не является нарушением законодательства. Су-
1Кодекс об административных правонарушениях содержит статью 5.27 («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»), в соответствии с которой подобное нарушение карается административным штрафом на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
108