ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 387
Скачиваний: 0
Региональная модель поддержки трудоустройства
Анализ законодательства и правоприменительной практики в этой сфере вкупе с детальным осмыслением поставленных задач создает образ модели, описывающей организацию и функционирование системы поддерживаемого трудоустройства. Для того чтобы эта модель была работоспособна и обеспечивала возможность реального внедрения в регионе, она должна быть основана на следующих принципах:
–модель должна в максимальной степени базироваться на уже имеющихся в регионе структурах, органах и механизмах, затрагивающих сферу ее действия;
–модель должна основываться на действующей федеральной и региональной правовой базе и не предполагать для своей реализации изменения (дополнения) действующего законодательства;
–проблема, решение которой моделируется, может быть решена только на основе взаимодействия нескольких ведомств;
–модель должна быть гибкой и универсальной, использовать как имеющиеся государственные, так и рыночные механизмы.
По просьбе столичного Департамента образования в Центре лечебной педагогики (Москва) был проведен системный юридический анализ федеральных и региональных нормативных актов, регулирующих профессиональное обучение и трудоустройство, правовых механизмов, лежащих
воснове работы различных региональных служб этой сферы, а также правовых механизмов и практики межведомственного взаимодействия. В результате была предложена схема модели организации региональной системы поддерживаемого трудоустройства (Приложение 7.1), легко адап-
тируемая к особенностям региона и отличающаяся универсальностью
по отношению:
–к представителям целевой группы – молодым людям с ограничениями жизнедеятельности и особенностями и акцентуациями психического развития. Модель призвана обеспечивать поддержку трудоустройства для нуждающихся в этом людей с ограничениями жизнедеятельности любой степени, – от имеющих «пограничный» характер до выраженных
итяжелых (сегрегация по признаку «тяжести-легкости» ограничений должна быть исключена);
–к видам и типам учреждений профессионального образования, где могут обучаться молодые люди с ограничениями жизнедеятельности; к формам предприятий, где могут успешно трудоустраиваться представители целевой группы. Модель нацелена на поддержку обучения и трудоустройства не только в специальных учреждениях профессионального образования или специализированных производственных комплексах, а в любом образовательном учреждении либо на любом предприятии от-
7. Взрослая жизнь (что дальше?) 113
крытого рынка труда, обеспечивая поэтапную социально-трудовую интеграцию таких людей в социуме и реализацию их права на труд.
Звеньями предлагаемой системы поддерживаемого трудоустройства являются:
–учреждения и организации начального и среднего профессионального образования (в том числе специальные);
–учреждения социально-трудовой адаптации (при необходимости
–осуществляющие дополнительную (с индивидуальными сроками) со- циально-трудовую адаптацию с целью дальнейшего трудоустройства на открытом рынке труда);
–предприятия открытого рынка труда.
Звенья системы обеспечивают поэтапную социально-трудовую интеграцию таких людей в социуме и реализацию их права на труд.
Правовой анализ показал, что для реального и успешного функционирования модели необходимо включение в межведомственное взаимодействие, помимо органов и учреждений образования и социальной защиты населения, органов и служб труда и занятости населения. Необходимы также заинтересованность и взаимодействие упомянутых региональных служб с Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по конкретному региону» (учреждения МСЭ), поскольку значительную часть молодых людей с ограничениями жизнедеятельности составляют инвалиды детства, а также инвалиды I, II и III группы и дети-инвалиды (если им еще не исполнилось 18 лет). В этих случаях естественно, чтобы потребность в поддержке трудоустройства была отражена в соответствующих разделах индивидуальной программы реабилитации (см. часть «О самом главном: индивидуальная программа реабилитации (ИПР)»). Однако поскольку учреждения МСЭ
независимы от региональной власти и, тем самым, не управляемы ею, – в модели должен быть предусмотрен специализированный экспертный орган, определяющий необходимость и различные критерии (виды, объемы) поддержки трудоустройства для конкретного лица с ограничениями жизнедеятельности.
Модель предусматривает также создание эффективной гибкой службы «социальных помощников», непосредственно осуществляющих поддержку трудоустройства конкретных лиц с ограничениями жизнедеятельности, как особого вида поддержки для тех, кто нуждается в нем в соответствии с рекомендациями экспертного органа.
Анализ законодательства, исследование структуры исполнительной власти в регионах и ее специализированных служб, практика внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также действующие региональные схемы бюджетного финансирования позволяют в сжатые сроки создать и реализовать в регионе модель системы поддержи-
114
ваемого трудоустройства, соответствующую международным конвенциональным и практическим стандартам в этой сфере.
При этом затраты на создание региональной системы поддерживаемого трудоустройства на основе предложенной модели окупаются экономическим эффектом от:
–возможности создания сотен тысяч дополнительных рабочих мест для людей с ограничениями жизнедеятельности;
–включения вклада последних в общественно-полезный производимый продукт;
–высвобождения не меньшего (а возможно, большего) числа их родственников для участия в производстве этого продукта.
Социальный эффект от реализации системы поддерживаемого трудоустройства на основе предложенной модели очевиден: обеспечение достойной жизни, повышение социальной и экономической самостоятельности людей с ограничениями жизнедеятельности, интеграция их в обществе, обретение ими смысла жизни и реализация права на труд; и, что не менее важно, преодоление социальной и психической депривации членов их семей.
Как поддержать самостоятельную жизнь особого взрослого
О проблеме
Дети вырастают: оперяются, вылетают из гнезда, начинают вести самостоятельную жизнь, заводят свои семьи. Вырастают и особые дети. Многие из них успешно социализируются и интегрируются в обществе. Но для части из них социализация и интеграция сопровождаются серьезными трудностями, происходят лишь частично – в широком диапазоне, но не настолько, чтобы они смогли отправиться в одиночку в «самостоятельное плавание». Некоторым из них поддержка будет нужна еще на протяжении многих лет; кто-то без поддержки не обойдется никогда.
Тем не менее выросшие особые дети уже не смогут вернуться к дет-
ству – несмотря на проблемы, которые они испытывают. Взрослость отличается от детства умением брать на себя ответственность за других. А для этого человек должен ощутить рядом этих «других», получить возможность сделать для них что-либо, почувствовать себя членом сообщества. Реализация этой возможности – переход от «я» к «мы» – приносит
7. Взрослая жизнь (что дальше?) 115
человеку огромное удовлетворение. Для любого человека, даже с очень тяжелыми проблемами, крайне важно быть не просто получателем, а тем, кто может внести что-то в этот мир: встать в строй с остальными, чтобы подставить кому-то плечо. Но человек с особыми потребностями не сможет сделать это сам – ему необходима поддержка.
Одним из обязательных аспектов такой взрослости является возможность трудиться (мы говорили об этом в начале данной главы). Однако человек должен ощутить себя равным среди равных и в остальной жизни
– вне родительской опеки.
Обычные люди, взрослея, берут на себя ответственность за других, в какой-то момент – и за престарелых родителей. Жизнь устроена так, что родители постепенно стареют и уходят раньше. Это естественно и не пугает родителей обычных детей. Однако совершенно по-другому воспринимают естественную смену поколений родители детей особых. Для них довольно рано встает страшный вопрос: что станет с их ребенком без них?
Для родителей ребят, которые смогут жить только со специальной поддержкой, этот вопрос стоит особенно остро. Большинству таких детей после совершеннолетия родители оформляют «недееспособность», а сами вследствие их «недееспособности» назначаются органами опеки и попечительства их опекунами. Поскольку статус «недееспособный» имеет для человека определенные юридические последствия, решение вопроса о его дальнейшей жизни неразрывно связано с этим статусом.
Мы не будем здесь подробно останавливаться на проблеме «недееспособности», поскольку обсуждение этой сложной и многоплановой темы могло бы стать предметом отдельного разговора (в подразделе «Недееспособность…» мы касались лишь узкого ее аспекта, связанного с трудовым законодательством). Заметим лишь, что нигде в цивилизованном мире нет
понятия полной недееспособности – в отличие от нашей страны. Везде недееспособность дифференцирована и распространяется лишь на отдельные сферы общественных отношений. Эту проблему еще предстоит цивилизованно решать в России, для этого потребуется изменение законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации; это предмет отдельного разговора. Здесь же мы будем оперировать понятиями недееспособности и опекунства постольку, поскольку это имеет отношение к возможности будущего взрослого жизнеустройства особых детей. Для ребят, не имеющих статуса «недееспособный», основные проблемы лежат не в правовой сфере, а в плоскости практической реализации – общей для всех, кто нуждается в поддержке.
Сегодня человек, у которого оформлена недееспособность, после смерти опекуна-родителя попадает в психоневрологический интернат (в случае, если не нашлось больше близких родственников, готовых принять на себя опеку над ним). Это означает жизнь в невыносимых для этих людей
116
моральных (а зачастую – и физических) условиях, обрекающих их на скорую смерть или мучительное «доживание»; неизбежную деградацию без возможности реализовать потребность в общении, в труде, в ощущении полезности для других людей и общества. Мы не будем более подробно обсуждать вопрос, что представляет из себя психоневрологический интернат в современной России; скажем лишь, что родители имеют полное основание бояться такого будущего для своих детей. Жизнь летит стремительно: вслед за родителями, мы не можем просто ждать, когда наше государство создаст «хорошие интернаты» для особых людей. Поэтому мы обсудим, какие модели самостоятельного поддерживаемого проживания законодательство позволяет реализовать уже сегодня и в каком направлении его надо менять, чтобы можно было считать эту проблему решенной.
Что можно сделать уже сегодня
Как и в сфере реабилитации и образования, альтернативой «собесовским» психоневрологическим интернатам могут стать негосударственные организации, занимающиеся поддерживаемым жизнеустройством совершеннолетних особых граждан. Многие родители особых детей и ро- дители-опекуны «недееспособных» взрослых ребят желали бы иметь возможность передать полномочия опекуна юридическому лицу – например, общественной организации инвалидов, которая взяла бы на себя исполнение функций опекуна, обеспечивая автономное проживание их взрослых детей. Такой возможности российское законодательство сегодня не предоставляет.
Вместе с тем, если у родителей есть хорошие знакомые, готовые, в случае необходимости, взять на себя опеку над их взрослыми недееспособными детьми и организовать их жизнеустройство – нет никакой гарантии, что орган опеки учтет их пожелания относительно личности опекуна и жизнеустройства недееспособного «ребенка».
Возможность назначить своему ребенку опекуна на случай своей смерти, по иронии законодателя1, дана только родителям несовершеннолетних детей – в то время как проблема со всей остротой встает для стареющих родителей уже взрослых недееспособных граждан.
Рассмотрим, каким образом можно подойти сегодня к решению каж-
дой из двух вышеперечисленных проблем и стимулировать развитие системы гуманного и эффективного поддерживаемого жизнеустройства.
1Статья 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
7. Взрослая жизнь (что дальше?) 117
Организация поддержки жизнеустройства в негосударственной организации
Если нашлась негосударственная организация, оказывающая социальные услуги по поддерживаемому проживанию, опекун-родитель может заключить с ней договор об оказании социальных услуг от имени своего взрослого недееспособного ребенка. Этой организацией может быть «социальная деревня» или «социальная община» городского типа; такая организация может быть и государственной (например, подразделение центра социального обслуживания) – если ее учредителями выступили, к примеру, органы социальной защиты населения. На основании заключенного договора взрослый недееспособный человек может проживать
вэтой организации и получать комплекс социальных услуг. Такой договор не прекращает своего действия в случае смерти опекуна (поскольку был заключен от лица недееспособного) и продолжает действовать на прежних условиях. В этом случае после смерти опекуна исполнение обязанности опекуна возлагается на организацию, оказывающую социальные услуги,
вкоторой проживает недееспособный. Правовые нормы, позволяющие реализовать такой вариант, приведены в Приложении 7.2.
При проживании недееспособного человека в организации, предоставляющей социальные услуги по поддерживаемому проживанию, целесообразно зарегистрировать его по месту пребывания в такой организации (в случае длительного проживания – это обязанность самой организации) и сообщить о перемене места фактического проживания в орган опеки и попечительства по месту жительства недееспособного человека. Согласно законодательству, опекун обязан сообщить информацию о перемене места жительства подопечного («постоянной прописки») в органы опеки не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства1. Такая обязанность возложена на опекуна для обеспечения возможности контроля со стороны органов опеки за соблюдением прав и интересов недееспособного лица. Для предотвращения конфликтных ситуаций (например, орган опеки решил проверить, как недееспособный человек живет в своей квартире, а он там фактически не проживает) считаем, что целесообразно сообщать в органы опеки и попечительства не только о перемене места жительства, но и о длительном переезде. При этом отметим, что менять место жительства (регистрацию по месту жительства) в ситуации переезда в организацию, оказывающую социальные услуги, не всегда рационально: если квартира, в которой «прописан» недееспособный, используется по договору социального найма, то «выписывать» недееспособного нельзя (в этом случае он потеряет право пользования жилым помещением). Необходимо также изучить региональное зако-
1Статья 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
118